Транспорт. общественный

Яна Вадиш
     Утро. Рабочий день. Надо ехать на работу. Иду к остановке. Микрушка! Машу руками, бегу, втискиваюсь в сиденье и замираю. Половина мест не занята. Тормозим на каждом углу, добираем пассажиров. Влезает толстая тетка, наступает мне всем весом на ногу. Извините. Косит злым невыспавшимся взглядом. Продирается дальше и колотит своей сумкой мне по голове. Едем дальше. Читаю объявление для пассажиров: «Чем тише ты скажешь свою остановку, тем дальше уедешь!». Пробка. Держитесь крепче! Водила газует и лезет на тротуар. Хорошо идем! Радостно смотрим на остающуюся сзади толпу машин. Тормоза! Влетаю головой в спинку переднего сиденья. В чем дело? Какая-то дура не успела вовремя отскочить с тротуара в сторону. Все дружно про себя материм дуру-пешеходку. Опять тормозим. Опять влетаю головой в сиденье. Приехали.
     Выкарабкиваюсь наружу. Спускаюсь в метро. У кассы хвостатая очередь за билетами. А у меня проездной. Вот! Как обычно, половина турникетов не работает. Прохожу со второй попытки. Жду поезд. Прибывает. Народу битком. Двери еле открываются и оттуда начинает вываливаться людская масса.  Тупо смотрю внутрь. Меня отталкивает какой-то парень, бодро грудью втискивает толпу обратно. Осторожно, двери закрываются! Осторожно! Толпа на миг поддается и вдруг с уханьем идет обратно к дверям. К счастью, двери закрываются. Парня прижимают к стеклу. Не прислоняться! Еще какое-то время вижу его расплющенную физиономию.      Прохожу к первому вагону, здесь народу обычно меньше. Втискиваюсь в следующий поезд. Даже свободно. Девушка, вы выходите? Нет. Продираюсь в середину. По дороге спотыкаюсь о чью-то спортивную сумку. Вокруг угрюмые, невыспавшиеся серые лица. От кого-то воняет сладкими, пряными духами. Повисаю на поручне и закрываю глаза. О! Скоро моя остановка! Продираюсь обратно к выходу. Продралась. Кто-то пытается влезть впереди меня. Молча отпихиваюсь локтями и прижимаюсь ближе к впередистоящему. Девушка, вы выходите? Да! Отвечаю зло. Слепая что-ли, не видит? На автомате перехожу на свою ветку, втискиваюсь в следующий поезд. Поезд разгоняется, потом резко тормозит и останавливается. Народ начинает нервно вздыхать и крутиться на месте. Поезд стоит. Народ нервничает. Я тоже. Поезд стоит. Становится душно. Сзади прижался какой-то потный мужик. Потом несет на весь вагон. Кто-то открывает окно. Некоторые пассажиры начинают обмахиваться газетками. Минут через пять поезд трогается, едем дальше. Смотрю на часы, вроде еще не опоздала. На выходе из метро, как обычно, каблук застревает в решетке. Нервно его выдергиваю и бегу на работу.
Вечером, после работы, договариваюсь заехать к подруге в гости. Опять иду в метро. Час пик. Все едут с работы. В переходе бреду в толпе к эскалатору. Передвигаюсь мелкими шажками в общем потоке. Какой-то мудак хватает своей пятерней за задницу. От неожиданности резко протискиваюсь вперед. Обернуться удается только на эскалаторе. Кто был этот мудак, уже не понять. Жаль, хочется врезать изо всех сил ему в морду, или еще лучше, по яйцам.  На платформе народ стоит плотной стеной. На следующий поезд посадки нет! Мимо проносится поезд с выдернутыми сиденьями. Народ прибывает. В следующий поезд заносит общим потоком. Ух! Зашли! Поехали! Повисаю среди пассажиров. Спереди мне рвут зонтом по ногам колготки. Сзади к филейному месту прижимается дипломатом какой-то мужик, в один бок мне впивается углом соседская дамская сумочка, с другого боку у меня самой сумка, которой я впиваюсь в бок соседу. В полуобмороке вишу между людьми. Хорошо, что держаться не обязательно. Падать всё равно некуда. Остановка. Не моя. Меня людским потоком выносит из вагона. Судорожно втискиваюсь обратно. Вишу дальше. Вокруг серые, с кругами под глазами, уставшие после работы лица. Кто-то вышел. Ура! Место освободилось! Успеваю плюхнуть на него свою задницу. Напротив зависает тетка и злобно на меня косится. Не успела. А я успела. Черт с тобой. Напротив рыдает, заходится в скандале чей-то ребенок. Мамаша с красным от ярости лицом дергает его за рукав и шипит, заставляя замолчать. Закрываю глаза, чтобы ее не видеть, и делаю вид, что сплю. Деточка, уступила бы место. А? Что? Открываю глаза. Кажется, я правда задремала. Напротив уже бабулька.  Рядом сидит молодой мужик, уткнулся в газету. Но обращаются, конечно, не к нему, ко мне. Встаю. Ладно, всё равно скоро моя остановка. Люди добрые, помогите инвалиду! В вагон втискивается инвалидная коляска и бодро продирается к другому выходу. Хватаюсь за поручень и прогинаюсь в сторону сидений. Коляска проезжает мне по ногам, оставляя синяки и обдирая обувь.  Люди добрые, дайте, кто сколько может, на пропитание! Коляска распихивает толпу и первая выскакивает из вагона, как пробка из бутылки. Спешит к следующему вагону. Продираюсь к выходу. Моя остановка. Эй, люди, подождите! Дайте пройти! Да не заходите еще! Дайте же выйти! Ух! Вышла! Иду на эскалатор. Опять  застревает каблук, уже в эскалаторе. Злобно дергаю ногой. Туфля остается в эскалаторе. Растерянно оглядываюсь. Я уезжаю вверх в одной туфле, а вторая остается внизу. Ну и что делать? Тупо смотрю вниз. Какой-то парень поднимает мою туфлю, догоняет меня и с улыбкой вручает моё сокровище. Спасибо. Вы меня спасли. Улыбаюсь в ответ. Бывают все-таки на свете хорошие люди!
