Русские немцы. чужие среди своих

Инна Старикова
РУССКИЕ НЕМЦЫ:
ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ
  Историю нашего многонационального города и его окрестностей сложно представить без немцев. Они всегда занимали здесь свою, особую нишу. Из поколения в поколение сохраняли самобытную культуру, придерживались религии предков. Этому народу пришлось претерпеть много лишений. Страдать наравне с людьми других национальностей в годы революции и коллективизации. Голодать, терять родных и близких, сгинувших в лагерях. На долю этого народа выпали и сугубо свои невзгоды. Казалось бы: абсурд. Но, как говорится, из песни слова не выкинешь. В период ВОВ российские немцы оказались чужими среди своих. Не смотря на то, что многие знали о Германии лишь по семейным преданиям.  И наша страна была уже не второй, а первой и единственной родиной. Но это не помешало властям, а следом за ними и озлобленным на жизнь гражданам Страны Советов, зачислять в стан врагов ни в чем неповинных людей. Виноватых лишь в том, что их предки переехали т  нашу страну несколько веков назад…

В ПОИСКАХ ЛУЧШЕЙ ДОЛИ
  Немцы в России появились в 11- 12 веках. При Иване Грозном в Москве уже была обособленная Немецкая слобода, где жили ремесленники и торговцы. Оренбургские историки недавно вплотную занялись исследованиями жизни российских немцев. На основе архивных материалов удалось выпустить небольшую книгу «Немцы Оренбуржья. Прошлое. Настоящее. Будущее», - рассказывает Л. Шмидт, председатель общества российских немцев «Возрождение». – Там дана исчерпывающая информация. Но тираж невелик – всего 1 тыс. экземпляров. Поэтому, можно сказать, что до широкого круга читателей информация не дошла. Книгу распространили среди русских немцев области. Каждый населенный пункт получил по несколько сотен, а то и десятков экземпляров. А, между тем, орчане должны знать историю своего города. В которой немцы занимают свою, особую нишу. Так что начнем с экскурса в прошлое.
 Массовое переселение немцев в нашу страну, как известно, произошло при Петре 1 и Екатерине 2. В поисках лучшей доли в незнакомую страну потянулись католики, лютеране и меннониты. Казалось бы,  немцы - одна, небольшая нация. Но три разных религии, которой  придерживаются из поколения в поколения, вплоть до наших дней.
  Католики и лютеране стали перебираться в Россию по религиозным мотивам. Сложилась ситуация, что на каких то землях Германии притесняли католиков, на каких то- лютеран. О религиозных войнах знает каждый школьник. Россия же позволяла им исповедовать свою религию без всяких ограничений. Меннониты потянулись в Россию после указа Фридриха 2 (1774 .г) о ликвидации менонитского землевладения в Германии.
  Об особенностях вероисповедания стоит сказать особо. Ведь оно влияло на характер людей и образ жизни. Немецкая нация всегда отличалась строгостью и любовью к порядку. О том, какой образ жизни есть единственно правильный, у представителей разных религий свои представления. 
  Католическое духовенство имеет право толковать Библию, придерживается обета безбрачия. Для них непререкаемый авторитет – Папа Римский, они считают его наместником Христа на земле. Католики придерживаются общехристианских догматов о Божественной троице и верят в истинность Библии. Но при этом верят и в существование чистилища. Лютеране – последователи Мартина Лютера(1483-1546), который учил, что человек может спасти душу своей личной верой в Бога, без посредничества церкви. Лютеране провозгласили принцип всеобщего священства и равенства всех верующих. Выступали за упразднение сословия священников, вплоть до папы римского. Земная жизнь – это служение Богу,- утверждают они. - Спасение – не в бегстве от мира, а в земной жизни. Поэтому осуждали безбрачие, монашество католиков. Меннониты принадлежат к одной из старейших ветвей протестантства. Последователи учения Менно Симонса пропагандируют непротивление, осуждают активную борьбу со злом, придерживаются протестантских принципов о всеобщем равенстве.
  Разница религиозных убеждений привела к тому, что католики, меннониты и лютеране даже в России селились в разных местах, в соответствии с вероисповеданием. Переселенцев привлекали обширные неосвоенные земли: ведь известно, что эта нация всегда имела склонность к сельскому хозяйству.
