Португалия

Сергей Федорович
ПОРТУГАЛИЯ или ТАМ ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ЕВРОПА.

11 вечера. Позади поезд в Варшаву и пересадка в Амстердаме. Самолет начал снижаться. Объявили вначале что-то по голландски, потом перевели на английский- мы приближаемся к Лиссабону, скорость такая-то, температура за бортом. Я выглянул в иллюминатор, сколько я уже видел ночных городов с самолета. Яркие, блестящие, как будто чисто вымытые россыпи огней Европы, тусклые огоньки городов третьего мира. Внизу, насколько хватало глаз, в лощинах между холмов, тянулись цепочки мутных огоньков. Потом самолет лег на крыло, в иллюминатор стал виден черный океан с редкими светлячками кораблей. Еще через какое-то время мы затряслись по взлетно-посадочной полосе. Вот я и в Португалии.
Еще на пересадке в Амстердаме я приметил высокого худого парня со свернутым в трубку стендом. Выглядел он явно каким-то потерянным и слегка напуганным. “Попутчик”, мелькнуло у меня, “прилетаю поздно, автобусы не ходют, а такси желательно с кем-нибудь поделить”. Уже в Лиссабоне я с парнем познакомился, он оказался с Украины. Таксист смерил нас взглядом, сказал, что он по-английски “мало-мало”. Но цену зарядил такую, что мало не показалось. Дальше мне показалось, что я в кабине реактивного самолета. 160-170 км в час было средней скоростью. И это вообщем-то на далеко не идеальных португальских дорогах. Зато на таких скоростях домчались мы мгновенно. Итак, первая конференция проходила в Оэйрасе. Это пригород Лиссабона, ну а жили мы в другом пригороде – в Каркавелосе. Основное – что есть в Португалии – это океан. По большому счету Лиссабон с пригородами стоит скорее не на берегу океана, а в устье реки Тежу, но оно столь широкое, что вполне может быть приравнено к морю. В первый день я поднялся на ужин в ресторан, который находился на самой крыше. И просто обомлел. Огромные стеклянные окна с видом на океан. Океан до самого горизонта.
Оэйрас – небольшой, довольно зеленый городок с компактным историческим центром. Рядом с центром- в меру запущенный и очень красивый сад маркиза де Помбаля. Этот маркиз – национальный герой Португалии, прославился тем, что в 18 веке построил разрушенный землетрясением Лиссабон. В Лиссабоне я кстати тоже жил рядом с площадью маркиза де Помбаля.
Наверное только в Португалии может сочетаться 30 градусов в тени с холодным ветром с океана. А все потому, что в океане холодное течение. Народ разглядев с гостиницы песчаные пляжи прямо как с рекламных плакатов, в первую же свободную минутку кинулся купаться и в основном с воплем повыскакивал назад. Некоторые мужественно терпели минут 5, надо же отметиться. На следующий день москвич с навороченными часами, которые меряют все, включая температуру воды, измерил температуру океана. Оказалось 16 градусов. Такое удовольствие честно говоря можно получить и на белорусских озерах. Все знаменитые португальские курорты находятся на узкой полоске южного побережья, оно не совсем средиземноморское, а скорее в предбаннике Средиземного моря. А длинное океаническое побережье больше для экстремалов. Вообще я не думал что в средиземноморской стране в июле вечером в одной майке может быть холодно. А может я просто попал под похоладание. Еще запомнились португальские девушки в купальниках, клоторые в отлив бродили по мелководью с ведрами, собирая ракушки на ужин
Что поражает в португальских городах, так это манера выкладывать дома снаружи плиткой. Плитка бывает разных тонов, но в основном бело-голубых. Делается это видимо для того, чтобы дома не нагревались в жару. Но выглядят такие плиточные дома с резными барочными балконами очень экзотично. Керамика и плитка очень популярны в Португалии. В некоторых церквях даже святые нарисованы на бело-голубой “голландской” плитке. В итоге получается что-то среднее между ванной и иконостасом.
Но вот школа в Оэйрасе закончилась и мне настала пора перебираться в Лиссабон. Гест хаус я забронировал еще из Минска. По приезде оказалось, что под гест хаус отведена большая квартира на 4 этаже дома в самом центре Лиссабона. Количеством поворотов, разворотов, темных углов и чуланов она до боли напоминала знаменитые питерские коммуналки. Английский я услышал только при заселении, дальше общался только с португальскими бабушками-горничными. Пришлось общаться с ними главным образом жестами.
Сам город довольно запущенный, но очень красивый. Большой исторический центр с узкими улочками, распланированный под линейку. Это маркиз в 18 веке так его отстроил заново. Век просвещения, все по науке. Один из основных видов транспорта – по прежнему трамвай, причем довольно антикварной модели, что делает город очень уютным. Только на его узких улочках, часто ни на что другое кроме рельсов места уже и не хватает. Поэтому по трамвайным путям периодически начинают ходить и автобусы.
