Тетка на парижских баррикадах

Лазарев Андрей
1.
Когда я веду свою машину и слушаю Elvis’а Presley, то нахожу в этом некий элемент свободы.
Не хотелось, чтобы кто-нибудь усмотрел в этом китч или флер рокабилли (боже упаси, вчера были   Madness, позавчера Александр Вертинский, а завтра, пожалуй, soundtrack from motion picture “Kill Bill” part 1, by Q. Tarantino), но, большому счету, водители делятся на две категории – одни едут в общем потоке, другие беспрерывно обгоняют, а какая при этом звучит музыка – приватное дело каждого.
И это свершившийся факт.
Государство, по счастью,  с этим мирится, и мое упоминание о нем не более чем рефлексия по детскому восприятию действительности и эмоциональный отклик на литературные произведения, так или иначе отражающие ущемление прав и свобод граждан.
Кстати, вот какой вопрос мне хотелось задать знающим людям. Известно - самоубийство осуждаемо и самоубийц всегда хоронили не там, где нормальных покойников.
А если самоубийца был человеком высокопоставленным, генералом или министром, для которого самоубийство было единственным способом выйти с честью из пикантной ситуации?
Как здесь обстояло дело со справедливостью? Не нарушались ли здесь права простых граждан? Не заключались ли сделки с совестью?
(Последние три абзаца не имеют никакого отношения к направлению движения. Единственная причина, по которой я обратился с вопросом – это своеобразная трактовка закона сохранения: если в голову приходит какая-то мысль, то приходит она в связи с чем-то. И если в момент прихода связь неясна, то это не означает ничего. Ровным счетом.)
Когда Делакруа писал свою картину, фигура женщины на переднем плане ясно увязывалась в его сознание со свободой. Более того, когда меня вызвали на дачу президента Н. бескрайной державы У., я вспомнил именно ее, а не грандиозный фетиш US.
(Я понимаю, деньги дают свободу, и счастлив тот, кому дают возможность их заработать, но розовый кадиллак  это предмет роскоши.
А  где роскошь, там страх.
А где страх, там наркотики.
Я не знаю более ничтожных рабов!)
Мне думается, в наследство нам досталась замечательная страна, отягощенная кучей комплексов, не умеющая говорить по утрам: «Какая я прекрасная!», а по вечерам: «Спокойной ночи, дорогая!», более того, панически избегающая этого. Тем не менее, что-то в ней есть.
Может быть, то, что я живу здесь.
И пусть по утрам я читаю «Игру в  классики» Хулио Картасара, на работе - модные глянцевые журналы, а перед сном главы из «Божественной комедии» и «Евгения Онегина», но когда президент Н. бескрайней державы У. звонит мне  с просьбой явиться завтра в 10.00, причем форма высказывания -  самая учтивая, -
такая просьба не может быть отвергнута.
Даже, если по пути в его загородную резиденцию в моей машине звучит Elvis Presley.



2.
- Видите ли, господин Я., национальная идея в рамках бескрайней державы У. играет весомую роль. Более того, в отсутствие оной, всякие разговоры об экономическом подъеме необходимо признать крайне несостоятельными.
Огромные окна гостиной в загородной резиденции выходили на сад. Фигура президента, присевшего на подоконник,  ясно прорисовывалась на фоне дополуденного солнца.
- Грех сомневаться в собственном народе. Я  в него верю. Но не знаю, на каких основаниях молодое поколение пойдет защищать Родину в случае нападения агрессора.
За окном цвела сирень. Вокруг головы Президента венчиками из лучиков колыхался солнечный диск. Тонкий пронизывающий запах окутывал утомляющим  маревом. Пели  соловьи. Господин Я. вытер со лба проступившие капельки пота.
Чувствовалось, Президент высказывал мысли, лелеемые им давно.
- Вы считаете это вероятным?
- Я считаю это очевидным. Шутка, расслабьтесь господин Я. В наше время не завоевывают, в наше время покупают.
Президент кивком головы дал команду девушкам в кимоно разливать чай.
- Когда мы говорим о национальной идее, то имеем в виду некий символ, который а) должен всех объединить, б) воплотить некоторые неиссякаемые ценности данной общности. В идеале этот символ Единичен. Заметьте, с большой буквы, господин Я. Как, например, Пирамиды на фоне пустыни – это Египет. Или Эйфелева башня  – Франция.  Большая Китайская Стена, Биг Бен, Кремль… Вы понимаете меня, господин Я.
