Путь к звездам 6-я глава

Алексей Мельков
6.

     Триумвират мыслителей прошлого протиснулся через проем, оставленный открытой дверью, в приемную писательской организации.  За столом слева сидела интеллигентная старушка-секретарша.  Она слышала какой-то разговор, и с интересом смотрела в сторону открытой двери, ожидая нового посетителя.  Но никто не входил. Она поднялась с нагретого кресла и тихо прошла к двери, чтобы прикрыть ее.  Затем она направилась к другой двери, ведущей в кабинет секретаря писательской организации.  Дверь была приоткрыта, и Татьяна Сергеевна устранила нажатием руки этот беспорядок, как раз в тот момент, когда в оставленную щель протискивался грузный Сократ.  В результате этого мыслитель испытал легкий толчок в отставшую часть бесплотного тела.
     Вошедшие инкогнито мыслители расселись за длинным столом заседаний и стали разглядывать убранство кабинета, и  самого хозяина.  Сразу же внимание же внимание гостей привлекли два художественных портрета.  Мыслители прошлого узнали на портретах себя. Портреты, видимо, появились в писательской организации недавно, поскольку еще не были повешены на стену, покоясь в прислоненном состоянии на одном из столов.
     - Смотри, Миша, а мы с тобой никак классиками стали! – пошутил Виль Липатов.
     - Я что-то себя не признаю.
     - Да ты! Вот, и усы твои, и взгляд.
     - А вы, Виль Владимирович, как живой.
      - Живее всех живых, ха-ха.
     Сократ в это время рассматривал человека за столом.  Чиновник от литературы. Пишет что-то.  Наверное, бессмертное произведение.
     « Ну-ну,  пиши, писатель,» – подумал Сократ и перевел  взгляд на портреты. Действительно, кистью неопытного художника были изображены его спутники.  Посмертная  слава.  Сократ посмотрел на Михаила, затем на Виля, и увидел на их лицах удовлетворение.
     « Тщеславие -  подумал Сократ, - как мало надо человеку для счастья! Вот, уже умерли, но изменило ли их это? Радуются, что изобразили на холсте… На продажу, видимо, портреты.  Какой-то молодой художник спекулирует, продает чужую славу и свое запоздалое творчество…»
     Чиновник от областной литературы почувствовал что-то, поднял голову.  Телепатией он не владел и голосов не слышал, но все же какие-то вибрации воспринимала его задавленная ежедневными заботами душа.
    - Так что же, мы и поговорить не сможем с товарищем по перу? – спросил не ведомо кого Михаил Орлов.
      - А ты подойди к нему, хлопни по плечу, крикни в ухо! – озоровал прежде степенный Виль Липатов, растроганный собственным портретом в некогда родной писательской организации.
     - Жаль, телепата отпустили, он бы у нас в роли переводчика смог выступить… Может быть, догнать его? Я прежде неплохо бегал, –предложил свои  услуги Михаил Орлов, но увидев равнодушный  взгляд  Сократа, направленный на закрытую дверь, догадался, о чем в этот миг подумал патриарх мысли.
     - Интересно, что за журнал у него на столе? Пойду, взгляну.
     Виль Липатов направился к столу хозяина кабинета. Еще издалека прочел надпись на журнале: «Сибирские Афины». Подойдя  вплотную к столу, Виль Владимирович удивился: журнал издается в Томске.
     - Миша, поди-ка сюда! – радостно воскликнул певец Нарымских просторов. – Наши-то журнал издавать начали! Да название каково! «Сибирские Афины»!  Родина Сократа.
     Сократ, услышав что-то  об Афинах, заинтересованно посмотрел в  сторону говорящего.
     - Да  иди ты!! Свой журнал!? Нам и не снилось. В наше время  « Сибирские огни решали, кого печатать, кому вежливо отказать…
     - Нет, все же есть движение вперед! – радовался за товарищей по перу Виль Липатов. – И тебя бы, Миша, напечатали.  Эх, молодежь! Все спешите, торопитесь.  Все вам вынь да положь…  А название журнала наводит на размышления. Афины.  Почему  Афины?
     - Я тоже не в восхищении.  В Афинах неправедный, продажный суд приговорил Сократа к смерти. За что? Скажи, Сократ, простил ли ты соотечественников за этот нелепый приговор?
     - Простил ли я тех, кому обязан бессмертной славой, преследующей меня даже в царстве теней? Затаил ли  я злобу на город, носящий столь звучное имя, что им даже решили ваши литераторы украсить свой журнал? О тех, кто меня приговорил к казни,  я  могу сказать лишь следующее: они не ведают, что творят. Смерть моя пришла за мною не так поспешно, как за тобой, Михаил. Мне было семьдесят лет. Я прожил долгую, наполненную смыслом жизнь.  У меня остались ученики, о которых я проявлял заботу большую, нежели даже о своей семье, о своих малолетних детях. В семьдесят лет умирать вполне своевременно, и мои враги, как нельзя лучше, подгадали с этим позорным для них процессом. Осудив меня, они поняли, какую  допустили нелепость.  Они не увидели моего страха, они не услышали моей мольбы о пощаде. И тогда стали подсылать ко мне людей, чтобы склонить меня к побегу. Они, видимо, считали, что Сократ  дрогнет, смалодушничает в последний момент, ухватившись за соломинку надежды на спасение. Но Сократ всю свою жизнь больше всего на свете заботился о душе, и смешно даже подумать, что он мог забыть о ней в последний момент, и вместо того, чтобы спасать вечную душу, попытался бы сохранить старое, тленное тело.