  В Оренбургской области немцы появились с момента основания нашей губернии. Приезжали католики, лютеране и меннониты. Селились обособленно друг от друга и от представителей других религий, стараясь сохранить самобытную культуру. Массовое переселение в оренбургские степи началось в конце 19 века. Сюда, как правило, перебирались немцы с юга России и Украины. Все они отличались религиозностью, каждый сызмальства отлично знал Библию, соблюдал заповеди. Показательно, что в Оренбургской губернии к 1907 г. насчитывалось 1781 учебное заведение. 24 из них были русско – немецкими.
  К 1915 г. в нашей области было основано 55 колоний и хуторов немецких католиков и лютеран, 22 колонии и 1 хутор немцев – меннонитов.
  Что касается Орска, то сюда переселялись немцы в основном с Украины, Кавказа, Волги, Крыма. Но в город приезжали единицы. В основном немцы оседали в окрестных селах, ближе к земле. Потому что переезжали в основном крестьяне.
В АМЕРИКУ, ЗА ОКЕАН!
  Все иностранные военнопленные периода первой мировой войны содержались в 410 специальных лагерях, расположенных в глубоком тылу. Были они и в Оренбургской губернии. В Россию попало немало немцев, австрийцев, поляков, венгров, турок. Только на территории Оренбуржья насчитывалось порядка 5 тыс. военнопленных.
В своем большинстве германским немцам, как и другим военнопленным первой мировой, удалось вернуться на родину только к 1921 г. До этого им приходилось жить и работать здесь, приспосабливаясь к новым условиям. Многие вступали в  партию. Порядка 500 бывших военнопленных сражались на стороне красных в период гражданской войны. В Красную армию шли по велению души. Среди пленников многим были близки коммунистические идеалы. В феврале 1918 г. в Оренбурге даже возник «Легион эмигрантов – коммунистов», который воевал на Орске – Актюбинском фронте. Немцы – интернационалисты принимали участие в обороне Орска против банд Дутова и Колчака.
   В первые годы своего правления Советская власть уделяла внимание национальному вопросу. Известно, что в течение 10 лет в стране были созданы 250 национальных районов, и даже 5300 национальных сельсоветов. По этому признаку группировались не только немцы, но и другие народы.
  В 30 –х годах 20 столетия в нашей области проживали 14, 1 тыс. немцев. На базе немецких колоний Оренбуржья к 1936 г. были созданы 30 колхозов, ферм и кооперативных хозяйств. Были они и в окрестностях нашего города. Немецкие деревни в Оренбургской области были объединены в отдельное национальное образование - Кичкасский немецкий подрайон в составе Покровского района. Немцы, такова уж национальная черта, всегда тяготели к  индивидуализму. Их хозяйства, как правило, были крепкими: эти люди трудиться любили и умели. Поэтому советская власть очень многих причисляла к кулакам, лишала избирательных прав. Показательно, что уже в декабре 1929 г. число немецких кулаков по всей России составляло 5% от общего числа. Насильственная коллективизация, религиозные притеснения, да и нестабильность жизни в целом, влияли на умонастроения. Если сегодня немцы уезжают в Германию, то в те годы выходом из тупика виделась эмиграция в Америку. К примеру, только в 1929 г. из Оренбуржья в Америку выехали 1129 немцев. Массовые отъезды за океан беспокоили власти. Ведь немцы – старательные работники. Уменьшение их численности приводило к спаду экономики.   В том, что немцы уезжают из страны, винили кулаков и вредителей. В этом нет ничего удивительного: в то время во всем именно они оказывались крайними.    
  Кичкасский район просуществовал вплоть до 1938 года, и был ликвидирован в период усиления репрессий. О выезде за границу пришлось забыть. Многие были расстреляны как «враги народа». В Кичкасском районе было репрессировано порядка 200 немцев.

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ
  Статистика свидетельствует, что до Великой Отечественной Войны в России проживало порядка 2 млн. российских немцев. И жили бы себе люди дальше, тихо и мирно. Но в нашем государстве о спокойствии можно только мечтать.