- В целом, да. Но не все названные Вами символы олицетворяют национальную идею, господин Президент.
- Совершенно верно. Поэтому я вас и вызвал, господин Я.
Присев на пороге в глубоком реверансе вошла супруга Президента. Президент указал ей место подле себя.
Диск не раздвоился, а продолжал висеть на прежнем месте. Я. вытер пот с лица. Не нужно было надевать шерстяной костюм.
- До последнего времени мы арендовали один такой символ.
Супруга встала и, пройдя в потайную комнату, вынесла оттуда платиновую копию статуи Свободы.
Затем удалилась.
- Все просто, господин Я., сначала вы покупаете бронзовую, потом золотую, теперь вот платиновая. И чем выше по ступеньке, тем отчетливей вы понимаете, – ужас, в том, что противопоставить что-либо этому маленькому монстру – невозможно!
Президент с силой обрушил минифетиш о мраморную поверхность ломберного столика. Столик раскололся. Минифетиш  зазвенел от дрожи.
- Не беспокойтесь, Господин Я., девушки уберут.
Розовые бутоны, вышитые по золотой ткани кимоно уборщиц, колебались в такт пританцовывающим движениям. Господин Я. был очарован раскрывающейся гармонией.
- Вопрос только в том, как много вы готовы платить.
Голос Президента вывел Я. из созерцательного настроения. Девушки удалились.
- Перед Вами, господин Я., ставится сложная задача. Необходимо найти символ, который послужит узилищем для национальной идеи. Национальная идея должна быть выражена тремя Словами: Свобода, Равенство и Справедливость, а символ должен иметь форму монумента.
Действуйте, господин Я. Аудиенция  окончена.

3.
- Посетителям музея, особенно молодым представительницам слабого пола,  следует обратить внимание на тот факт, что центральный образ картины «Свобода, ведущая народ на баррикады» никак не связан с движением женщин за свои права. Исследователи отмечают две возможные причины появления женской фигуры в образе Свободы: первая, и главная причина, - использование аллегорических женских фигур есть дань Делакруа античной традиции. Вторая - это возможная трансформация образа Христа, как Спасителя мира, в образ Свободы, выполняющей аналогичную функцию.
Господину Я. часто снился такой сон – он, в роли экскурсовода, и группа молодых девушек.
Заканчивался  сон всегда одним и тем же. Вдруг из толпы возникал черный человек и четырьмя уверенными движениями вырезал картину из рамы. Затем убегал.
Как это часто бывает во сне, в момент проявления неисправимой ситуации, движения сопротивляющейся стороны становились медленными и вязкими, как будто среда ее обитания – густой кисель.
Господин  Я. ненавидел такие сны.
После них по телу разливалась оторопь от неуверенности и жалости к себе. Весь день ничего не хотелось делать. А вечером горечи от мелких поражений сливались в одну большую желчь и мешали спать.
На сей раз, однако, сложилось по-другому. Сон разрешил его от бремени относительно символа Свободы, а возможные контраргументы блокировались доводом: бескрайняя держава У. держит курс на повсеместную интеграцию с остальным миром, -  интернациональные мотивы в государственной символике только укрепят межгосударственные связи. Возражений не последовало.
Пока решался вопрос с символом Равенства, Президент назначил господина Я. генерал-министром по вопросу национальной идеи и наделил чрезвычайными полномочиями.
Созданная в кратчайшие сроки, комиссия одобрила первую треть идеи, и затребовала беспроцентный кредит в крупнейшем банке под государственное обеспечение.
Креативная  элита выдвинула лучших представителей для реализации задуманного.
Академия Наук совместно с крупнейшими библиотеками страны подготовили аналитическую записку, в которой рассматривались  вероятные дополнения к  символу Свободы.
В результате коллегиально родилось представление о Равенстве. Отправной точкой послужила известная эпитафия: «Бог создал людей, а Кольт их сделал равными».
Наиболее простым, с точки зрения некоторой части коллегии, выглядело предложение дополнить Знамя, в одной руке женщины, вложением кольта в другую. На первый взгляд, логически верным представлялось совмещение функции Дарения (Знамя,  как Декларация Прав и Свобод Граждан) с функцией Защиты (кольт) в одном лице.