     Я выхожу из метро. Ура! Свежий воздух! Ищу нужную мне остановку. Подходит автобус. Подбегаю к толпе, которая начинает втискиваться в узкий лаз. Как известно, первая ступенька в автобусе расположена довольно высоко. Хватаюсь одной рукой за поручень, другой за ручку на двери и закидываю на ступеньку ногу. Слышу, как трещит по шву моя узкая юбка. Кажется, разрез стал еще откровенней. Следом влазит бойкая старушка с тележкой, притискивает меня к уже занятому сиденью и цепляет своей жуткой тележкой мне колготки. Черт! Хоть бы стрелка не пошла! Начинаю расспрашивать пассажиров, на какой остановке по счету мне надо выйти. Девушка, вы зря поехали на автобусе. Он идет кругом, по другому маршруту. Но ведь автобус идет до этой остановки? Да, идет. Но лучше сесть на микроавтобус. Тот же номер. Они прямо идут, а автобус по кругу. Будете минут сорок ехать. А еще троллейбусы ходят. Да, троллейбус, оно конечно лучше. Выпустите меня! Вываливаюсь из автобуса и бреду искать микрушку. Вот они стоят. Есть места? Есть. Сажусь спиной к водителю. Проезд 12 рублей. Девушка, передайте пожалуйста. Мне суют смятую бумажку и мелочь. Девушка, подождите, возьмите еще. И у меня возьмите! Собираю деньги. Возьмите! Это я водителю. Там с пятидесяти рублей один билет. И со ста еще два. Девушка! Вы что, не могли сами сдачу посчитать? Водитель смотрит на меня недоумевающе – озлобленно. Вам то это проще сделать! Хочется огрызнуться, но сдерживаюсь. В конце концов, я не нанималась для тебя сдачу считать! Возьмите со ста! Сует мне сдачу. Возьмите! Раздаю остатки денег. Едем. Кажется, моя остановка. Остановите у того магазина! 
     Засиживаюсь допоздна у подруги. Ну все, бегу на остановку, уже поздно. К моему счастью, почти сразу подходит троллейбус. Повезло! В троллейбусе сижу одна, он позвякивает и покачивается. На улице уже темно. А я сижу как в аквариуме в ярко освещенном троллейбусе. Смотрю в ночную темноту на проплывающие мимо фонари. Быстро спускаюсь в метро, цок-цок-цок по ступенькам. Местные алкаши провожают меня мутным взглядом. Сажусь на лавочку, жду электричку. Уже первый час ночи. На перроне кроме меня маются один-два человека. Слышу веселые крики. Приходит веселая и поддатая компания молодежи. Минут через пятнадцать приходит поезд. Захожу в вагон. В вагоне сидят человек пять, все мужики. Почти все с пивом. Сажусь, достаю книжку. Мужики как по команде начинают пялиться на мои коленки. На крайнем сиденье спит бомж. От него на весь вагон воняет мочой. Оглядываюсь. В соседних вагонах еще хуже. В одном, похоже, недавно кого-то вырвало. В другом едут пьяные подростки, которые задирают друг друга и весь вагон заодно. Того и гляди, начнется драка. Остаюсь на своем месте и утыкаюсь в книгу. Хорошо, мне по прямой ехать. Не надо делать переход. Приезжаю на свою остановку. Выхожу из метро. К черту! Уже поздно. Автобусов я не дождусь, это ясно. Ловлю такси и с комфортом доезжаю за пять минут до дома. Ура! Приехала! Наконец-то я дома!