    По словам Л. Шмидта, руководителя общества российских немцев «Возрождение» с началом военных действий немцы были призваны в действующую армию наряду с представителями других национальностей. Но спустя несколько месяцев появился запрет: воевать эти люди не должны. Немцы, по сути ставшие россиянами не в одном поколении, пустившие в стране глубокие корни, стали считаться неблагонадежными. Немцев захлестнула волна гонений и репрессий. Обычным делом стали обвинения в шпионаже, диверсиях, сотрудничестве с иностранными разведками. Тем не менее, свой вклад в дело победы они  все же внесли.
  Среди погибших орчан, чьи имена высечены возле вечного огня, значатся 48 немцев.   Сегодня в Орске живет много родственников погибших. У Эльвиры Рейн в первые же дни войны погиб брат – моряк И. Галингер. У В. Курцумбаума, активного участника хора «Возрождения», в прошлом трудармейца, отец был комиссаром полка. У А. Миксенбурга отец был заместителем комиссара дивизии, получил орден Красной звезды. Подвергся репрессиям и направлению в трудармию. У Ю. Берга, директора цементного завода, отец прошел путь от Финской границы до Москвы. Получил медаль за отвагу. Потом был репрессирован и направлен в трудармию. То есть никакие заслуги перед отечеством в расчет не брались. Всех немцев сняли с фронта, подвергли репрессиям по одному лишь факту принадлежности к неугодной национальности.
  28 августа 1941 г. вышел указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», где говорилось, что немцы Поволжья скрывают в своих рядах врагов советского народа и советской власти. Практически все немцы этой местности были переселены в другие края. Их старались разбросать по разным частям страны. Целыми эшелонами их отправляли на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, в среднюю Азию. После открытия секретных архивов, стало известно, что в эти годы в нашей стране  более 1 млн. немцев были лишены имущества и департированы и малолюдные районы.
 Переселение проходило в спешке. Людям практически не удавалось прихватить с собой личные вещи. Нажитое имущество оставалось на месте. Таковы требования властей.  Что смог одеть на себя, то и твое. Разрешалось взять продукты на неделю. Дальше – эшелон, и долгая дорога в неизвестность. Родственников разлучали намеренно, отправляя членов одной семьи в разные края. Что и говорить, страна не знала такого беспредела со времен крепостного права.
  Тяжело пришлось жителям сельской местности. Вышло постановление, по которому немецкие села безвозмездно сдавали в фонд обороны часть продукции.
  Вскоре грянула новая беда. Согласно постановлению государственного комитета обороны «О порядке использования немцев – переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет», принятому в 1942 г. российских немцев через военкоматы начали призывать в трудовую армию. Постановление коснулось каждого: ведь немцы в одночасье попали под определение неблагонадежных. В целом по стране через эти жернова прошли еще порядка полумиллиона немецких мужчин и женщин.  В этот период промышленный Орск, который активно строился и развивался, принял тысячи вынужденных переселенцев. Основная масса немцев появилась в нашем городе именно в годы войны. Прибывали немцы из Красноярского и Краснодарского края, Новосибирской, Омской областей, Ставрополья, Нижнего Поволжья. Особенно массовыми в плане переездов выдались 1942-1943 гг. На плечи трудармейцев легло строительство объектов оборонного значения. Можно с уверенностью заявить, что немцы принимали участие в строительстве всех заводов, которые появились здесь, в глубоком уральском тылу в военное лихолетье. Строили предприятия на Почтовой, 1, Почтовой 12, ЮУМЗ, Механический завод, расширяли, увеличивали мощности Никелькомбината, завода им. Чкалова. Прокладка трубопровода для прокачки нефти из Казахстана в Орск – полностью заслуга русских немцев.
  В Оренбургской области трудармейцы работали на лесоповалах, строительстве железных дорог, добыче угля, руды, прокладке нефтепроводов. Выполняли самую тяжелую физическую работу без участия техники.
   Поначалу в трудармию не забирали женщин, у которых на руках были дети до 3 лет. Но с 1943 г. военкоматы стали призывать на работы в трудовых лагерях даже кормящих матерей. Дети оставались на попечение престарелых родственников или сердобольных соседей. Многим впоследствии пришлось с лихвой хлебнуть сиротской доли…
  Мужчины – трудармейцы рвались на фронт, бить врага. Недоумевали: как же так? Почему? Писали заявления в военкоматы. Но ответ был один: вы нужны там, куда вас призвали. Работайте в тылу. 