Обычная для морских городов набережная с пирсами, по которой все гуляют отсутствует. У побережья везде доки, к морю и не подобраться. Видимо, еще с тех пор, как из дальних стран приплывали каравеллы груженные золотом и перцем, все свободное пространство отдано под погрузку-разгрузку.
Как и всякий уважающий себя средневековый город, Лиссабон имеет старинный кафедральный собор и крепость. Собор слегка похож на Собор Парижской богоматери, но попроще. Крепость стоит на самом высоком холме, поскольку вообщем-то в самом городе рельеф сильно пересеченный, улицы то подымаются в гору, то почти обрываются. Из-за этого, когда я взял курс на крепость, то добраться до нее оказалось не так то просто, то казалось бы она прямо-таки в соседнем квартале (это я на возвышенность забирался), то вообще пропадала из поля зрения (это я спускался и соседние дома напрочь закрывали обзор). Но в конце концов добрался таки. В Лиссабоне существует приблизительно та же самая закономерность, что и в Рио-де-Жанейро. Чем выше, тем беднее, поэтому богатые районы находятся в низинах, а фавеллы-трущобы на склонах холмов. Вот и в Лиссабоне вокруг крепости разве что куры с козами не ходили. Кстати, что-то типа деревни до сих пор внутри крепости.
Когда Португалия получила ЭКСПО, то на окраине Лиссабона построили выставочный комплекс с несколькими небоскребами. Я туда поехал ради океанариума. Что интересно, особенно хорощо у них представлена полярная фауна. И честно говоря очень приятно после раскаленной улицы в полдень войти в бассейн с кондиционером и плавающими пингвинами.
Как я уже писал, Лиссабон находится в очень широком устье Тежу. И все таки португальскому диктатору Антонио Салазару удалось протянуть мост в несколько километров. Внешне – это чистая копия моста “Золотые ворота” в Сан-Франциско, разумеется как и положено он назвал мост своим именем. После апрельской революции он превратился в мост 25 апреля. Здесь я думаю уместно сделать экскурс в португальскую историю. Она почти вся пронизана противостоянием с Испанией, постоянные войны и то потеря независимости, то ее приобретение. Сейчас испанцев недолюбливают, а испанцы держат португальцев за деревенских придурков, как русские чукчей. В то же время, они сами признают, что сейчас Португалия развивается более динамично, Португалия менее замкнута сама на себя и более нацелена на международное сотрудничество, чем Испания. Даже с английским у них меньше проблем, чем у испанцев. Причина в том, что в Испании голливудские фильмы дублируются, а в Португалии идут с субтитрами. Говорят, что такая же разница между Голландией и Германией и причем с тем же результатом. Продолжая сравнение Испании и Португалии, есть еще два существенных отличия. Во-первых, на португальских корридах не убивают быков, во-вторых при сходной лексике, фонетически португальский язык сильно отличается, обилие “ж” и “ш” делает его скорее более похожим на славянские языки.
Но основное, что было в истории Португалии – это эпоха великих географических открытий. Магеллан, Васко де Гама, первое кругосветное путешествие, первые африканские колонии, морской путь в Индию, первая колония в Индии Гоа, первая колония в Китае Макао, первыми достигли Японии, покорение и заселение Бразилии. Как то они упустили Колумба, но оказывается он просил деньги у португальского короля, тот не дал, зато дал испанский. Кстати привет грантодающим организациям, кто теперь помнит того португальского короля, который отказал в финансировании экспедиции Колумба? И все открытия в общем-то небольшой страны. Не удивительно, что страна очень быстро обезлюдела,  почти все колонии забрали более шустрые англичане и голландцы, и даже саму независимость не всегда удавалось сохранить. Зато с тех пор остался образ португальцев, как нации мореплавателей и поэтов.
Португальские короли, как и всякие уважающие себя монархи, предпочитали жить за городом. Португальский Версаль называется Белем. Сейчас он уже давно в черте города, но разумеется это далеко не центр. Со времен каравелл груженных пряностями и бразильскими бриллиантами остались две основные достопримечательности. – громадный монастырь и то ли башня, то ли маяк. Оба из белого камня, резные. Издали, кажется как будто они из слоновой кости. Еще там есть музей карет и морской музей. Я сходил в оба. Особенно конечно впечатляет морской музей с настоящими кораблями. Настоящих каравелл к сожалению не было, а только модели. Но что поражает, кораблями их можно было назвать с большой натяжкой. Просто большая рыбацкая лодка с косыми парусами. Особенно это относится к первым каравеллам. И вот на таких вот конструкциях средневековые португальцы огибали Африку! Еще на побережье Белема стоит памятник первооткрывателям, поставленный Салазаром. Могу сказать, что лица на нем у португальских капитанов как у белорусских партизан со стелы на площади Победы в Минске.


