И опять про бочку с медом

Васюков Игорь
  На прошлой неделе в вузах города стартовала очередная кампания, связанная с новым набором будущих студентов. В последнее время, 5-7 лет, престиж высшего образования поднялся в РФ настолько высоко, что можно не сомневаться –  и нынешнюю кампанию ждет не меньший ажиотаж и накал эмоций, как это и было все последние годы.

Веское мнение губернатора

  На своих недавних встречах с молодежным и  студенческим активом  Череповца и Вологодской области губернатор Вологодской области коснулся темы будущего высшего образования на подведомственной территории. Напомним, что сейчас высшее образование находится в предреформенном состоянии и, скорее всего, в ближайшие 3-4 года, его «лицо» примет совершенно иное выражение. Главным будет наверное то, что в федеральное подчинение из огромного числа вузов России уйдут не более сотни вузов. При этом только два десятка составят т.н. «высшую лигу» - тонкий слой привилегированных учебных заведений, которых правительство будет содержать действительно по высшему разряду.
  Из Вологодской области в 20 –ку лучших со 99,999% вероятностью не войдет ни один вуз. Зато в сотню избранных некоторые вологодские вузы, в том числе и Череповецкий государственный вуз, имеют определенные шансы попасть. Остальные попадут в сферу подчинения областного правительства, а некоторых, по всей вероятности, ждет и совсем незавидная судьба – они будут расформированы.
  Известно, что у нашего губернатора, который после 15 лет своего «царствования» на позиции мэра Череповца и губернатора Вологодской области, чувство страха и меры несколько атрофировалось. Он уже ничего не боится, да и сам черт ему почти что брат. Поэтому его рассуждения о ситуации в высшем образовании области и о его будущем носили весьма легкомысленный характер, даже с учетом того, что язык Вячеслава Евгеньевича давно работает «без использования костей».
  Что же такого сказал ВЯП, чтобы так поразить вузовскую общественность. Ну, во-первых, он «брякнул» о том, что ему уже известно имя нового ректора ЧГУ, что самым прямым образом противоречит существующему законодательству – ректора по уставу ЧГУ избирает Ученый Совет вуза, а утверждает Министерство образования и науки. Если предположить то, что Вячеслав Евгеньевич знает что-то такое о кулуарных течениях в вузовской сфере, о которых не знают сами вузовские работники, то можно предположить, что ЧГУ перейдет в подчинение области. Ужо тогда то губернатор развернется, обеспечит финансирование крупнейшему городскому вузу, и… А вот отсюда надо поподробнее, так как Позгалев, судя по его словам, намерен кардинальным образом пересмотреть ситуацию и обеспечить в ней примат собственных представлений, ценностей, противоречий и заблуждений на счет высшего образования.

Романтики и прагматики вузовского образования

  Из того, что говорил Позгалев о вузах области стало ясно, что их, якобы избыточное количество его раздражает, а «холостая работа», т.е. работа не на существующий рынок труда не просто раздражает, а даже возмущает. Те из «взрослых», кто пребывал на встречах с ВЕ, в один голос утверждают, что губернатор высказал точку зрения на вузы, которая носит весьма поверхностный характер, а не плод серьезной диагностики состояния этой сферы и, уж  тем более, серьезных размышлений. К тому же, губернатор, никак не мог толком объяснить – куда же пойдет «освобожденная» от получения высшего образования молодежь. Неужели «на зафод»?!
  Дело в том, что сейчас в среде городской молодежи, а тем более их родителей, дураков, как говорится, уже нет. Все прекрасно понимают, что конкуренция за места специалистов становится все жестче. Но, все также прекрасно понимают, что по сегодняшнему состоянию дел, позиция простого рабочего без высшего образования, - это позиция еще более бесперспективная, чем перспектива некоторое время остаться без работы по специальности после получения диплома. Когда ты «темен» тобой могут помыкать все кому угодно. Кроме того, безудержное восхваление всякого рода «топ» и «мидл» последние 10-15 лет, привело к тому, что молодежь прекрасно знает то, кто настоящие герои нашего времени, у кого «куры денег не клюют» и кому надо подражать и следовать. Страшно ли это? Не знаю. Скажем Англия в XVIII  и  XIX века – это очевидно «фабричная страна». Сегодня – это финансовый центр мира, а грязные производства постепенно исчезли или исчезают с лица «британской земли».  Почему мы должны думать, что с нами не будут происходить аналогичные явления? Вот и на «Северстали» делают далеко идущие выводы – в ближайшее время в Череповец будут завозить 1500 гастрабайтеров с Украины. На наши рабочие руки, видимо, надежда уже невелика?!
  Это один момент. Другой момент заключается в том, что высшее образование, вообще-то естественная ценность современного молодого человека  и вне зависимости от прагматического исхода его «барахтаний» в вузовской среде, она дает ему нечто такое, что не может получить человек без образования. Нынешнее чиновничество везде и всюду кричит, что вузов много, что они работают некачественно, что создают переизбыток рабочих рук и т.д. и т.п. Это неправда. Качество высшего образования растет повсеместно с каждым годом. И это может подтвердить любой мало – мальски знакомый с состоянием сферы человек. Но с другой стороны, подумайте, а что можно сделать с желанием человека стать культурным, образованным, востребованным. Неужели «касты» как в Древней Индии следует вводить. Смешно!

Что день грядущий нам готовит?

Нетрудно понять, как уже говорилось выше, что и нынешним летом череповецкие вузы, особенно ЧГУ, будут штурмовать толпы взвинченных  бывших школьников и «перевзвинченных» родителей абитуриентов. Тем более, что все череповецкие вузы будут принимать первокурсников дневной формы обучения на основании результатов ЕГЭ. А это, знаете ли, эксперимент, последствия которого в полной мере еще пока никто не оценил.
  В ЧГУ наших выпускников и вообще желающих поступить, ждут 100 бюджетных мест факультета физики и математики (самый высокий спрос в 2004 году был на специальность «прикладная математика и информатика» - 9,1 человек на место!), 200 бюджетных и 50 коммерческих в Гуманитарном институте (наибольший спрос 2004 года специальность «Связи с общественностью» - 3,8 человек на место), 225 бюджетных и 275 коммерческих разной формы обучения мест в Институте металлургии и химии (наибольший спрос 2004 года  специальность «электропривод и автоматика промышленных установок» - 5 человек на место), 225 бюджетных и 275 коммерческих разной формы обучения в Инженерно-экономическом институте (наиболее популярные специальности 2004 года «промышленное и гражданское строительство», «менеджмент организации – по 7 человек на место), 350 бюджетных мест разной формы обучения и 275 коммерческих в Институте педагогики и психологии (наиболее популярны в 2004 году специальности «технология и предпринимательство» и «психология» - примерно по 4 человека на место). В итоге в 2005 году в ЧГУ готовы принять 1000 «бюджетников» и чуть меньше студентов разной формы обучения, которым придется выложить за него не слишком маленькую сумму. По последним данным плата за обучение в ЧГУ будет лежать в пределах 17000 рублей для «коммерсантов-дневников».
  Второй по популярности гражданский вуз города – ИМИТ ждет в своих рядах примерно  550 студентов, из них по дневной бюджетной форме обучения всего 45 человек – по 9 на каждую специальность. С ЧГУ это несравнимо, хотя, если сопоставлять с ним сходный по профилю инженерно-экономический институт ЧГУ, то  по дневникам будет соотношение как 1 к 5, включая и инженерные специальности ЧГУ.
  Из различных солидных источников изучения рынка образования известно, что в этом году наибольшим спросом у абитуриентов как и всегда пользуется ЧГУ. По одним данным 65%, а по другим – не менее 50 % выпускников собираются поступать именно в этот вуз и рассматривают его как «номер один». На втором месте, с огромным отставанием от ЧГУ – Институт менеджмента и информационных технологий, на третью позицию претендуют два вуза – филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета и военный инженерный институт. Они уступают по популярности ЧГУ раз в десять и в два раза Институту менеджмента информационных технологий. Кстати, представители последнего любят публиковать везде цифры о престижности своего образования, якобы полученные в результате собственных исследований. По этим данным ИМИТ давно уже положил «на лопатки» ЧГУ и скоро нанесет ему «смертельный удар». По данным независимых источников (данные Городского маркетингового центра) – это явная неправда, если не сказать больше – ложь. Просим это иметь ввиду.
  Среди специальностей 2005 года самыми «хитовыми» по различным исследованиям будут:  «Менеджмент организации», «Психология», «Промышленная теплоэнергетика», «Прикладная математика».  Мы же, со своей стороны, желаем всем нашим череповецким абитуриентам успеха.


