Международный фестиваль органной музыки

Анна Иванова
Международный фестиваль органной музыки.

В начале  февраля в Москве прошел Первый международный фестиваль органной музыки «Музыка соборов мира», посвященный открытию нового органа в Римско-католическом кафедральном соборе Москвы.
Благодаря организаторам фестиваля – Благотворительному фонду «Искусство дарить» и Кафедральному собору непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии состоялся этот великолепный праздник – фестиваль духовной музыки, и в течение почти месяца звучала торжеством органная музыка Европы. Прошел цикл концертов, посвященных органному искусству Англии, Италии, Франции, Польши, Австрии и России.  Каждый концерт был посвящен традиционному направлению органного искусства одной из стран.
Новый орган подарен Москве Швейцарией, он содержит 5567 труб и обладает благородной глубиной звука, широким диапазоном и красотой мелодического ряда.

Самым значимым событием для Собора и его прихожан был, несомненно, заключительный концерт фестиваля в исполнении главного органиста Ватикана, Базилики святого Петра (Рим) Джеймса Гетше, который специально прибыл в Россию, чтобы поздравить москвичей с этим подарком- новым органом  в кафедральном католическом соборе. В своем приветственном слове он говорил о значении духовной музыки, определенном еще на 2-м Ватиканском Соборе «Духовная музыка – это сокровищница, которую надлежит трепетно хранить и приумножать».
В свое время еще Фома Аквинский сказал: «Красота духовная является символом Истины». Эти слова могут быть отнесены к духовной музыке, самым ярким и вечно живым воплощением которой является органная музыка.  Священная гармония, живущая в ней, подобна пламенной молитве, обращенной к Богу.

В исполнении главного органиста из Рима прозвучали органные шедевры Баха, знаменитые хоралы и торжественная токката и фуга ре минор.

Органная музыка Баха – это итог трехвекового пути развития органного мастерства. В своей гениальной музыке Бах не только продолжил традиции, но и новаторски обновил их. Он привнес в духовную органную музыку такую глубину и силу, такое внутреннее напряжение  и пронзительную гармонию, что, казалось, звучал не инструмент, но весь храм как один священный инструмент.
Вершина развития церковной органной музыки – хоральные прелюдии. В основе хоральных прелюдий Баха лежат грегорианские хоралы – канонизированные песнопения, которые были основой лютеранской духовной поэзии и музыки.

Самые печальные и проникновенные хоралы исполнялись при погашенном свете, только мерцали лампады у икон. И гулко звучал орган, отражаясь от сводов величественного храма, устремляясь ввысь. Пронзительные мелодии уносились к куполу, и звенели и разливались в воздухе.
Звучала музыка, которая заполняет душу до краев и переливается светлыми слезами.  Священная музыка, олицетворение молитвенного света и обращения к Богу.
Весь собор был заполнен волнами божественных мелодий.  И лишь в полутьме собора, сверху, под куполом, как ответ, бился светлый луч, озаряя весь собор вспышками белого света.

Хочется надеяться, что новый орган в московском  храме сможет открыть новую эру радости и подарит много часов просветления и звучания святой музыки в Москве.

10.02.2005     Москва