quotОбщественнаяquot палата

Ольга Анти
После принятия Думой в марте законопроекта о создании об-щественной палаты, разговоры о ней периодически идут.
Казалось бы, чем не семимильный шаг к народовластию: соз-дан социальный институт, являющийся чем-то вроде коллективного омбудсмана (чиновника, осуществляющего контроль за деятельно-стью руководящих органов), то есть, можно говорить о подкон-трольности власти народу. Не так ли?
Полномочий достаточно много: можно анализировать законо-проекты и деятельность парламента, а вместе с ним и федеральной, а также региональной администрации. В общем, все руководящие ра-ботники попадают под контроль. Словом, эдакая «совесть чиновни-ка», вроде «ум, честь и совесть нашей эпохи»…
Действительно, и властьимущие наперебой говорят о том, что это укрепит демократию, что было бы странно, если бы этот законо-проект не прошёл или не был принят обществом.
Да, в теории всё вроде гладко, но пора перейти к практике. Ес-ли присмотреться к проекту поближе, то уже в основополагающих моментах просматривается что-то подозрительное.
Так. Начнём по порядку. Во-первых, проект был инициирован Путиным, уже прославившимся построением и укреплением верти-кали и разговорами об «управляемой демократии». «А вдруг это принципиально новая его инициатива, резкий поворот в сторону свободной страны после осознания невозможности долгого сущест-вования авторитарного, а уж тем более тоталитарного режима?» - скажете вы. Честно говоря, свежо предание, да верится с трудом, в особенности после инициатив по переходу к новому принципу фор-мирования парламента, по поднятия порога численности при реги-страции партии, после прорастания крыльев у «Единой России».
Но вернёмся к фактам. Давайте ещё пристальнее посмотрим на проект, прошедший с результатом 345 голосов к 50.
Наверное, следующий вопрос, который вы захотите выяснить, – а как же будет формироваться эта общественная палата. Общество – это, знаете ли, понятие растяжимое, как правило, употребляя этот термин, наши управленцы подразумевают совершенно конкретную и далеко не самую крупную его часть. Спешу вас уверить, что и рас-сматриваемый нами случай не стал исключением.
Новый социальный институт должен состоять из 126 членов. Но далеко не все избираются одинаково. Точнее, как вам сказать, косвенно то пожалуй все по одному принципу, вопрос только от-крыто или по цепочке, но в законе мы читаем другое. Как вы думае-те, откуда берётся первая треть? Конечно же отбирается и назнача-ется президентом Владимиром Владимировичем Путиным. Как го-ворится, хозяин барин – выдумка его, соответственно, в обиде себя не оставит. Из Кремля поступила информация, что это будут не по-литики и не бизнесмены, но всеми уважаемые и известные люди. Вторая треть отбирается общественными организациями. Какими именно не уточняется, известно только, что зарегистрированными. Если сопоставить это с предыдущими фактами, образ такой «обще-ственной организации» невольно возникает в голове. О их полити-ческих пристрастиях мы рассуждать не будем, но вряд ли кто пред-ставит себе в этой роли нечто оппозиционное. Равно как и первая треть деятелей – мы знаем уже очень много близких к Кремлю зна-менитостей, видимо, теперь им специальную работу подыщут, дабы реализовать их пламенный проправительственный потенциал. Ну а дальше всё совсем просто: как только определятся «избранные», они тут же выберут оставшихся 42 человека.
Думаю, теперь вам не будет удивительным то, что проект уже сравнивают с чем-то вроде дымовой завесы, очередным звеном в це-пи иллюзий, которые наша власть строит нам.