Курсивом или со звездочкой?

Шели Шрайман
Мой приятель, уже не раз побывавший в далекой китайской провинции по делам бизнеса, не перестает удивляться тамошним контрастам. «Представь себе, - говорит он, - в современном многоэтажном здании из стекла и бетона туалеты - в виде дырок в полу. Китайцы сидят над этими дырками на корточках и какают, не отгороженные друг от друга никакими стенками». Этот курьез живо напомнил мне наши, израильские реалии. В то время, как Запад уже стоит перед дилеммой: регистрировать однополые браки, или лет, мы продолжаем задваться сакраментальным вопросом: имеют ли право некошерные граждане Израиля заключать браки на его территории?
Давид Эйдельман, возглавляющий общественную организацию «Зеут» («Идентификация»), созданную пять лет назад, по старой привычке (его профессия - историк) углубился в историю вопроса и пришел к неутешительному выводу:
- Израиль до сих пор находится в периоде между 14 мая и 1 октября 1948 года. 14 мая была принята Декларация о создании государства и объявлено, что Кнессет - временный аппарат для управления страной, а точнее - до момента принятия Конституции, которая будет не позднее 1 октября. В том же 1948-м году Бен-Гурион подписал с партией «Агудат Исраэль» временный союз, один из пунктов которого касался ритуальных услуг. Как видим, они до сих пор находятся в ведении религиозных организаций. Ситуация складывается парадоксальная: согласно израильскому законодательству, в нашей стране евреи могут сочетаться браком с евреями, христиане с христианами, мусульмане с мусульманами и т.д. Кстати, у мусульманина в Израиле больше прав в этой области, нежели у еврея: шариатский суд разрешает мусульманину жениться на христианке или еврейке, в то время как еврейский суд такого права еврею не дает. В этой ситуации возникает целая группа людей, которые вообще не могут заключить брака. Это те, у кого прежде в документах фигурировала строчка: «ло рашум» («не записано»), или «бе бикорет» («проверяется») - люди, не являющиеся евреями и не исповедующие какую-либо религию - на иврите их называют «нохрим» .
В декабре прошлого года главные раввины Израиля, выступая на комиссии по алие и абсорбции, заявили, что готовы в качестве компромисса регистрировать (записывать) браки между «нохрим», поскольку это ником образом не задевает их интересов, - продолжает Давид. Раввинов волнует совсем другое: они в принципе выступают против смешанных браков евреев с неевреями.
- И всегда будут выступать, - замечаюя, - эту проблему надо решать совсем в других инстанциях.
- В кнессете, - уточняет Давид. - Время от времени эта тема там поднимается, и есть законопроекты, против которых всякий раз голосует стойкое большинство, потому что никто не хочет ссориться с религиозными партиями. Начиная с прошлого года в кнессете идет очередная волна. Есть коалиционная комиссия в составе представителей от четырех партий, возглавляемая Рони Бар-Оном (Ликуд), созданная с целью решения этого вопроса (она должна была выдать свое решение в марте, но его до сих пор нет) и есть старый законопроект Офера Пинеса (Авода) о свободе выбора брачной церемонии, проваленный в кнессете 10 марта. Кстати, когда проходило его слушание в кнессете, за стенами проходила демонстрация, инициированная форумом борьбы за гражданские браки, в состав которого входят несколько общественных организаций, и мы в том числе. Мы добились для наших представителей разрешения присутствовать в зале во время голосования и наблюдали за происходящим с галерки.
- Очевидно, ваше желание объяснялось пресловутым «народ должен знать своих героев» .
- Именно. Мы хотели видеть, кто из депутатов как проголосует.
- И что же вы увидели?
- Представители партии «Шинуй» («Перемены») не поддержали законопроект Пинеса, мотивируя это тем, что комиссия Рона Бар-Она, которая должна выдать решение, еще не закончила свою работу: мол, один законопроект может помешать другому, коалиационная дисциплина и т.п. И это при том, что в прошлую каденцию шестеро депутатов «Шинуя» поддержали предложенное Пинесом (законопроект был подписан 30 депутатами кнессета). Казалось бы, партия «Авода» на этом фоне могла бы забрать очки у «Шинуя», но этого не получилось. В момент голосования мы увидели, как лидеры «Аводы» тихо вышли из зала - таким образом законопроект поддержали только семь представителей этой партии. Из русских депутатов за проголосовали Солодкина (ей, как видим, коалиционная дисиплина не помешала это сделать), Бронфман и Нудельман, вернувшийся в зал в последний момент. «Против» из «русских» депутатов проголосовал только Юлий Эдельштейн. Юрий Штерн воздержался, а Михаил Горловский накануне голосования вышел из зала. Все, что я вам описываю, я видел с галерки собственными глазами.
- Какова была реакция народа на это событие?
- Довольно бурная. На форуме «Мегаполиса» в Интернете обсуждение шло под шапкой: «Шинуй» предал своих избирателей , в «Исралэнде» - под шапкой «Нужны ли гражданские браки» появилось более 600 сообщений, одно из них мне запомнилось своей афористичностью: «Позор «Аводе» и «Шинную» - и это признают даже «Авода» и «Шинуй», с той лишь разницей, что «Авода» говорит - позор «Шинную», а «Шинуй» говорит - позор «Аводе». Чума на оба ваших дома!»
- Ваш комментарий того, что произошло.
- Я понимаю, когда против гражданских браков выступают религиозные партии. У них кроме приверженности вековым традициям есть и чисто денежный интерес: за каждую регистрацию они получают приличный денежный сбор. Кто же захочет отдавать в чужие руки курицу, несущую золотые яйца? Что же касается либеральных партий, я не вижу никаких причин, которые давали бы им право уходить в сторону от этого вопроса и таким образом предавать интересы своих избирателей. Допустим, комиссия Рони Бар-Она когда-нибудь завершит свою работу и примет какое-то решение по поводу брака для тех, кто не может жениться через равинат. Но что будет написано в таком случае у человека, зарегистрировавшего свой брак? «Женат» ? - вряд ли. Это право по-прежнему остается только за равинатом. «Женат» - курсивом, или со «звездочкой»?
- Очевидно, к этому вопросу подойдут так же творчески, как и в случае с исключением позорной дискриминационной строчки в «теудат-зеут» - «ло рашум» (« не записано») : у неевреев дата рождения теперь пишется обычная, а у евреев - по еврейскому летоисчислению. Однако, как бы ни писали, это кардинально ничего не изменит. И значит, тысячи пар будут по-прежнему уезжать для регистрации своего брака на Кипр, в Болгарию и куда угодно. Потому что желание создать семью и оставить после себя потомство заложено в нас природой, и его не остановят всяческие предрассудки и инструкции.