Здравствуй, дед!

Иван Зацоренко Воронин
ЗДРАВСТВУЙ, ДЕД!
Памяти павших.
Совести живых.
Посвящается.

Благодарю
Геннадия Рытченко и Сергея Скрипаль
за помощь и поддержку при написании этого рассказа.
Иван Воронин

Мужчина средних лет, в камуфлированной форме, сжимая в руке стянутый с головы краповый берет, потоптался, помолчал.
-Ладно, пойду я, дед! Правда! Уболтал тебя совсем.
Давно не был у тебя, потому и болтаю, как заводной. Поди, с полгода не заходил. Прости меня, дурня! Никак было не вырваться. Все откладывал, откладывал, то одно, то другое накатит.
Знаешь, зима в этом году была дурная. В Москве снег, грязь, вот только в апреле все таять начало. Ничего что поздно, значит, хороший урожай будет!
Сейчас  все зацветать начинает, будут к празднику и деревья цвести, и сирень. Да.  Праздник великий! День Победы! Шестьдесят лет, как вы фрицев побили! Дата! Вечером отсалютуют Победе, из моего окна хорошо будет видно. Не пойду никуда в этот день. Поставлю на стол бутылку водки, ну, там, сала нарежу, лука зелёного пучок, хлебушка чёрного наломаю, тушняка армейского банку, соли крупной в солонку насыплю. Выпью стопку-другую, да буду телевизор смотреть. Фильмы обещают хорошие.
Ветеранам в парках концерты, танцы до упада! Старики вальсы плясать станут. Поставят в парках настоящие полевые кухни, как на фронте. Похлебка в котелок  или суп гороховый, а в крышку каша, если повезет. Теперь-то точно всем должно достаться, и не пустая каша, а с тушенкой. Ешь - не хочу! Фронтовые сто грамм можно, даже с прицепом, и в атаку под пули после этого не надо. По Красной площади  провезут ветеранов на  копиях фронтовых машин. Пообещали! Заслужили ветераны! За столько лет первый раз настоящий военный парад пройдет. А не балет с ружьями.
            Дома все нормально. Был на могиле у бабушки, прибрал там, травы выполол. Оставил анютины глазки, они проросли сами. Вся могила в них. И землянику у меня рука не поднялась убирать, красоту губить. Так и оставил.
Здоровье мое просто отличное, пахать на мне можно, и водки могу накатить, и в морду у сунуть, если мерзавца проучить надо будет.
 С учебой тоже все в порядке. Решил  получить второе высшее, юристом стать. Обучение у нас теперь платное. Дороговато, но ты же всегда хотел, чтобы дети и внуки образованными были. У мамы  два высших университетских. Дочь твоя, Неля  - институт кинематографии, тот самый, - ВгиК закончила с отличием. И я доучусь обязательно!
Ладно, дед… Пойду, поздно уже. 9 мая жди меня обязательно! А сейчас еще к братишкам бы зайти, поклониться. Памятничек им тут, рядышком поставили.
Мужчина положил цветы к мемориальной доске и, попрощавшись с женщиной - смотрителем вышел из зала. Музей на Поклонной закрывался.
 