Португальцы считаются довольно музыкальным народом, и если у испанцев есть фламенко, то у португальцев есть фадо. Это что-то похожее на русский романс, но с большей примесью цыганщины и определенным южным колоритом. Есть рестораны, где в состав шоу для посетителей входит и фадо. Как-то вечерком я решил сходить в такое место. Половина столиков была заполнена японцами. Ужин был вкусный. А само шоу на меня особого впечатления не произвело, хотя и исполнительницы были как и положено в черной одежде (традиции обязывают исполнительниц фадо носить только черное в знак траура по певице, умершей в 20-е годы) и голоса хорошие, но чего-то не хватало. Может быть, потому что все выглядело слишком откровенным развлечением для туристов. Зато счет, который мне представили по окончанию, впечатлил по-настоящему.
Но вот мое время кончилось. Жестами пытаюсь объяснить горничной, что мне нужно такси в 2 ночи. То есть реально в 3, но вдруг не приедет. Они хором говорят, что такси “ноу проблем”, вокруг всегда полно. Я все таки ложусь спать с осознанием того, как хорошо, что я взял для запаса лишний час. И вот выхожу из гостиницы и действительно сражу же натыкаюсь на такси. И не то что час, а почти 2 кукую в аэропорту до регистрации. Прощай, пропахший жареной рыбой Лиссабон! Вот и состоялось мое путешествие в страну Португалию.
Как это ни странно, то если скрестить Голландию и Турцию, то как раз Португалия и получится. Казалось бы абсолютно несочетаемо, как дыня с ветчиной., но есть такая закуска в итальянской кухне. От Турции юг, смуглый народ, даже национальная одежда, главным образом женская, довольно похожа. От Голландии прошлое великой морской державы и разумеется плитка!

А что там едят?
Как и во многих морских странах кухня в значительной степени опирается на рыбу и морепродукты. В отличии от соседей еда не столько острая, а скорее сладковатая. Из тех стран, где я был наиболее близкая аналогия- бразильская. В Португалии тоже едят черные бобы с белым рисом! И я там даже видел “ шукерию”. Это заведение такое, специализирующееся исключительно на жареном мясе, типа шашлычной вообщем. Но бананов так много в еду не кладут. Видимо не вызревают они в Португалии. Есть очень вкусные маленькие пирожки, иногда с мясом, иногда сделанные из рыбы, и скорее напоминающие наши рыбные котлеты. Но что интересно, точно такие же я ел в Бразилии. Много всяких сладостей, главным образом на основе сладкого риса. Но по количеству сахара они ближе к турецким, чем к испанским или французким. То бишь сыплют столько сахара, что слипаются все кишки. Опять таки, много всяких пирожков со сладкой рисовой кашей внутри.

А что там пьют?
По чайно-кофейной классификации, Португалия однозначно кофейная страна. Кофе пьют много, он у них крепкий типа итальянского ‘эспрессо’.
А вот по винно-пивной, все не так просто. Да, Португалия родина портвейна и мадейры, но сами они их не очень то и пьют. Может быть из-за дороговизны. Настоящий портвейн положено бренди укреплять, а это напиток не дешевый.Я уж не говорю о стоимости собственно виноматериалов. Местные сухие вина по-моему значительно популярнее. И что совсем уж странно для средиземноморской страны, там много пьют местного легкого пива. Ей-богу, даже пивные есть!

А какие там девушки?
Да всякие, я бы определил, получше испанок, похуже итальянок. И опять таки, как и в Бразилии, много рослых, атлетически сложенных девиц.