Когда поклонники художника Птюхина – около 60 человек - собрались 16 апреля в «Северной Фиваиде» на открытии его персональной выставки, то каждый говорил: «в том зале…а в этом зале…» Потому что « в этом зале» были пейзажи, а «в том» - исторические сюжеты. И настолько они были разны по настроению, колориту, даже по энергетике, что даже хорошо знакомые работы увиделись неизвестными и новыми.
Почти год путешествовали яркие живописные полотна по градам столичным –Москве и Санкт-Петербургу: вот грамота, которая возвещает о награждении Василия Ивановича Птюхина за интенсивную выставочную работу в Питере. Но зрителям важно другое – что они унесут с собой, какое впечатление.
Так оно и есть: это два разных художника, два Птюхина. Один созерцает любимые до боли вологодские виды –заснеженные бульвары, осенние золотые поляны, мосты. Другой как будто оборачивается и оживляет моменты из прошлого. Один тактичен и осторожен, оставляет зрителя наедине с деревьями и травами, другой берет за плечи и резко поворачивает лицом к застывшим мертвым. И получается, что исторические персонажи никуда не исчезли, они вторгаются к нам из своего далека.
«Игра в кости» имеет исторически современный подтекст. Случайность правит нами в жизни, правила игры стали основными. Почему на ТВ экране столько игр? Страшно задуматься о причинах? Пока мы развлекаемся, зарабатывая с Галкиным миллионы, в кулуарах идут религиозные и политические «Диспуты», кто-то за нас решается нашу судьбу, и вот уже «Аве, Цезарь» -очередной правитель готов это сделать за нас. А за Цезарем всегда стоит «Брут» с веткой оливы и ситуация быстро меняется! А тем временем новая «Охота» - и новые «Домицианы» не правы и лошади топчут людей.
А собственно, где люди? Посмотришь - вдруг узнаешь в собачьих мордах что-то человеческое. И наоборот.
Колорит исторических полотен подчас так напряжен, так насыщен красным и огненным, что кажется – все горит. Исторические пожары опаснее, чем реальные. В них сгорает больше, чем дом.
Поэтому надо скорее ступить в следующий зал и подставить разгоряченный лоб северному порывистому ветру, дующему с «Октябрьского моста». Послушать, как тревожно кричат чайки. Отряхнуть розоватый иней кустов на набережной и заглянуть на центральную городскую площадь, где тепло светятся окна. Устали? Отдохните, например, с «Шардоне»… Кстати, натюрморты Птюхина – отдельная тема. В них нет кладовочной тяжести, они таинственны и праздничны, как то, чего мы еще не пробовали…
Один Птюхин - настраивает на серьезные мысли.
Другой говорит – а жизнь все-таки хороша.
На выставке звучало много речей – слово брали и научные сотрудники «Северной Фиваиды», и журналисты, и поэты, и школьники из литературно-краеведческой студии «Лист», и старые добрые друзья – все пытались вернуть художнику хоть частицу того душевного волнения, которое передалось от картин.
А в интернете некоторые картины Василия Птюхина есть на сайте ЭРТ http://www.ert.ru/artists.htm/a34/