     В это время дверь в кабинет распахнулась. Торопливо вошел Телепат. Он услышал лишь последнюю фразу Сократа.
     - Вот, вернулся, а они  еще здесь! – обратился Телепат  к Чиновнику Областной Литературы (ЧОЛ).
     - А, это опять вы, – улыбнувшись, сказал ЧОЛ. – Забыли что-то?
     - Вы знаете, выходя из вашего кабинета, я столкнулся… как бы вам это подоходчивее объяснить?.. Вы не заметили никакой странности? Не слышали каких-то голосов?
     ЧОЛ поднял на посетителя свой умудренный  взор, в котором проглядывало легкое недоумение.
     - Да нет, я пока на психику не жалуюсь.  Сплю хорошо, чертиков даже с похмелья не наблюдаю.  И голосов никаких не слышу…  Да  вы присядьте!
     - А я, знаете ли, слышу, - садясь в кресло против хозяина кабинета, не очень весело констатировал  Телепат. – Я ведь телепат. Учился у Кандыбы.
     - Да, вы говорили. Так что, галлюцинации случаются?
     - Сейчас они молчат.  Их двое, или трое. Выйти они не могли. Они бесплотны, дверь им не открыть.  Но мыслить могут.
     - Это интересно.  И кто же? Наполеон?
     - Нет.  Один Сократ, а другой кто-то из ваших умерших писателей…
     - Это интересно. Кто же? У нас многие умерли.
     - А вот я сейчас спрошу.  Быть может, они пожелают вступить в диалог.
     - Мы желаем, – подал голос Михаил Орлов. –  Кроме Сократа здесь Виль Владимирович Липатов и я, Михаил Орлов.
     - Вот, один из них вышел на контакт.  Их трое, как я и предполагал.  Кроме Сократа Виль Владимирович Липатов и …
     - И Михаил Орлов!
     - Да, у нас были такие писатели.  Вы, кстати, что-то читали из их творчества?
     - Нет,  я больше по специальной литературе.  Психология.  Гипноз.  Телепатия.
     - Вот и доигрались!
     - Вы мне не верите? Я, признаться, сам в затруднительном положении…   Я и  сам не до конца постигаю.  Но голоса есть.  Так сказать, контакт с потусторонним миром. Они здесь, значит у них какое-то дело.  Что же, вы не хотите вступить в контакт с иной формой существования?
     - Я не занимаюсь фантастикой.  Я, видите ли, тоже, так сказать, узкий специалист… Хорошо, давайте сделаем вот что. Вы, стало быть, не читали этих писателей, никогда с ними лично не встречались?
     - Нет, не читал.  Не встречался.
     - Тогда такой тестик.  Спросите-ка у духов, чьи портреты они видят в том углу кабинета?
     - Это наши портреты! – услышал Телепат все те  же голоса.
     - Говорят, что это их портреты.
     - Забавно. Действительно.  А конкретно? Кто есть кто?
     - Тот, что постарше – Липатов, а другой, стало быть, я, Орлов.
     - Он говорит, что пожилой, это Липатов, а тот, что помоложе, Орлов. Так это?
     - Это, действительно так, - сказал ЧОЛ и слегка задумался, вжавшись в мягкую спинку кожаного кресла.
     - Так что, вы готовы к диалогу с вашими гостями?
     - Я понимаю, вы телепат, гипнотизер. Вы, возможно, читаете мои мысли. Возможно, я подумал о портретах.  А что они написали? Пусть скажут.
       - Я написал «Деревенский детектив» – сказал Виль Липатов. –
«Это все о нем». Рассказы.  Перед смертью задумал написать большой роман.
     - А у меня вышла, посмертно, книжка стихов и прозы «Травы чужих полей».
     - Значит так, – начал Телепат, – Липатов написал «Деревенский детектив…»
     - Ладно, достаточно…  Впрочем нет, еще у меня вопрос.  Эти двое, Липатов и Орлов, понятно, почему здесь. Допускаю, они могли оказаться здесь, они здесь бывали при жизни.  Но Сократ  каким образом? Зачем?
     - Так журнал ваш, «Сибирские Афины», видимо, его привлек, – попытался шутить Телепат,  увидев на столе журнал «Сибирские Афины».
     - Да, верно, я сам предложил это название. Значит, и  Сократ здесь?
     - Здесь, все здесь.
