Играй, Клара, играй!

Юлия Кёниг
Клара... Хорошее имя, но не для нее. Клара – это ясная и светлая, а она? Брюнетка... Вот кожа у нее – да, как будто прозрачная, фарфоровая. Она вся фарфоровую статуэтку напоминает. Хрупкая такая, нежная. Но все равно – не Клара.
Когда она пришла к нам в театр, к ней отнеслись с настороженной приветливостью, как всегда к новеньким. А когда Главный ее на роль Нины Заречной в «Чайке» утвердил – тут уж фронты ясно распределились. Марика Евлева, например, сразу против Клары настроилась – она сама рассчитывала сыграть Нину. А тут откуда ни возьмись – эта дурочка черноволосая...
Борис, наш драматург, тоже невзлюбил Клару. У них, конечно, «производственные» интересы не пересекались, но, к неудовольствию Бориса, не произошло и никаких других пересечений. Он-то, наш известный охотник за юбками, красавчик и ловелас, ожидал легкой победы – а она его раз – и отшила.
Галина Львовна, дама в продвинутом возрасте, почти уже реквизит нашего театра, тоже оказалась недовольной. В спектакле она играла Ирину Аркадьевну, казалось, с чего бы ей злиться? Но все не так просто. Галина Львовна всю жизнь была тайно влюблена в Главного. Да об этом, наверно, весь театр знал. Галина Львовна считала, что Главный женился не по любви, а по необходимости, а всю жизнь страдал по ней, по Галине. Однако, как порядочная женщина, она не могла разрушать чужую семью, хоть и такую, где романтика и не ночевала. А вот некоторые «мамзельки», как она выражалась, подобных высоких моральных устоев не имели, они бесцеремонно заводили романы с Главным, не считаясь с теми глубокими ранами, которые они наносили и супруге, и самой Галине Львовне.
Надо сказать, что супруга Главного обладала удивительным чутьем: как только роман с какой-нибудь «мамзелькой» набирал угрожающие обороты, она являлась в театр и устраивала разгромные сцены, даром, что не актриса. После скандала Главный как бы приходил в себя, каялся, очередная «мамзелька» получала отставку и семейный мир восстанавливался. Поговаривают, сначала супруга стращала Главного всякими парткомами, а потом, в соответствии с веяниями времени, желтой прессой.
А через некоторое время все повторялось. И так до тех пор, пока после очередного разгрома не пришлось вызывать супруге Главного «Скорую»: прединфарктное состояние. Попала в больницу, там у нее выявили и стенокардию, и повышенное давление и еще парочку сопутствующих заболеваний. После этого супруга в театре больше не показывалась: врачи строжайше запретили ей волноваться, да и сама она едва выходила из дома, боялась, что прихватит ее где-нибудь по дороге. 
Главный, наверное, с год на «мамзелек» не смотрел. Все-таки человек он, не из железа, понимал, что в болезни жены его большая вина есть. Да и пора успокоиться: ведь не мальчик уже, шестой десяток разменял... Мужчина-то он всегда был видный, из тех, кого возраст не портит, а наоборот, придает некий шарм. Но с тех пор, как заболела его супруга, стал он меньше следить за собой, волосы производили неопрятный вид, сорочки не всегда были свежими... А тут – Клара. И все по новой. Он – как с иголочки, помолодел, подтянулся. Как будто не было болезни жены, как будто и жены никакой не было. Во время перерывов вместе сидели, шушукались о чем-то, смеялись,  после репетиций вместе под ручку уходили...