  В Орске было несколько лагерей трудармейцев. Рядом с заводом им. Чкалова в пос. Крекинг и вовсе был сплошной барачный массив. Людей размещали за колючей проволокой в унылых одноэтажных строениях с несколькими рядами нар. Вооруженная охрана контролировала каждый шаг несчастных. Под конвоем – на работу. Так же – назад. Немецкая речь вызывала подозрения. Паспорта отобрали. Комендатура устраивала ежемесячные проверки. Само собой, ни о какой зарплате не было и речи. Люди трудились на износ… за баланду. Как настоящие заключенные. Кормление было весьма скудным. Жуткое жидкое варево, норма хлеба 400 – 600 грамм в день. Кроме того, при невыполнении нормы паек постоянно уменьшался в качестве наказания. Ни о каком контроле за здоровьем не было и речи. Бесправные люди падали от истощения и болезней. Смерть выкашивала людей сотнями. Но охранку это волновало мало. На место умерших трудармейцев тут же прибывали новые. Из-за невыносимых условий в трудармии погиб каждый второй.
  В этот же период Орске появились лагеря военнопленных немцев, австрийцев и венгров. Они содержались отдельно от русских немцев и между собой никак не контактировали. Пленные так же были задействованы на строительстве индустриальных гигантов. Положение в лагерях иностранцев ничем не отличалось от лагерей трудармейцев. По сути, и враги и ни в чем не повинный народ были на одинаковом положении заключенных. Те же угнетения, бесправие, смерти…
  Шла война. Для работы в тылу нужны были рабочие руки. Трудармейские лагеря были своего рода выходом из проблемы. Государство придумало схему, при которой людям не надо было платить за работу и выжимать при этом все силы. Трудармейцы внесли свой вклад в Великую победу. Но до этого праздника не удалось дожить немногим.
ПРЕЗРЕНИЕ – НАПОПОЛАМ С ВРАГАМИ
  Великая победа над фашизмом стала всенародным праздником. Русские немцы радовались долгожданному миру вместе со всеми. Однако клеймо врагов с них снято не было. К ним по-прежнему относились с подозрением. Ненависть к фашистам, пережитые горести выплескивались на невинных людей. Сказывалась государственная пропаганда. Русских немцев дразнили фашистами. Избегали общаться, чтобы не запятнать себя. Ущемление прав было во всем. Лица немецкой национальности не могли рассчитывать на высокие посты, продвижение по службе, получение высшего образования.
  До ВОВ в Поволжье существовала немецкая автономная республика. Немцы – народ трудолюбивый. Показательно, что за успехи ее награждали даже орденом Ленина. Но ее ликвидировали в начале войны. И даже после великой победы о ее восстановлении не было и речи. Трудовые лагеря со временем прекратили свое существование. Но переселенным немцам возвращаться в родные края было запрещено. Вышло специальное постановление правительства, где переезд приравнивался к побегу. Русские немцы обязаны были жить на отведенных им территориях.
 
Указ президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г.
«В целях укрепления режима поселения для выселенных Верховным органом СССР в период Отечественной войны…немцев,…а так же в связи с тем, что во время их переселения не были определены сроки их высылки, установить, что переселение в отдаленные районы Советского Союза указанных лиц проведено навечно, без права возврата на их на прежнее место жительства.
За самовольный выезд(побег) из мест обязательного поселения этих выселенцев виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности. Определить меру наказания за это преступление в 20 лет каторжных работ.»
 
  В Орске тоже не стало колючих проволок, немцам разрешалось самостоятельно передвигаться по городу. Но унижения на этом не кончились. Немцы были обязаны регулярно отмечаться в спецкомендатуре, показывая тем самым, что не сбежали, а находятся на месте…
Орские немцы устроились работать на те самые предприятия, которые строили в годы войны. Жили, как и прежде, в бараках.
