О бедном мужчине замолвите слово

Шели Шрайман
Я долго колебалась, прежде чем решилась на эту статью. Не из-за опасений прослыть предательницей классовых интересов и вызвать гнев женских организаций и феминисток. А потому, что факты непреложно свидетельствуют: в большинстве случаев женщины страдают от мужчин в браке и бракоразводном процессе больше, чем мужчины от женщин. Достаточно вспомнить о женах, убитых собственными мужьями. Неоспоримо и то, что в нашей стране существуют убежища для избиваемых жен, а не избиваемых мужей. Я уже не говорю о всевозможных ухищрениях, к которым прибегают многие мужчины, чтобы посадить брошенные ими семьи на хлеб и воду
Однако, даже если число мужей, пострадавших от собственных жен, неизмеримо меньше числа жен, пострадавших от мужей, можем ли мы отказывать мужчинам в праве быть услышанными?

Плата за брак

Еврейские свадьбы невероятно красивы и торжественны: хупа, благословение рава, брачный договор, которым скрепляют свой союз новобрачные. Они так счастливы в этот момент, что кажется, ничто не омрачит их жизни в будущем. Мне рассказали об одном юноше, который совершенно потеряв голову от любви, подписался под миллионом шекелей компенсации своей возлюбленной в случае, если он ее оставит. Ему тогда и в голову прийти не могло, этому несчастному, с зарплатой в шесть тысяч брутто, что этот случай ему когда-либо представится.
Несколько лет назад ко мне обратился бывший москвич, ученый, интеллигентнейший человек, который долго и безуспешно пытался развестись со своей женой (в подробности этой семейной истории я вдаваться не хочу уже по одной той причине, что человека этого уже нет в живых). Он выложил передо мной на стол папку с документами, полученными им из суда и спросил: «Возможно ли такое? Мне присудили при зарплате 3200 выплачивать алименты 2800. Как мне выживать в такой ситуации? Я живу на стипендию ученого, выплачиваемого мне министерством абсорбции, никаких дополнительных источников заработка у меня нет». Я предположила, что произошла судебная ошибка (такое иногда случается), кроме того, как мы еще помним, по российским законам алименты начислялись в зависимости от зарплаты супруга, и в этом была определенная логика. Одним словом, я посоветовала ему обратиться к опытному юристу.
Где-то через полгода я узнала, что человек этот умер при невыясненных обстоятельствах, не исключалась и версия самоубийства. Ему было 40 лет.
Но случай второй, происшедший с уроженцем страны, которого суд обязал отдавать бывшей жене, которая никогда не работала, чуть ли 80 процентов его зарплаты, при том, что их общий ребенок достиг совершеннолетия, а так же при том, что супруг не имеет дополнительных источников дохода, кроме зарплаты, заставил меня усомниться в том, что в данном случае речь идет о судебной ошибке. Тем более, что бракоразводный процесс вели серьезные адвокаты - с именем.