Он не знал точно, как погиб его дед. Документов осталось совсем немного: фотографии в семейном альбоме, да короткий текст похоронки. Знал точно одно и гордился, что имя получил в честь деда. Бабушка не особо много рассказывала о том, что довелось пережить за время войны.
Искал и несколько лет назад нашёл деда случайно, в музее на Поклонной горе, в зале, где золотом выбиты фамилии павших на фронтах. Огромное количество имен от пола до потолка. Там и нашел деда, в списках Второго Белорусского.
Поднял все, что смог в архивах, и, чем больше изучал документы, тем больше понимал, что история его родных это - история каждой второй семьи, история мужества, подвига всего народа, которому принадлежали  эти люди. И отдавшие свои жизни, и те, кто вышел из ада живыми.
Теперь стало куда приходить, делиться своими мыслями, прикасаться к силе, исходившей от этих стен, от списков, от всего, что дышало Памятью.
Что он мог рассказать этой Памяти? Правду о том, что на Памяти набивают свои карманы? О  том, что враг вошел в Москву давно и прочно взрывами, гремящими в метро? Что диверсионные группы, на Российской земле взрывают дома, в которых спят мирные люди? Захватывают в заложники школьников первого сентября? О том, что немцам отданы разработки русского газа? О том, что из российских городов воруют людей и продают в рабство?! О том, что ходить в театр стало опасно? Про «Норд-Ост» выдувший из зала на Дубровке жизни людей?
Рассказать, что могила бабушки на кладбище в Таллинне была изгажена, памятник разбит кувалдой только потому, что бабушка на фотографии в военной форме и надпись на русском языке?!
Что в центре того же Таллинна памятник Воину-освободителю в сквере, напротив Государственной Библиотеки, был осквернен, облит краской и измалеван свастиками, а Вечный Огонь возле него засыпан землей и посажена трава, и дорожки к памятнику убраны - не дай бог кто цветы положит?! Лужайка получилась славная. Бронзовый солдат, снявший каску, склонив голову, раньше смотрел в Вечный Огонь, а теперь, ткнулся взглядом в землю, от стыда и  растерянности, ведь на этом месте собираются ветераны эстонского батальона СС.
Рассказать о том, что ветеран, прошедший всю войну, насмерть забит подростками во дворе своего дома, когда шел в магазин, только за то, что он таджик?! А дело замяли, потому, что он был одинок и никому не нужен!?
А история старой женщины, двенадцатилетним ребенком пережившей блокаду, работавшей на Кировском заводе, и боявшейся уходить из цеха домой. Она боялась не обстрелов, не мародеров, не лютого холода, не голодной смерти возле буржуйки в своей квартире, где она осталась одна. Все умерли, соседи, мама, весь подъезд.  Боялась, того, что ей не хватит сил вернуться к станку, чтобы помогать фронту. Она считала, что это будет предательством. Женщины, которая в современной истории обменяла квартиру в одном районе Питера, где  жилье стало ей не по карману,переехала в соседний, и документы которой в новый отдел социальной защиты чиновники не передали, или просто затеряли. Отчего она умерла вечером того же дня, после того, как  посетила этот проклятый чиновничий отдел. Инсульт или инфаркт я не помню точно диагноз. Но знаю - от унижения.
Государство похоронило ее за свой счет. Какие расходы? Так, мелочь! А квартиру прибрал кто-то из питерских «слуг народа».
Как рассказать, что внуков и  детей поставили в ситуацию, в которой они только и мечтают, чтобы их старики поскорее освободили им жилплощадь, и, отправляя их, стариков, в дома престарелых, суют деньги и говорят: «ВЫ ТАМ, ТИПА, ПОЗАБОТЬТЕСЬ, ЛАДНО!?»
А то, что стены метро и страницы газет пестрят предложениями для одиноких стариков о пожизненном пансионе.  Смог бы кто-нибудь объяснить воскресшему воину Великой Отечественной войны, почему долго не живут старики,  отписавшие свою квартиру какой-нибудь компании мутной формы, за обязательства этой компании содержать его до смерти, обеспечивая деньгами, уходом, продуктами, лечением?
Кто мог бы рассказать ему про те гроши, которые получают в День Победы ветераны как подачку. А сколько их осталось-то, настоящих, не липовых, которым всучили по вещевому мешку с продуктами? Да меньше миллиона! Сколько денег им предлагают  вручить на 9 мая? И сколько имеет ворье от власти?
Какая мразь решила, что так должно быть?!
Как МЫ могли это позволить?!
А может, стоило бы в каждый День Победы Ветеранам стоять на трибунах мавзолея, а перед ними бы маршировали строем и отдавали честь президент, депутаты, министр обороны и правительственные чиновники, чтобы не забывали, кто кому служить должен?
 
Так размышляя, мужчина в камуфляже шел мимо подсвеченных красным фонтанов по Поклонной горе. Но  он видел не воду - кровь колыхалась везде, била,словно из разорванной аорты в вечернее небо. Кругом море крови, она стучала в висках, ходили желваки на скулах. Какую страшную цену Россия заплатила и продолжает платить, по сей день за свою либеральность!
Молодые люди пили пиво, сидя на скамейках возле фонтанов, провожали его удивленными взглядами, катались на роликах, знакомились, гуляли. «Может, так и должно все быть? -  подумалось ему, - войны нет, они счастливы по-своему, счастливы тем, что не понимают всего. Может, в том числе и за это гибли их деды и прадеды на фронтах Великой Отечественной?!»
Многих вещей молодые просто не знают. Школьная программа обучения «вымыла» понятие о подвиге Русского народа, - «чтобы не уставали перегруженные дети». Холокост важнее Хатыни? Что такое фашизм, откуда он взялся, почему? Кто заварил эту войну, во имя чего?
           Мозги молодых пропепсиколены! Идеология Европы и Америки  трубит о том, что не СССР, а его союзники выиграли эту войну, про которую подростки в Штатах уже ничего не знают.
 Как понять российский патриотизм, который вяжется с воспеванием  американских идеалов!?
Высоцкий  пел: «Наши павшие нас не оставят в беде, наши мертвые как часовые…»
Да, часовые нашей совести это  павшие и живые, которые не дают забыть о том, что забывать нельзя.
Деды наши не сдали Москву и Ленинград. Тогда, они стояли насмерть, ни пяди земли Русской не отдали врагу. А их внуки и дети сдали  страну без боя, просто так, продавая по кускам, торгуя оптом и в розницу своим народом, продавая те пяди земли, политые кровью солдат штрафных батальонов, те заводы, на которых делалось «все для фронта, всё для победы». Разорвали на куски Россию, словно свора голодных собак, готовых за кусок пожирнее перегрызть горло друг другу. Ни совести, ни чести - пустой звук!
Мужчина широко шагал и думал, что павшие видят все. Он был  уверен - дед не простит ему ложь. Он не мог соврать павшему смертью храбрых деду. Разве таким дед видел будущее своей страны, за которую он отдал свою жизнь. Разве таким? И надо же что-то делать? Потому, что дальше так можно потерять ту самую страну, за которую отдали жизни герои! В такт широким шагам парнишки позванивали медали, полученные на афганской войне, как бы подсказывая правильное решение. Услышит?