А потом наступил этот день... первый прогон спектакля в костюмах. Я Главного таким разъяренным еще не видел: он постоянно прерывал действие, кричал, размахивал руками. Вот только что ногами не топал. Больше всех доставалось Кларе: и паузы передерживает, и интонация не та, и движется она как деревянная... А надо сказать, что Клара и на самом деле играла из рук вон плохо. Просто как школьница на утреннике, кукла фанерная, никакой души. Я не верил своим глазам: ведь она была отличной актрисой, тут уж надо отдать должное Главному: если он кого из своих дам сердца и продвигал на хорошие роли, то не из-за сисек и попок. А тут.. Неужели он ошибся в Кларе?
После репетиции Главный собрал всех на сцене, за реквизитным столом. Устроил «разбор полетов». Досталось всем, не только Кларе. Даже Марике, игравшей горичную, пришлось притушить злорадный огонек в глазах. Главный все высказал и ушел. Без Клары. Даже и не посмотрел в ее сторону. Вот уж Кларины недруги возликовали...
Я же был растерян. Нет, я не был влюблен в Клару, мое сердце прочно занято... Но она мне весьма симпатична. Помимо этого, мне казалась, что она идеально подходила на роль Нины. И ведь великолепно справлялась... А если сейчас придется искать ей замену? Ведь от Главного можно всего ожидать. Неужели брать Марику? Но это будет совсем не тот спектакль...
Я, как ассистент режиссера, решил поговорить с Кларой. Успех спектакля и в моих интересах. Зашел к ней в гримерную, свет был выключен. Я подумал, может, она сидит где-то в уголке и тихо плачет? Тут я услышал шаги – Клара возвращалась, да не одна. Вместо того, чтобы вполне естественно выйти навстречу Кларе и ее спутнику, я, как пуганый заяц, спрятался под ворохом платьев, висевших в углу на вешалке.
Вместе с Кларой в гримерную зашел Олег Иорданский, актер, в спектакле он играл Тригорина, так безнадежно влюбленного в Нину.
- Я тоже, когда был молодой, чуть не плакал, если на меня ругался режиссер, - говорил Иорданский. – Но со временем я научился различать, когда режиссер просто не в духе, ну, не с той ноги человек встал, настроение у него такое – разгромить всех в пух и прах... На такую критику и реагировать не стоит. Но если критика по делу – тут надо проглотить обиду и сыграть так, как требуется. Да, это умение мне здорово помогло...
- А мне не поможет... Хоть как я сыграй, все равно моя песенка спета, - еле слышно прошептала Клара.
- С чего ты взяла? Выспишься, завтра со свежими силами покажешь, на что ты способна – и все, забудешь сегодняшний вечер, как страшный сон...
Даже из-под платьев я услышал, как тяжело вздохнула Клара. Некоторое время она молчала, потом сказала:
- Это все из-за его жены. Какая-то гадина позвонила ей сегодня утром и рассказала все о нас с Главным. У нее сразу с сердцем плохо стало, повезло, что соседка как раз к ней зашла, она «Скорую» и вызвала. Теперь она в больнице. Главный на меня наорал, что это я во всем виновата... Какая уж после этого игра. Если о ее болезни узнают, все будут меня винить, как и сам Главный. Вот, мол, какая бессердечная, по трупам ради роли готова идти.. А тот – или та, кто его жене звонил, разве не бессердечный? А сам Главный? Он же мне про свою жену и не рассказывал, так, якобы вроде есть, а на самом деле – нет. Я же и понятия не имела...
На некоторое время воцарилось молчание. А ведь права Клара! Конечно, факта наличия супруги в театре не скроешь, кто-нибудь да расскажет, но Главный мог убедить своих пассий, что его брак фактически развалился, что вместе с женой от не живет, что вот-вот и развод... И что же это за сволочь решила добить больную женщину?
Тут я вспомнил, как супруга Главного всегда во-время узнавала о «мамзельках»... Как всегда появлялась в театре в нужный пикантный момент... Да, видимо, и раньше ее кто-то информировал. А еще я не раз слышал из ее уст само словечко «мамзелька»... Кто его ввел в обиход, кто его постоянно употребляет? Вот вам и Галина Львовна...
Между тем Иорданский собрался с мыслями и тихо заговорил:
- Да, при таком раскладе одной хорошей игрой дела не исправишь. Но есть у меня идейка...
И он предложил Кларе следующее: сейсас она приведет себя в порядок, сменит кислую мину на счастливую – актриса она или кто? И они вместе, не просто под ручку, а в обнимочку пойдутся по театру, как следует помозолив всем глаза. Также в обнимочку и уйдут. А назавтра – Олег убеждал Клару, что тут уж он, как старожил театра, не ошибается – весь театр будет говорить, что у Клары роман с Иорданским. Который тайно тянется с самого прихода Клары в театр. Но из-за Главного они скрывали свои чувства. А Главный все равно узнал. Вот и объяснение его поведения на репетиции, вот и объяснение плохой игры Клары. И если после этого Клару выгонят – то всем будет ясно, Главный потерял рассудок от ревности. А раз ревнует, то все серьезно. И значит, что с Кларой он не собирается расставаться, несмотря на осложнение болезни супруги. Он и окажется виновником. А на это он не пойдет.
- Так что, Клара, - закончил Олег, - играй! И играй хорошо!
- А зачем вам это, Олег Вениаминович? – тихо спросила Клара. - Зачем вы это для меня делаете? Ведь вы тоже наверняка женаты...
- Кларочка... Я не женат, я разведен. Именно из-за моих амурных дел на стороне. Что поделалешь, так уж мы, актеры, устроены. Душа требует полета... Так что никого мы в гроб не загоним. А если по-честному... Да, я надеюсь, что мы не только играть счастивую парочку будем...
- Поняла...

Премьера «Чайки» прошла с фурором. После спеклакля все восхищались игрой молодой актрисы, пророчили ей великое будущее... Она скромно улыбалась и все время держала за руку своего друга, актера Иорданского. К ним подходили, поздравляли, обнимали, Клару задарили букетами цветов. Режиссер тоже был доволен, ведь это был его спектакль, ведь это именно он разглядел в девушке недюжинный талант, и это его успех!  Даже Марика, даже Галина Львовна – все радовались. Ведь ради него, ради успеха и играется весь этот театр!