Мой бедный Пьеро

Александр Басов
Александр БАСОВ

МОЙ БЕДНЫЙ ПЬЕРО, рассказ

Еще не рассвело на экране, еще тьма и титры.
И горячий женский шепот:       
- СЧАСТЬЕ МОЕ... ТЫ... ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ ТВОЙ ЖИВОТ, РУКИ, ПЛЕЧИ... Я СОВСЕМ МОКРАЯ... КРЕПЧЕ... ХОЧУ ЧУВСТВОВАТЬ ТЕБЯ ВСЕГО... ТЫ - ЧУДО... ЧУДО... ЧУДО...
Экран светлеет, проявляя лицо молодой женщины, которое нельзя было бы назвать красивым, даже если бы не дурацкий обруч на голове.
Впрочем, это не обруч, а наушник, вроде тех, которыми пользуются телефонистки.
Камера плывет вправо и за тонкой перегородкой обнаруживает второй женский портрет. И другой шепот:
- СИЛЬНЕЕ... РАЗДЕРИ МЕНЯ ВСЮ... СДЕЛАЙ МНЕ БОЛЬНО... ТРАХАЙ...
Так увещевает неведомого кавалера очкастая дурнушка, похожая на учительницу геометрии.
Следующую кабинку занимает меланхоличная толстуха, которая в перерывах между репликами ухитряется грызть коржик:
- НА КОЛЕНИ... ЦЕЛУЙ МОЮ ТУФЛЮ... ЛИЖИ... ПОВТОРЯЙ: Я ТВОЙ НИЧТОЖНЫЙ РАБ! ЧТО? ХОЧЕШЬ ЕЩЕ ХЛЫСТА?
И, наконец, хозяйка положения, больше всех подходящая на роль вакханки:
- К СОЖАЛЕНИЮ, МАДОННА ЗАНЯТА. ПЕРЕЗВОНИТЕ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ МИНУТ.
Но вернемся к первому портрету. Она переводит дух и, щелкнув тумблером, говорит устало:
- ТАК, ПЕРЕРЫВ. Я ЗВОНЮ ДОМОЙ.

Он просыпается от телефонного звонка в огромной комнате, по углам которой грудятся подрамники, подползает к аппарату...
-ДА... ПРОСНУЛСЯ... ДА...
...потом кладет трубку, смотрится в автопортрет вместо зеркала, поправляет шевелюру...
...открывает холодильник...
...пустыня и зима...
...растрепав волосы, хватает сангину и пририсовывает двойнику на холсте вихры...
...проводит по подбородку и украшает портрет щетиной.

Она раздраженно рычит в микрофон:
- ПОДОЖДЕТ... А ПОПИСАТЬ МНЕ МОЖНО?
...выходит на лестницу, закуривает, поперхивается дымом.

Разглядывая себя уже в настоящее зеркало, он бубнит под нос:
- ОТЧЕГО ТЫ ХУД И БЛЕДЕН? ОТ ТОГО, ЧТО ГОРД И БЕДЕН... ОТЧЕГО ТЫ ГОРД И БЕДЕН...
... и пытается продеть голову в петлю заранее завязанного галстука, но делает это неловко и узел распускается...
- НУ ВОТ... ТЕПЕРЬ ВСЕ...

В результате ерзает на стуле перед каким-то столом без галстука. Перед ним чашка кофе, к которой он то и дело тянет пальцы, но так и не решается взять.
Голос:
- КАКУЮ БЫ ВЫ ПРЕДПОЧЛИ ФОРМУ ОПЛАТЫ, ЕСЛИ БЫ ИМПОРТИРОВАЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ - ПРЕДОПЛАТУ,  ТРАСТ, ИЛИ ИНКАССО?
- ИНКАССО... - отвечает он неуверенно.
Голос: .   
- ВЫ УВЕРЕНЫ?   
Он качает головой. Отрицательно.

Другой стол, другая чашка кофе, другой голос:
- ОПЫТА РАБОТЫ У ВАС НЕТ?   
- НЕТ. 
- НУ ЛАДНО. ТОГДА ВОПРОС: НУЖНО РАЗМЕСТИТЬ В ТЕЛЕВИЗИОННОМ ЭФИРЕ РЕКЛАМУ ЖЕНСКОГО БЕЛЬЯ. КАКОЕ ВРЕМЯ ВЫ ПРЕДПОЧТЕТЕ - С СЕМИ ДО ДЕВЯТИ ВЕЧЕРА, С ДЕВЯТИ ДО ОДИННАДЦАТИ, ИЛИ ПОЗЖЕ?
На его лице - мука непонимания.

Третий голос принадлежит, видимо, гермафродиту:
 - ПОСТАРАЙТЕСЬ ОТВЕТИТЬ, КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ВЫ БЫ НАЗВАЛИ БЕССМЫСЛЕННЫМ, А КАКИЕ ИМЕЮЩИМИ СМЫСЛ: ЛЫСЫЙ ПАРИК, ВЕРНАЯ ЖЕНА, КРАСНОЕ НАСИЛИЕ, ЗАКЛЯТЫЙ ДРУГ, ЗЕЛЕНАЯ РАДОСТЬ, СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ, ГОЛУБАЯ ЧАШКА, СКОРБНОЕ БЕСЧУВСТВИЕ,
- БЕЛАЯ ГОРЯЧКА.

Он ждет на бульварной скамейке. Рядом с ним початая бутылка коньяку. Лицо серое.
Она бухается рядом и первым делом допивает из горлышка бурый эликсир:
- БРР, ДРЯНЬ... НУ ЧТО?
- МОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СКЛАД  НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ИХ ЗАДАЧАМ, - отвечает он голосом гермафродита.
- ТЫ НЕ МНОГО ПРИНЯЛ, А? - с тревогой спрашивает она, - ПОПОЛЗЛИ-КА ДОМОЙ.
Сделав несколько шагов под руку, он останавливается и становится ясно, что принял - много.
- КРАСНОