Хазарские тайны

Валерий Богушев
   
      До сих пор никто не знает точно, откуда появились хазары, достигшие довольно высокого для своего времени уровня развития, и куда исчезли.
    По версии Л. Гумилева с середины 4 века до 463 года в прикаспийских степях от воинов-гунов, захвативших почти всю южную Евразию и сарматских женщин родилось  новое племя, которое и стали именовать хазарами. В середине 7 века хазары пригласили на царство в Семендер законного наследника убитого хана Западного Тюркютского каганата из династии Ашинов,  предоставили политическое убежище его родне и сторонникам. Спустя два десятилетия это маленькое государство разгромило злейших врагов – болгар, и к началу следующего столетия расширила свои владения на юго-востоке Европы до Днепра. В состав новой империи попали славянские племена полян, северян  и вятичей, которые за небольшой налог – по белке от дыма—получили преимущества цивилизованного государственного управления, защиту от врагов и междоусобиц. В отличие от других завоевателей, по утверждению Н.М. Карамзина, хазары не жгли дома, не грабили и не притесняли жителей.
     Сербский писатель, лауреат Нобелевской премии Милорад Павич в своеобразном художественном трактате под названием «Хазарский словарь», в котором документальные свидетельства причудливо перемешаны с мифами и мистификациями, пишет: «с исторической сцены хазары исчезли вместе со своим  государством после  того, …  как  они обратились  из своей первоначальной и ныне нам неизвестной веры в одну из известных и  тогда  и  теперь  религий  -  иудейскую, исламскую или христианскую. Вскоре за их обращением в эту веру, как  считается, последовал и распад хазарского царства».
            Решающее участие в выборе религии принимала принцесса Атех. Говорят, она была хороша собой, сочиняла стихи на родном языке и рисовала. Если верить одной из легенд, ей была дарована вечная жизнь, которую она посвятила секте ловцов снов. «Члены секты обладали  способностью направлять  в  чужие  сны послания, свои или чужие мысли и даже предметы. Принцесса Атех могла войти в сон человека  моложе  ее на  тысячу лет, любую вещь могла она послать тому, кто видел ее во сне, столь же надежно, как и  с  гонцом  на  коне,  которого поили  вином. Только  намного,  намного быстрее...»
        Доподлинно известно, что в Х веке великий князь Святослав ходил войною на хазар, победил их и обложил данью. Были взяты столица Итиль, располагавшаяся в устье Волги, и город-крепость Саркел.
      
     Переворошив кучу исторических документов, автор «Хазарского словаря» сделал неутешительный вывод, что «исчезли и все следы, которые привели бы нас к тому, под каким именем и среди  какого народа  искать  хазар сегодня».
    В русских летописях сохранились сведения, что ослабленный, потерявший политическую самостоятельность каганат,  подвергся окончательному разгрому печенегами. В 1117 году  беловежцы, как в старину еще называли хазар, просили убежища у Владимира Мономаха, который повелел для поселения беженцев земли отвести,  «а купцы их сели по разным городам».
    Больше века назад следы хазар обнаружил известный историк и краевед Л.Б. Вейнберг. В 1881 году судьба забросила его из Петербурга в Воронеж с дипломом провизора. Но вместо аптеки он устроился корреспондентом в «Воронежские губернские ведомости». Через год этот предприимчивый человек стал начальником губернской типографии, а затем – секретарем губернского статистического комитета. Помимо службы он увлекался еще и изучением древностей. 
        Вейнберг высказал предположение, что после того, как исчезло хазарское государство, часть населяющего его народа расселилась по берегам Волги и Дона.
      
    В  статье «Следы хазарской народности в пределах Воронежской губернии» он  привел сведения о писцовых книгах, которые составлялись во времена царя Михаила Федоровича. В этой, скорее всего, самой первой общерусской переписи земель и населения сохранились данные  «о целом ряде довольно древних поместий и вотчин по течению Воронежа и Дона в северной части Воронежской губернии: о населенных пунктах и помещиках, дворянах и высших служилых людях с какими-то странными, по-видимому, не русскими и не татарскими именами, отчествами и фамилиями. Подобный порядок вещей, начинаясь у Белоколодезя, прекращается у Червленого яра». Далее Вейнберг пишет, что помимо фамилий вроде Барынь,  Альмазив, Катыган, Халезев,  Вачукин и т.д., «встречаются еще множество других, очевидно переводных из какого-то неизвестного языка. Вот, например, ряд воронежских атаманов: Вострая Игла, Широкие Штаны, Каменное Ожерелье, Высокий Колпак, Вострый Глаз, Пробитый Лоб, Кровопуск и т.п.» Обнаружились любопытные указания на то, что люди со столь необычными фамилиями отличились, сражаясь в рядах царских войск во времена смуты, и в награду за преданность оказались среди  беломестных атаманов, а также помещиков сразу после закрепощения крестьян в холопы в 1593 году.   
       В подтверждение  документальных свидетельств Вейнберг разыскал  следы поселений хазар на высоком правом берегу реки Воронеж в окрестностях нынешнего областного центра. Им были обнаружены укрепленные толстым слоем золы склоны холмов и древние захоронения. До наших дней дошли названия «Козарская поляна», находившаяся на территории Сельскохозяйственной академии и Березовой рощи и «Козарское городище» --в районе дома отдыха им. Горького. Одно из хазарских городищ, под названием Воронеж упоминается в летописях в связи с первым нашествием татар  под предводительством Батыя в 1237 году. Хазарские городища в отличие от других русских городов, ни в этот раз, ни в последующие столетия ига ни разу не были разорены. Ведь их жители, по одним источникам, имели общие скифские корни с кочевыми племенами захватчиков, а по другим --  могли запросто откупиться, поскольку издавна занимались торговлей и жили безбедно. Кстати, именно хазары  ввели в обращение монету шеляг, известную даже у западных славян. Л.Б. Вейнберг, уроженец Вильно, припомнил польскую пословицу «Nie main ani szelaga».   
       В надежде услышать «преданья старины глубокой», которые могли бы пролить свет на хазарскую тайну, секретарь губернского статистического комитета побывал в сектах, исповедовавших иудаизм, на территории Бобровского и Павловского уездов. Но, по всей видимости, сектанты, не одно столетие терпевшие притеснения от властей и церкви, встретили его настороженно и холодно. Самого убедительного подтверждения своей гипотезы исследователю-энтузиасту получить не удалось.   
      Вскоре, в 1891 году он переехал с семьей в Петербург, где сделал доклад о своих находках на заседании Русского Географического общества. Дальнейшего развития гипотеза не получила из-за того, что ее автор  занялся в северной столице делами, далекими от краеведения…
     Н.М. Карамзин  выражал сомнения в истинности некоторых летописных фактов, считая, что они могли быть изложением бытовавших в древности легенд. Можно допустить, что в письменных свидетельствах  старины есть ошибки, и что историки также не застрахованы от заблуждений.  Но вряд ли нас могут обмануть географические наименования. На территории Воронежской области до сих пор сохранилось большое количество названий рек и населенных пунктов, явно не русского происхождения: Битюг,
Елань, Потудань, Усмань, Эртиль и т.п. Правда, бытует мнение, что эти слова остались со времен татарского нашествия. Однако, не менее правдоподобной представляется версия, что эти названия дали задолго до татарских набегов обитавшие здесь в соседстве со славянами хазары.      
      Весьма вероятно, что  и сегодня, спустя почти девять веков со времени последнего летописного упоминания о древней Хазарии, на городских улицах можно встретить вечно юную  и прекрасную принцессу Атех и даже не догадаться об этом, если, конечно, она сама не явится вам во сне.