     - Забавно…  Впрочем, чему сейчас удивляться? То полтергейст, то летающие тарелки…  Но почему  я не слышу их голоса? Ах да, я же не специалист телепатии… Хорошо.  Допустим. У них какое-то дело ко мне? Они-то меня слышат?
     - Мы вас слышим. Дела,  в общем-то, никакого, - сказал Михаил Орлов, и Телепат перевел это ЧОЛу.
     - Вообще-то, надо бы поздороваться…  Никогда не здоровался с призраками.  Что же, здравствуйте.  Извините за столь нерешительный прием. Присаживайтесь, если это вам доступно.  Возможно,  у вас есть вопросы ко мне. Я готов ответить.
     - Вопросов у нас много, – подал голос Виль Липатов, – но я не уверен, что эти вопросы надо задавать здесь. Вот, например, недавно бомбили Ирак. Четыре дня подряд. Выпущено более четырехсот крылатых ракет.  А кто-нибудь думал о том, сама по себе, абсурдная и бесперспективная стрельба, была затеяна в самое неблагоприятное для планеты время?.. В период, когда она находилась в нижней точке орбиты, в зимнее ее солнцестояние.  Кто мог гарантировать, что эти взрывы не окажутся последней каплей в чаше равновесия? Что земля не сорвется с орбиты, не сдвинется земная ось...  Или, для людей это тоже тяжелое время года, и головы сильных мира сего перестают соображать?
     - Прервите свой монолог, иначе я не смогу с точностью передать вашу страстную речь.
     Телепат пересказал сказанное Липатовым.
     - Это, знаете ли, интересная мысль, – черкая авторучкой на листе бумаги, сказал ЧОЛ. – Я вот тут начертил орбиту, а вот здесь как бы взрывы.  Если взрывы направить по ходу орбиты и чуть под углом, то…  При хорошем залпе… Все возможно. И тогда неважно станет, где белые, где красные, где Америка, где Ирак…  А Сократ что же, молчит?
     - Он молчит, – подтвердил Телепат.
     - Интересно,  на каком языке он говорит,  –  на нашем?
     - Мысль – это же электрический ток, она вненациональна.  Я его понимаю.
     - Очень интересно.  А может быть, нам их пригласить на встречу с интеллигенцией города?
     - Мы не располагаем временем, – сказал Орлов.
     - Они куда-то спешат, – пояснил Телепат.
     - Да, я понимаю, дела космического масштаба. А жаль все же мне Михаила Орлова. Так рано ушел.  Сколько мог сделать.
     - Ушел, - сказал, усмехнувшись, Михаил Орлов. – Как будто я с собрания ушел. Вот, портрет нарисовали, книгу издали…  А пока здесь был – стена.  Не прошибешь. Как там у классика: «Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар, и для потехи раздували …»
     - Да, Михаил, прости нас за черствость, за то, что не поддержали тебя в трудную минуту.
     - Не черствость – трусость.  Вот что мы пожинаем в конце двадцатого века! Все боятся.  Каждый за свой стул держится.  Боится без куска хлеба остаться.  Без привилегий. Без удобств – квартира, обстановка, машина, дача.  А мне вот сейчас ничего этого не надо.  Мне и при жизни ничего кроме книг не надо было.  Но я не мог купить нужные мне книги! Вот из-за чего я страдал.  И семье был не помощником – обузой.  Но мне хотелось писать.  Я начал большую вещь «Ноев Ковчег диктатуры».
     - Подожди, Михаил, я не успеваю «переводить».
     - Да я уже все сказал.  Наши мысли подхватят.  Скажут то, что не успели сказать мы.  Было бы только в срок сказано.  Время летит стремительно. Конец второго тысячелетия. Вопросов на земле накопилось много. И я знал, как решить некоторые из них.  Не для себя же старался.  Не ради славы…
     - Эх, люди! – подал голос Сократ. – Сколько времени прошло, а мир все тот же.  Другие одеяния. Обилие технических новшеств.  На улицу не выйти – несутся колесницы без лошадей. Телевизоры.  Видеокамеры.  Все это суета. И в наше время было тоже, и в ваше, новейшее, без перемен.  Все тот же бег по кругу.  Так лошадь бежит, перед которой привязан клок сена, и все никак не может его догнать.  Вот-вот она, как ей кажется, ухватит его, но с каждым ее шагом и приманка отодвигается ровно настолько же.  Философствовать надо, друзья, размышлять. Все суета сует.  Прах и тлен.  И слава, и почести, и деньги…  Только душа, она, единственная, достойна того, чтобы денно и нощно заботиться о ней, оберегая ее, не отрывая ее кусочки в уплату за то, что тленно и достойно презрения.
     - Ты прав, Сократ! – восхищенно сказал Михаил Орлов.
     - Друзья, а ведь нам надо на самолет. До Москвы. А затем в Париж, – напомнил родитель Аниськина, Виль Владимирович Липатов.

27.12.98