ЛЕНЬ

Ю.Золотарев
По утрам-вечерам (исключая непогоду) наслаждаюсь тишиной и невозмутимым спокойствием соседнего парка. И приходит в голову простейшее: а ведь покой - это вековое свойство природы, ее суть, ее душа и характер. На фоне ее, природы, величавости, когда в средних и южных широтах спокойно восходит Солнце, отогревая утреннюю поверхность Земли, испаряя росу и прочую влагу со стеблей травы и камней, успевших остыть за ночь – на фоне этого извечного планетарного величия всякие мелкие всплески энергии, разные там штормы, извержения либо бой озверевших самцов выглядят малозначащими подвижками. Даже мировая война для масштабов планеты – это нечто вроде насморка (конечно, если она не перерастает в иное качество и не приобретает признаков ядерной; в этом случае  "насморк" переходит в "воспаление легких", с реальной возможностью летального исхода...).

Ну хорошо, а "лень"-то тут причем? - спросит читатель. А вот причем. Оказывается, появляясь из природы, проживая в ней отпущенный срок, человек даже не замечает, как во всём повторяет ее, то есть ее спокойствие и мятежность, суточные и годовые циклы, весенний расцвет и осенний закат всего живого, зимнюю спячку и новое весеннее возрождение. Всё сие незримо присутствует в нас, в нашей жизни, повторяя Природу и ее законы. Можно найти в нас массу аналогий с природными циклами и явлениями. Но одно из ее фундаментальных свойств занимает меня более всего. Это – спокойствие и невозмутимость. Я ищу в себе аналогию означенному свойству, и неожиданно понимаю, что аналогия эта – лень!

В самом деле: какое это тихое счастье – быть невозмутимым! Это когда вокруг тебя кипят, клокочут страсти и страстишки, а ты наблюдаешь за суетой спокойно и отрешенно, и понимаешь, что невозмутимость твоя ну о-очень походит на невозмутимость самой Природы! И флегматики, похоже, просто не понимают своего счастья.

В жизни существует множество форм проявления подвижности, активности – только обозначь желание. Но... Раскрутить ли какой-нибудь мелкий бизнес (о "крупном" вообще речи нет)? Да ну его к черту! Вся эта возня вокруг прибыли ровным счетом НИЧЕГО для ДУШИ не дает.

Задумать, что ль, да написать какой-либо новый рассказ? Ой, да неохота. Это ж надо искать материал, шевелить мозгами, писать тезисы да черновики, да перепечатывать, да потом много раз править. Чтобы  ЧТО? (вот вопрос почище "Быть или не быть?"!). Чтобы кто-то мельком прочитал твою фантазию и на второй секунде после прочтения забыл о ней? Чего ради шевелиться-то?

А может, прочитав ЧЬЁ-ТО, воспылать благородным восторгом либо не менее "благородным" возмущением, да схватиться с автором в жестком споре "о принципах, достоинствах" и прочая, прочая? Ой, да зачем? Чего ради? Это ж иллюзия жизни.

А может?.. Нет, тоже не хочется. Или?.. Нет, лень. Элементарно ЛЕНЬ думать, шевелиться, "бороть врага" либо оппонента. Поскольку понимаешь, что QUIQUE SUUM; ERRARE HUMANUM EST; VERBA VOLANT, SCRIPTA MANENT и SED ALIA TEMPORA ... Ну и т.п. Древние наговорили много мудростей, и добавить к этому что-то своё, столь же фундаментальное и  долговечное – проблематично.

Одним словом – лень! И оттого, что лень, ловишь кайф. Потому что понимаешь, что ленью своей приближаешь себя к Природе, к тому совершенству, которое она демонстрирует нам тихими утрами и спокойными вечерами. Ей до фени все наши страсти, она мудра, совершенна и самодостаточна.

Мой старший пёс, к примеру, все больше лежит, уткнувшись мордой в мою старую рабочую куртку, и чтό бы я ему ни говорил, он в лучшем случае чуть приоткрывает глаза – и снова закрывает их. Ему  ЛЕНЬ  реагировать, он уже стар, все "всплески" у него в прошлом. Он просто хочет лежать и, возможно, "балдеть" от своего нежелания двигаться.

Молодой пёс – тот весь в движении и ожидании. Ему по нашим, человеческим меркам, лет 16-18. До "серьезности" еще далеко, а сил – невпроворот. Потому он рьяно служит, оббрёхивая всё, что движется по дороге мимо него, вдоль  ЕГО  ареала, то бишь нашего двора.

Я смотрю на обоих, улыбаюсь прыткости молодого, потому что "узнаю" в этой прыти себя, прежнего, и умиляюсь разморенной неподвижности старого, где-то даже слегка завидуя ему. Ибо когда всё прожито и многое испытано, когда приходит ощущение тщеты всего снующего вокруг тебя, тогда понемногу начинаешь понимать всю прелесть и мудрость лени. Ибо лень – это проявление и осознание смысла НЕПОДВИЖНОСТИ как фундамента всего сущего. Какой же смысл двигаться, если фундамент незыблем?

Нет, что ни говорите, а лень – это всё-таки особая форма блаженства!

P.S.  Ну вот... А пока нежишься в лени, кто-то тебя обойдет, обдурит, облапошит. И тогда невольно вспоминаешь, что живешь в самом неудавшемся творении Природы – человеческом обществе, где подлость всегда была теневой нормой. Возможно, что и сама Природа давно уже пожалела, что создала свое "самое совершенное" творение – человека, который не дает ей продыха с самого момента его сотворения.

Так что... блаженство блаженством, но пока ты балдеешь, темные силы не спят. И что же, в таком случае, делать? "Покой нам только снится"? Неужто отдохнем лишь по ту сторону жизни?

31.05 – 4.05.2005
Таллинн