Как лукашенко поддержал ющенко, сам того не зная

Павло Стреляны
- Мой отец, гражданин Украины, гостил у меня в Минске. Перед вторым туром выборов он попросил отвезти его домой, чтобы он имел возможность проголосовать у себя на родине. Мои родственники в Минске не понимали, зачем он так рвется проголосовать в Украине, они задавали вопрос: «Что вам с этого?» Отец смотрел на белорусов с непониманием и ничего не говорил. Уже по дороге в Украину он, вспоминая этот разговоры, сказал: «Это же мой долг».


Я ехал в Украину на 2 дня, а остался в Киеве на 10 дней. Все это время я каждый день ходил на Майдан Независимости и был свидетелем грандиозной победы народа.

На обратном пути я навестил свою бабушку, которая живет в Киевской области. Бабушка передала своим правнукам яблоки из собственного сада и картошку, выращенную своими руками, пару десятков домашних яиц и несколько килограмм свекловичного сахара. Между прочим, моей бабушке в следующем году исполнится 90 лет. Труд бабушки нельзя было не уважить. Я не мог не взять гостинцы, тем более что свекловичный сахар, которого в Беларуси теперь нельзя найти, так нужен моему сыну, страдающему от аллергии.

1 декабря мы с моим товарищем возвращались из Украины на автомобиле, прихватив бабушкины гостинцы, традиционный киевский торт, конфеты «Вечiрнiй Киiв». Мы еще не знали, какой сюрприз ждал нас на белорусской границе.

Оказалось, что с 1 ноября, согласно 259 Указа президента от 2 июля 2004 года, норма ввоза продуктов питания составляет 5 (!) кг. Интересно, чем это вызвано, но реально за превышение веса мне пришлось бы платить 80 евро, то есть 2 евро за каждый килограмм яблок и картошки. Было бы понятно такое решение в отношении ставших знаменитыми украинских яйцах – теперь их боятся представители властей стран, остающимися несвободными. Но при чем здесь любимые яблоки и картошка знакомого вкуса, напоминающая о заботе близких родственников?

Думается, что 259 указ особенно скажется на отношениях между родственниками, одни из которых будут возмущены «приветливостью» белорусов на границе, а другие, живущие в Беларуси, ненароком подумают: «Что это за такие родственники, которые сама же и съели все, что привезли в подарок?»

Однако на этом история не закончилась. На мои вопросы таможенники давали два варианта выхода из ситуации: выехать на промежуток границы между Украиной и Беларусью и выбросить в лесу продукты или въехать в Беларусь через российскую границу.

Первый вариант был возмутительным – как можно выбросить то, над чем трудились немолодые родители, как можно было выбросить те яблоки, которые нам на дорогу протирала бабушка своими сухими, мало послушными руками. Бабушка всегда говорит о Беларуси с благодарностью, потому что в 1933 году она здесь спасалась от голодомора в Украине. Какому чиновнику нужно посмотреть в глаза и спросить – не являются ли тотальные белорусские нормы на ввоз продуктов очередным издевательством над традициями, нормами добрососедских отношений людей близких стран? Или интеграция и сближение – это холеные лица политиков в экране телевизора?

Второй вариант: ехать через Россию был тоже надругательством над отношениями между нашими странами. Вспомнилось высокомерное и циничное лицо российского таможенника, который при помощи мата разговаривал с молдавским фермером, везущим пропадающие в Молдавии яблоки на Питерский рынок.

Мы отказалась от уплаты пошлины, нам целый час оформляли документы и в результате мы поехали назад в Украину, еще не зная, что делать дальше. Мой товарищ и я стали на ходу придумывать варианты. Например, часть яблок съесть, а то, что не съедим, «понадкусывать», картошку порезать и тогда получилось бы, что мы везем пищевые отходы. Но… Опять непонятно, что же делать с яйцами. Вот, дались им всем эти яйца!

И вдруг нас осенило: сторонники Ющенко сегодня находятся на всех центральных площадях украинских городов, они там живут, питаются. Вот, куда нужно ехать! И мы отправились в Чернигов.

Черниговскую Красную площадь мы нашли сразу. Люди, которых было несколько десятков человек, встретили белорусов очень радушно. Нас сразу же угостили чаем, мне дали носки, а моему товарищу валенки. Потом мы грелись возле большого мангала, который привез известный черниговский предприниматель, хозяин казино и нескольких магазинов. Буквально через час все было согласовано. Часть бабушкиных яблок и картофеля были отвезены в городской штаб Ющенко, где собирали продукты для отправки в Киев, а другая часть пошла на приготовление еды для черниговских пикетчиков.