  Бывшие охранники НКВД, охранявшие лагеря трудармейцев в годы войны, в мирное время чувствовали себя неуютно. Большинство из них тоже были подневольными людьми, и не могли не выполнять приказов правительства. Работали там, куда направили. Другое дело, что, будучи наделенные властью, эти люди вели себя по разному. Были такие, кто откровенно издевался над русскими немцами, пользуясь их бесправием. Встречались и добрые люди, которые старались поддержать морально ни в чем не повинных людей. Помогали одеждой, обувью, как то подкармливали…
  Но, в любом случае, бывшим охранникам неуютно жилось в новых условиях мира. Их откровенно презирали. Хотя немцы и не выражали свое отношение открытым бунтарством, бывшие охранники НКВД предпочитали менять место жительства. Переезжали в другие края. Туда, где никто не знал, какое именно правительственное задание они выполняли в годы войны…
РАСТЕТ САМОСОЗНАНИЕ НАЦИИ
Отношение к русским немцам начало меняться уже после смерти Сталина. Сначала на правительственном уровне. А затем стали «прозревать» и все остальные…
 Указ Президиума Верховного Совета СССР 13 дек 1955 г. наконец – то разрешил «снять с учета спецпоселения и освободить из под административного надзора органов МВД немцев и членов их семей, выселенных на спецпоселение в период Великой Отечественной Войны». Наконец – то люди получили долгожданную свободу. После унизительных визитов в спецкомендатуру, которая буквально контролировала каждый шаг, пусть небольшое, но послабление казалось благодатью. Не надо отчитываться в каждом шаге, жить будто крепостным крестьянам, испытывать вечное недоверие – и то хорошо. Но ни о каком возврате имущества, оставленного на прежних местах жительства, речи не шло. Впрочем, возвращаться в родные края по – прежнему было нельзя.
29 авг. 1964 г. увидел свет новый  Указ Президиума Верховного Совета СССР, касающийся русских немцев. Там говорилось: «жизнь показала, что эти огульные обвинения были неосновательными и явились проявлением произвола в условиях культа личности Сталина…» Представителей этой нации наконец – то официально перестали считать потенциально неблагонадежными. Но ограничения в выборе места жительства немцев были сняты лишь в 1972 г. Таким образом, потребовалось 30 лет для того, чтобы действия правительства были признаны ошибочными. Некоторые немцы вернулись в родные края. Но основанная масса людей осталась на тех местах, куда была переброшена волевым решением в годы репрессий и войны. Все – таки половина жизни на одном месте – не шутка.
  В 70-80 гг. когда немцам разрешили строиться, они начали вырываться из нищеты. В пос. Первомайский, Победа, Елшанка появлялись частные дома. На общем фоне они выделялись особой ухоженностью, аккуратностью. Наскитавшиеся люди с энтузиазмом обустраивали свой быт.
  Работники заводов стали перебираться из бараков в квартиры. В те времена в пос. Нефтяников( ул. Горького, Кутузова, Новосибирская) считался диким местом, оторвановкой. Коренные орчане заселялись на это место не охотно. Поэтому жилье здесь выделялось бывшим ссыльным и трудармейцам, работающим на заводе им. Чкалова. Впрочем, спустя несколько лет они ничуть не пожалели об этом. Появился пр. Ленина и район пос. Нефтяников стал центром города. Работникам Никелькомбината выделяли жилье в пос. Никельщиков. В общем то, в те годы место работы определяло место жительства. Впоследствии немцы расселились по Орску естественным путем. Квартиры обменивались, люди вступали в брак… Словом, жизнь вошла в свое обычное русло.
 С начала 80-х годов, в связи с перестройкой, в стране начался рост самосознания русских немцев. Очень быстро вошли в правило фестивали немецкой культуры. Началась активная борьба за восстановление немецкой автономии в Поволжье. Немцы наконец то смогли сказать в голос, что им нужен свой культурный центр. До войны в Поволжской республике проживало порядка 500 тыс. человек. Из них до перестройки дожили единицы. Прежние времена вспоминались ими с ностальгией. Мечтали не просто вернуться в родные края, а вернуть ту, прежнюю жизнь. Свою автономную область, культуру.