Спасение утопающего дело рук самого утопающего

14 лет назад в Израиле появилась общественная организация, защищающая права мужчин. О ее существовании многие из нас и не подозревают. И даже если я приведу в этой статье имя этой организации, оно вам ровным счетом ничего не скажет. Зато о НААМАТе и ВИЦО наслышаны все. Инициировал создание мужской самозащитной организации Амнон А., который в свое время сам оказался жертвой развода. По его словам, бывшая жена, сама инициировавшая развод после того, как встретила другого человека, тем не менее, предприняла все возможное и невозможное, чтобы раздеть бывшего мужа до нитки. И поскольку назначенные судом алименты изрядно превышали платежеспособность бывшего мужа, вскоре он не смог выполнять предписанное судом, и оказался в тюрьме вместе с преступниками и наркоманами. С тех пор прошло много лет. Амнон нашел в себе силы справиться со всеми трудностями и начать жизнь сначала. А кроме того, он поставил перед собой цель - создать в Израиле организацию, которая оказывала бы поддержку мужчинам, пострадавшим от собственных жен.
Вопреки общепринятому мнению, как считает Амнон, у женщины сегодня при разводе, в отличие от мужчины, масса преимуществ: дети в большинстве случаев остаются с ней, значит, и дом остается у нее, плюс хорошие алименты. А для мужчин проблема развода, как утверждает Амнон, чрезвычайно тяжела: если мужчина не способен платить алименты, назначенное судом, ему грозит тюрьма.
- Куда ему обратиться за помощью? - продолжает мой собеседник. - На стороне женщины - НААМАТ, ВИЦО, другие женские организации. Общественное мнение, наконец, которое полагает, что мужчина должен воевать и зарабатывать. То есть у него сплошные обязанности и никаких прав. Закон всецело на стороне женщины. Где в какой еще стране закон принуждает мужчину полностью содержать бывшую жену - в случае, если она, будучи за ним замужем, не работала? К нам однажды обратился человек - он уже был пенсионного возраста, который развелся с женой 30 лет назад и уже не помнил, как она выглядит: о факте ее существования ему напоминала лишь строчка в банковской распечатке о том, что с его счета ежемесячно отчисляется немалая сумма на содержание бывшей жены. По еврейским законам если жена не согласна развестись с мужем, равинат может обязать ее дать развод только в исключительных случаях, и этим пользуются женщины, предпочитающие не работать, а жить за счет мужа, с которым фактически не живут. Мы должны добиться такого изменения в наших законах, чтобы исключить возможность эксплуатации бывших супругов.
Пока же этого не произошло, мужчина нередко становится объектом материального шантажа и нередко попадает совершенно в безвыходную ситуацию. Он со всех сторон должен, почти все, что он зарабатывает, уходит на алименты. Что ему делать? Бросить работу, чтобы его обязанности исполняла служба национального страхования? Но рано или поздно ему придется покрывать свою задолженность - уже перед этой службой. Бежать из страны? Его арестуют уже в аэропорту.
- Последние годы к нам стали обращаться за помощью и выходцы из стран СНГ, - продолжает Амнон. - Наиболее типичная ситуация, когда у русской жены завязывается роман с более устроенным, чем ее муж, уроженцем страны, и она, уже усвоившая, что ей полагается при разводе, умело пользуется этим. Самый грустный случай, с которым нам пришлось столкнуться - история уличного музыканта, которого суд обязал платить немалые алименты, а поскольку уличный заработок зависит от случая, ему периодически грозит тюрьма за неуплату алиментов.
- Надо видеть, в каком состоянии обращаются к нам люди, которым общественное мнение традиционно навязывает образ «мачо», - продолжает Амнон. - У них дрожат руки, они плачут, они помышляют о самоубийстве. Или, напротив, выказывают невероятную агрессию по отношению к бывшим женам, что, я считаю, совершенно недопустимым: все семейные проблемы должны решаться мирным путем, без рукоприкладства. Однажды я в течение многих часов пытался вывести из опасного состояния одного мужчину, находящегося в крайней степени отчаяния. Но, как оказалось впоследствии, он уже совершенно не владел собой - я прочитал в газете страшное сообщение по поводу трагедии, разыгравшейся в его семье.
- Поймите меня правильно, я ни в коей степени не оправдываю вспышек насилия в семье, напротив, считаю его совершенно недопустимым для мужчины: насилие - это признак не силы, а слабости, - продолжает Амнон. - Нельзя поднимать руку на женщину ни при каких обстоятельствах. Даже когда у тебя отбирают детей, дом и все, что ты нажил. Я лишь веду речь о том, что законы наши далеки от совершенства - в том, что касается развода еврейских семей. И это нередко порождает пародоксальные ситуации. Например, я знаю одного мужчину, владельца прекрасной квартиры в Северном Тель-Авиве, который женился и привел в свой дом женщину, у которой ничего не было. Их жизнь не сложилась, он решил развестись. Во время бракоразводного процесса она устраивала ему такие провокации, что он уже был согласен отдать ей все, только бы выпутаться из этой истории. Сегодня она живет в его доме со своим новым избранником.
…Чем может похвастатья организация по защите мужчин? Тем, что добилась отмены пошлины, которую вынужден был платить муж в случае, когда иск против него выдвигала жена. Пытается добиться (пока безуспешно) изменения законов - с тем, чтобы бывшие супруги не становились заложниками своих бывших супруг, не желающих дать им развод. Организует пострадавшим от развода мужчинам психологическую и юридическую помощь. Выступает в роли посредника между разводящимися супругами, добиваясь либо примирения сторон, либо признания теми конвенциональных средств при оспаривании в суде своих прав.\\

Как утверждают адвокаты

Адвокат Ольга Сегал:
- На еврейские семьи при разводе распространяется один закон, на смешанные - другой. Например, для смешаных семей вопрос о начислении алиментов для жены просто не актуален. А если речь идет о еврейской семье, то в том случае, если жена не работает, муж должен платить алименты и ей - до момента развода. Причем, сумма алиментов не ставится в зависимость от его заработка, и не оговаривается в законе. Сумму алиментов назначает суд - на основании проверки конкретной ситуации данной семьи. Что касается того, что жены не дают развода мужьям - я с такими случаями практически не сталкивалась. Чаще мужья не дают женам развода. По поводу же алиментов на детей скажу, что они выплачиваются им до достижения 18-летнего возраста, либо (это уже зависит от конретной ситуации) - до окончания тихона, или окончания службы в армии.
Адвокат Марина Хейфец:
- Меня эти два случая, которые вы приводите, не удивляют. Я сталкивалась в своей практике с более драматичными ситуациями, когда после выплаты алиментов супругу оставалось на жизнь порядка 700 шекелей. И в этом смысле в России проблема с выплатой алиментов не стояла так остро, как в Израиле, так как российский закон четко увязывал сумму алиментов с заработком ответчика. В Израиле все обстоит иначе. По еврейскому закону бремя выплаты алиментов лежит на отце. Далее: существует такое понятие: основные потребности детей (одежда, обувь, еда, учеба и т.д.). И судебная практика исходит из того, что потребности эти должны быть удовлетворены - независимо от того, какова зарплата отца ребенка. Если же отец ребенка временно не работает и не может платить, за него платит служба национального страхования, которой он должен будет вернуть затраченную сумму.
Что же касается других нюансов: если жена работает, а дети еще маленькие, муж должен при разводе компенсировать ей услуги по найму няни для детей.
Теперь о самой больной для разводящихся мужчин теме - неработающих женах. Согласно еврейским законам муж обязан обеспечивать жену. И в случае развода - до того момента, как они будут разведены, муж обязан обеспечивать жене тот уровень жизни, к которому она привыкла, живя с ним в браке. Если у потребностей несовершеннолетних детей еще существует разумный предел, то в случае алиментов для неработающей жены предела нет. Скажем, она может показать в суде, что нормальный уровень жизни, к которому она привыкла в браке - это еженедельные завтраки с подругой на Елисейских полях. Я, конечно, утрирую, но смысл в том, что у этого рода алиментов не существует верхней границы. Защищать мужчин в подобных бракоразводных делах - труд не из легких.
Некоторые неработающие жены совершенно сознательно не дают развода своим мужьям, обеспечивая себе бесхлопотную жизнь за их счет. Равинатский суд может обязать женщину дать развод мужу только в крайнем случае: если она бездетна; если какая-либо ее болезнь препятствует исполнению ею супружеских обязанностей; если она изменила мужу, что могут подтвердить два свидетеля; если она не обеспечивает в доме соблюдение кашрута.
Если соотнестись с реалиями сегдняшнего дня, когда мужчина и женщина достигли во многих областях равноправия, и жена порой зарабатывает больше мужа, гражданский закон о разводе и о назначении алиментов (для смешанных пар) выглядит более совершенным. Кроме того, судебная практика в большинстве цивилизованных стран исходит из принципа, что невозможно насильно заставить жить одного человека с другим, и если один из супругов подает на развод, супругам могут дать какой-то срок на примирение, и если оно не состоялось - развод все равно состоится. В Израиле же еврейские жены и мужья порой не могут получить развод годами.
И еще. Если бы речь шла исключительно о людях религиозных, которые по своему желанию хотят регистрировать брак и развод по еврейским законам… но проблема в том, что большинство евреев из бывшего СССР, не имеющие представления о еврейских религиозных нормах и регистрировавшие в стране исхода гражданский брак, в случае развода вынуждены обращаться в равинат и проходить точно те процедуры, что и семьи, испокон веков живущие в Израиле. Потому что еврейский закон в нашей стране распространяется на всех евреев - безо всякого исключения.

Почему они шантажируют?

