Жизнь для других, или Жертва революции

Виктор Йог
Господа! Если к правде святой
 Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой
Пьер-Жан Беранже

 Эйдельман Н.Я. Апостол Сергей. Повесть о Муравьёве - Апостоле. М.: Вагриус, 2005, 350 с.

Автор предпринимает, на наш взгляд, неудачную попытку вылепить образ апостола. Какое учение Сергей распространял? Русскую  правду, мысль о революции и  мятеже. По мнению адептов идеи, мир можно изменить с помощью силы.
 
 Книга легко читается. Из неё мы узнаём, что формальная цель тайного общества - противодействовать немцам, находящимся на государственной службе.  А на самом деле - благо России. Надо ли  кого-то спасать, если никто не зовёт на помощь? Не окажется ли спасение погибелью? «Лёгкие умы думают, что всё легко; мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо». Так, как же жить? Громко или тихо?
Н.Я. Эйдельман не раскрывает внутренний мир Сергея. Непонятно, почему он идёт на бунт. Почти ничего не говорится о его вере в Бога.  Об этом идёт речь тогда, когда ему надо идти на эшафот. Как он мог стать апостолом? Какую веру он проповедует? Революционеры не верят в Бога. Они верят в себя. Из текста невозможно понять, чем он жил. Автор педантично опирается на архивный материал. Это становится ограничителем для проникновения в душу героя.

Нелогично делать апостолом Сергея, так как он решил, что царствие небесное можно построить на земле (это против учения Христа). Скорее, ученик неправильно понял Его. Атрибуты пути Спасителя есть, но нет главного - ЛЮБВИ (он призывает убить Константина). Это игра в жертву, российская пародия на путь Учителя. Как тут не вспомнить Родиона Раскольникова: убью одну  старушку, но зато пользу принесу многим. В вопросах нравственности количество не имеет значения. В пространстве морали один человек равен человечеству.
 
Судьба распорядилась так, что Господь сам прибрал ненавистного  тирана. Мятежники  в отчаянии. Они хотят быть круче Бога! Мало того, что из-за них погибли и покалечились поверившие им невиновные, так  заговорщики ещё и сами хотят пожертвовать собой. Это  садомазохизм в чистом виде, прикрываемый революционной риторикой. Они не ведали, что творили… Члены Южного общества смогли прельстить, соблазнить и охмурить около тысячи человек. Но   идея не овладела массами.

Вообще, по современным понятиям, братьям Муравьёвым нужен был психотерапевт. Ипполит в девятнадцать лет кончает жизнь самоубийством. Матвей дважды пытается это сделать. Сергей завершает жизнь с помощью палача.

Революционеры - это люди, застрявшие на третьей стадии человеческого развития, борьбы смерти и возрождения. Вместо того, чтобы помогать себе, познавать  себя, они начинают «топить» других, искренне думать, что враги вовне. Сначала помоги себе, своей семье, организации в которой работаешь, городу, в котором живёшь, а уж  потом замахивайся на помощь народу. Книга, несомненно, пробуждает интерес к Российской истории.

Это повесть о революционере. После трагедии на Сенатской площади восстал Черниговский полк на Украине под командованием Сергея Муравьева-Апостола. Итог - семьдесят два человека убиты и тяжело ранены. Чего хотели восставшие? Они хотели убить царя, отменить рабство и ввести конституцию. Любопытно,  что во время  их казни, палачом выступает преступник.

Политики всегда прикрывают стремление к захвату власти общественными интересами. «В один час переменить миллионы умов есть дело, свойственное одним только богам». Сколько их было в истории человечества! Но ничего не меняется в России: ещё двести лет назад хотели заменить рекрутский набор военными поселениями. А воз и ныне там.

 Итак, революция или эволюция? Менять в обществе всегда что-то  надо, но как: разом или постепенно? Сразу, решает Сергей  Мурвьёв-Апостол со товарищи. Иначе:  «Жить в надежде, умереть в дерьме». Цель - оправдывает средства? Или неправедными средствами не достигнуть праведной цели?  Перевесит ли слезинка ребёнка надежду  на  светлое будущее?

В великой картине мироздания разум усматривает чертёж, воображение видит краски. Что за  картина без красок? И что наша жизнь без воображения? Автору, на мой взгляд, как раз его и не хватило. Его стиль сух и однообразен. А язык почти  не выходит за рамки научного.

  Л. Толстому Сергей непонятен. Он  - нравственный человек, но за бунт и восстание. «Один из лучших людей своего, да и всякого,  времени». Так великий писатель характеризует его в материалах к роману «Декабристы».

 «Всё, что мы делаем для утверждения и созидания счастья лиц, которых мы любим, которыми дорожим, велико, прекрасно и благородно». Это не совпадает с проповедью Христа, который говорил: «Любите врагов ваших!». По словам близких, Сергей   был добрым гением:  всё улаживал, всех примирял. И вот 866 человек идёт на пушки без единого выстрела…

Автор пытается быть объективным и  беспристрастным. В результате у читателя не складывается представление о герое. Слишком много внимания уделено элементам эпохи, подробностям не связанным с главной фигурой. В книге много персонажей,   и они слабо детализированы. Отчего сливаются в одну массу.
 
Писатель  видит у Сергея высокий уровень самосознания: пусть вы правы в своих оценках, у меня - свои.  Это не самосознание, а  своеволие, неумение адекватно оценить ситуацию, мечтательство.

Отец  Иван Матвеевич Муравьёв - Апостол  не простил сыновей. Нет такого преступления, которого  бы искреннее раскаяние не загладило перед Богом. Молитва Сергея  перед смертью «Боже, спаси Россию и царя!» не может ответить  на  главный  вопрос: как один человек может распорядиться жизнью других?

И вот, на шею ещё одному прекраснодушному романтику наброшена петля революции. Но ничего не изменилось. Для себя или для других - это надуманная дилемма. Не или-или, а и-и.  Тогда человеческие жертвоприношения становятся излишними. И, наконец, «…народы, распри позабыв, в единую семью объединятся».