Мнение профессионала:

Елена Косачева, секретарь Приемной комиссии ЧГУ:

- В 2005 году на все специальности по которым идет подготовка в ЧГУ, абитуриенты будут приниматься по результатам единого государственного экзамена. Исключение составляют те специальности, на которые набор осуществляется на базе среднего профессионального образование и обучение ведется по сокращенным программам на коммерческой основе. В этом случае будут проводиться вступительные испытания в форме тестирования или собеседования.
   В прежние годы у нас на разных специальностях в подразделениях университета существовали различные формы организации конкурсного отбора. Сейчас мы подошли к тому, чтобы проводить зачисление на основе единого конкурса. Объясню на конкретном примере. По результатам всех вступительных испытаний вычисляется рейтинг абитуриентов и все поступающие «выстраиваются» в порядке убывания рейтинга. Далее отбор происодит по следующей схеме: допустим в ИМиХ в этом году планируется набрать 225 человек на бюджетной основе. Среди сдавших экзамены с положительным результатом абитуриентов отсчитывается 225 человек и уже между этих «счастливчиков» идет распределение по специальностям. Вне зависимости от того, на какую специальность человек подал заявление. При желании не попавший на одну специальность абитуриент может пойти учиться на другую. Дата зачисления по очной форме обучения пока точно не определена, известно, что последний экзамен пройдет 31 июля.
  Среди новых специальностей в ЧГУ – «Бухгалтерский учет. Анализ и аудит», «Дошкольная педагогика и психология», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья».

В.С. Грызлов, ректор ЧГУ:
Где в г.Череповце, по Вашему мнению, в какой сфере жизни, отрасли промышленности наблюдается в настоящее время дефицит лидерства? Где нужны лидеры?

В.С. Наличие в регионе ведущих производственных комплексов России:
ОАО «Северсталь», ОАО «Аммофос», ОАО «Азот» и др., прогрессивная экономика и экологические проблемы, история Вологодской земли и пр. -являются благодатной почвой для обеспечения высокого уровня фундаментальных, прикладных и технологических научных исследований в областях: металлургии, химии, строительства, социологии, естественных и гуманитарных наук. Поэтому, вне всякого сомнения - лидеры и их усилия нужны в направлении развития новых наукоемких, энергетически мало затратных и информационных технологиях.

. Какой Вы видите систему подготовки лидеров в городе?
В.С. Это очень важный и масштабный вопрос. Он касается всех уровней образования и воспитания. Ключевым моментом этой деятельности должно оставаться обеспечение условий духовного развития личности. Основной опасностью на этом пути является, прежде всего, активно развивающийся в последние годы вульгарный рыночный прагматизм, когда в первую очередь оцениваются внешние аспекты «продукции» и образование становится некой товарной услугой с тенденцией все большего удешевления этой услуги. Традицией российской высшей школы является нацеленность на профессию, основанную на фундаментальных знаниях. Эта фундаментальность, причем системная, обеспечивает завершение общего образования в части компетенции общего характера. Иначе говоря, российское высшее образование - это не только профессия, но и общее развитие человека. Поэтому требования к образованию делятся на общие и специальные (профессиональные). И то и другое связано с многоуровневостью и непрерывностью образования, а переход на квалификационные степени подготовки « бакалавров и магистров по специальности» естественным образом позволят более строго и качественно определять будущих лидеров экономики и управления.