  Немцы отправляли петиции в правительство, направляли делегации в ЦК. Б. Ельцин, находясь в Германии, публично пообещал, что займется восстановлением немецкой автономии. Но, слова растаяли в воздухе. Чуть позже растаяла и надежда, что они сбудутся. «Если бы власти взялись за восстановление немецкой автономии, не было бы столь большой эмиграции, - делится Л. Шмидт, председатель общества российских немцев «Возрождение» – По меньшей мере, половина из уехавших предпочла бы остаться в своей стране. И строить свою жизнь в более привычных условиях. Немецкий регион быстро бы стал процветающим: трудолюбие народа всем известно. Но власти то ли забыли, то ли побоялись пойти на столь крутые перемены. Отсюда и результат…»
   По этой причине, а так же из-за экономической нестабильности в обществе, немцы продолжают эмигрировать за границу. Перебираются в Германию, в Америку, на запад. В этих странах нужны рабочие руки. А русские немцы – великие труженики, поэтому свое место в новом обществе им занять не сложно. По переписи населения 1989 г. в Орске проживало 7, 9 тыс. немцев. Сейчас осталось лишь 4, 1 тыс. человек. Ежегодно за лучшей долей за кордон отправляются порядка 200 человек. Из них примерно 10% возвращаются назад. Причина одна – у русских немцев и у коренных разный менталитет, отношение к жизни. Дело в том, что российские немцы много переняли от русского народа. Привыкли к более душевным отношениям между людьми, простоте в общении. Они более гостеприимны. В той же Германии не принято ходить в гости без звонка. Коренные немцы менее общительны, более консервативны. На праздники зовут очень немногих, и, как правило, устраивают их в каком – нибудь ресторанчике. Приглашения в дом редки. А русские немцы привыкли любить так любить, дружить, так дружить. С человеческим и душевным размахом. Как русские. Условности угнетают.
  Сегодня российские немцы – полноправная нация, наряду с другими. Пережитые ужасы прошлых лет остались позади. Пунктуальность, аккуратность, работоспособность приносят свои плоды. Сегодня немцев нередко можно увидеть на руководящих постах, в том числе и правительственных. К примеру, в двух областях: Свердловской и Тюменской, губернаторами являются немцы.
  Бывшие трудармейцы имеют статус участников ВОВ наряду со всеми, кто сражался за победу. Недавно получили медали в связи с 60-летием победы над Германией.
Все сосланные в другие края, работающие на народных стройках и лесоповалах, признаны незаконно репрессированными и реабилитированы.
   Время воинствующего атеизма кануло в Лету. Сегодня быть приверженцем той или иной религии – это потребность, состояние души. В Орске действуют две церкви, прихожанами которых являются немцы. На средства католической церкви напротив Дворца пионеров строится католический храм. Лютеранская церковь пока располагается в обычном доме на ул. Каховского. Средств на строительства храма у орских лютеран пока нет. Отличная лютеранская церковь построена в Оренбурге. Так что есть надежда, что когда – нибудь лютеранский храм будет и в нашем городе.
  Вот уже 15 лет в Орске действует немецкая общественная организация «Возрождение». Первое собрание состоялось в 1989 г. С тех пор российские немцы, наряду с другими национальными меньшинствами нашего города, ведут активную работу. Поддержка Германии неоценима. Посильно помогает и город: бесплатно выделили помещение в КДЦ «Молодежный, подсобили с ремонтом, предоставили музыкального руководителя. Все желающие немцы могут изучать народные обычаи, обряды. Действует хор взрослых и детей, молодежный клуб. Пенсионеры с удовольствием проводят досуг в Клубе сеньоров – так, солидно, на заграничный манер называют здесь объединение тех, кому за… 
  Годы репрессий и гонений на немецкий народ сделали свое дело. Сказался и запрет говорить на родном языке даже дома. Печально, но факт. Даже чистокровные немцы плохо владеют родным языком... Но из любого, казалось бы самого безвыходного положения, всегда найдется выход. И взрослые, и дети с удовольствием изучают немецкий язык в «Возрождении». С группой работает опытный педагог Л. Тирбах. Примечательно, что средства на оплату труда преподавателя выделяет Германия. Для многих, особенно для тех, кто собирается уезжать на историческую родину, эти курсы – серьезное подспорье. Впрочем, потребность в знании родного языка велика. Ведь это позволяет писать письма родственникам за границу, без боязни отправляться в гости: люди чувствуют себя увереннее в незнакомой стране, так как могут говорить и понимать немецкую речь. Воистину – знания – это двери в большой мир.