Я не хочу сгущать краски и утверждать, будто всякая бракоразводная история непременно имеет привкус трагедии. Отнюдь. Даже среди моих знакомых большинство из тех, что в свое время разводились, договаривались обо всем на берегу, не прибегая к услугам адвокатов. Более того, бывшие супруги сумели сохранить дружеские отношения и продолжают общаться, у каждого из них уже давно другая жизнь и другая семья. В принципе это должно быть нормой, но, увы, не всегда так получается. И не у всех.
Почему люди, прожившие вместе энное количество счастливых лет, вдруг выходят на тропу войны, пуская в ход любые средства от мелкого шантажа до полного уничтожения противника ? С этим вопросом я обратилась к психологу Яну Зусману:
- С точки зрения психологии я могу выделить три принципа, по которым строится семья. Первый из них - принцип противоположности. То есть все время идет перетягивание каната, и в случае развода выигрывает тот, кто более цинично использует правила. Что касается интеллигентных семей, то мужчина в этой схватке нередко проигрывает. В социальной среде считается положительным образ мужа, который ушел из дома и ничего не взял. Если мужчина выступает в этой роли, тут иногда присутствует момент мазохизма: «потом она (они) поймут, какой я был хороший». Что же касается людей приземленных, то у них развод протекает очень тяжело - в ход идут любые средства.
Второй приницп - взаимодополнения, когда супруги выступают друг для друга в качестве подспорья. Если в такой семье случается развод, муж и жена пытаются найти некую удобную для обоих конструкцию: подсчитывают вклад каждого, начинается некая арифметика. Отношения супругов при этом могут оставаться вполне нормальными. Больным вопросом для таких семей являются дети, потому что они не поддаются арифметическому подсчету. Нередко в таких семьях детей делят: один ребенок остается с отцом, второй с матерью.
Третий принцип - подобия, когда люди живут вместе, потому что им это удобно. Они не антиподы, как в первом случае. И развод обычно происходит по внешним, а не внутренним причинам: например, у супруга завелась любовница, или один из супругов не оправдал ожиданий другого, и совместная жизнь от этого стала неудобной.
Понятие партнера в подобном браке рассматривается только с позиции удобства или неудобства. И ответственность в данном случае несет тот, кто нарушил принцип удобства. Кто виноват, тот и платит.
Я должен отметить, что в случае развода уроженец страны внутренне более защищен, чем выходец из стран СНГ, потому что он знает местные законы, знает, как они работают. Например, он знает, что ребенок может остаться и у него, а не у матери. Он знает, что если он еврей, а жена - нееврейка, у него больше прав. Одним словом, мужчина, который знает все тонкости израильского законодательства - он вполне защищен. Он никогда не пойдет выяснять отношения сам, а обратится за помощью к социальному работнику или адвокату (та сторона, которая ведет переговоры без адвоката, обычно проигрывает).
Выходцы из стран СНГ этих крючков не знают и часто попадают впросак. Например, отец отшлепал дочку. Если это зафиксировано социальным работником, то в случае развода она может доказать, что он агрессивен. А это считается одним из самых серьезных проступков, которые не прощаются. Он подразумевал всего шлепок, и ничего более (его и самого так воспитывали), и вдруг это вырастает в целый криминал. Мужчина, который ведет себя по принципу «Мой дом, что хочу, то и делаю» - в случае развода проигрывает изначально. Именно такие мужья чаще всего остаются раздетыми и лишенными всего дома, детей, имущества. Он и не подозревает, что, веди себя иначе, мог бы повернуть закон в свою пользу. Потому что в Израиле биологический отец, даже если он не видел его годами, в конце жизни, став немощным, может потребовать на законных основаниях, чтобы сын его содержал (при условии, что за ним не числится каких-то явных нарушений родительских прав).
Теперь рассмотрим конкретную ситуацию. Муж и жена прожили вместе двадцать лет. Жена не работал, муж всю жизнь ее содержал. При разводе она раздевает его до нитки, хотя жили они вполне мирно. Почему? Для этого надо вернуться на 20 лет назад и посмотреть, что там происходило. Похоже, что статус мужчины в этой семье изначально подавлялся. Когда он решил уйти из семьи, женщина решила любой ценой сохранить свое удобство - либо заставить его вернуться к прежнему паритету, либо заставить его содержать ее, и тут она начинает использовать закон, а он в данном случае, поскольку речь идет о еврейской семье, на ее стороне.
Позиция жены в этом случае ясна. А что происходит с мужчиной? Он проигрывает, потому что не защищается - он все передоверил адвокату. А не защищается он потому, что никогда не защищался. Как он был беззащитен перед своей женой 20 лет назад, точно так же он беззащитен перед ней и сегодня. Потому она использует закон против него. А могла бы не использовать. Могла бы согласиться на развод - пойти работать, вместо того, чтобы жить за его счет.
Проблема в том, что такого мужчину защитить невозможно. Это за него никто не сделает. Он свою битву проиграл 20 лет назад. Мы можем ему сочувствовать, но мы не можем исправить того, что случилось 20 лет назад. Можно ли ему помочь? Думаю, что да. Я бы посоветовал таким мужчинам обратиться к психологу, который научит его - как защищать себя. Это процесс не быстрый, но дает результаты. Как это происходит? Человек пытается вспомнить случаи из своей жизни, где он бы успешен, где сумел себя защитить, затем переключает эту норму на себя нынешнего. Дальше начинается творческий процесс - поиск путей защиты самого себя (когда этого поиска нет, человек обычно передоверяет функцию защиты адвокату, общественному мнению, всевышнему - кому угодно). Но в момент, когда мужчина скажет себе: никто другой не решит эту задачу вместо меня, начинается поиск инструментов защиты. Я не имею в виду вещи материальные. Это огромный моральный выигрыш. Перед ним открывается другой мир.\