Однако при более тщательном рассмотрении выяснилось - кольт, как символ Защиты,  легко трансформируется в кольт, как символ Наказания, а это уже может быть расценено как некий агрессивный элемент в отношении граждан.
После долгих изнурительных переговоров господин Я. лично посетил музей, прочитал несколько крупных статей, побеседовал с Заказчиком.
В итоге, монументальная скульптура, выражающая Свободу и Равенство, обрела законченное композиционное решение: мальчик с картины Делакруа выкинул из правой руки пистолет и ухватился за подол Свободы. Знамя в руке женщины взамен трех разноцветных полос получило три слова: Свобода, Равенство, Справедливость. Исходя из общей тенденции использования одного произведения изобразительного искусства в качестве донора национальной идеи бескрайней державы У., оставалось решить - какой следующий образ из этого произведения станет ключевым в поисках символа Справедливости.
4.
Как выяснилось, оговорка, касающаяся  абзацев, содержащих вопросы по поводу самоубийства, оказалась верной.
Знающие люди говорят  «Обиженный там будто бы идет к обидчику и говорит ему: "Ты меня обидел, за это я пришел распороть в твоих глазах свой живот", и с этими словами действительно распарывает в глазах обидчика свой живот и чувствует, должно быть, чрезвычайное удовлетворение, точно и в самом деле отомстил». 
Пикантная ситуация.
Служебный автомобиль генерал-министра по вопросу национальной идеи на огромной скорости мчался по центральной улице столицы. Из открытых окон торчали голые жопы проституток, близлежащие окрестности оглашала «Мурка».
Молоденький лейтенант патрульно-постовой службы впервые заступивший на дежурство, не разобрался в ситуации и поднял жезл. Автомобиль  пролетел мимо, не снижая скорости. 
Лейтенант, вторично не разглядев номера и знаки отличия, бросился догонять. Через несколько сотен метров ему это удалось. Лейтенант  вышел из машины, подтянул форму и бодро подошел к нарушителю. Его лицо выражало спокойствие и уверенность в себе, постучав в окно костяшками пальцев, он приготовился предъявить обвинение.
 В ответ на это, окно приспустилось и в лицо стража порядка полетел использованный презерватив.
Автомобиль генерал-министра плавно сдал назад и, набирая скорость, умчался вдаль.
Все было ничего, если б лейтенант не знал того же, что и знающие люди. Проявив чудеса находчивости и воинской смекалки, он пробрался в кабинет обидчика и на глазах заседавшей там комиссии произвел выстрел из табельного оружия. Комиссия в этот момент рассматривала макеты символов Свободы и Равенства. Пуля, проникнув через ротовую полость, разнесла ему череп. Лейтенант рухнул у ног символа Свободы.
Огласки избежать не удалось.
- Как вам это нравится, господа. Вчера я в него кинул презервативом, а сегодня он застрелился в моем кабинете.
Генерал-министр вышел из-за стола и отобрал у покойника пистолет.
- Мужественное лицо. Как бы вы к этому не относились, господа, но монумент, символизирующий Свободу, Равенство и Справедливость практически завершен.
Генерал-министр, присев на краешек стула, снял пиджак, брюки и нижнее белье.
- Остался один маленький штрих. 
Он расстегнул верхнюю пуговицу сорочки и снял галстук.
-  Запомните этот день, господа. Запомните, и расскажите детям, что пределом Свободы  может быть только Справедливость. А Равенство всех перед всеми дает возможность доказать это кому угодно.
Генерал-министр выдержал театральную паузу.
- Честь требует сатисфакции, господа.
Его палец плавно нажал на курок. Боек ударил по капсюлю. Пуля стремительно набирая скорость врезалась в сердце. Тело плавно осело на пол. У ног Свободы, преграждая ей путь, появилось еще одно мертвое тело.
. . . .
Кому-то может показаться, что господину Я. свойственна чрезмерная театральность. Иначе к чему эти напыщенные речи и обнаженные чресла.
Все просто, господа, в присутствии смерти беззащитное тело усиливает драматизм композиции.
Когда Делакруа писал свою картину, эта особенность изобразительного  искусства была хорошо ему известна.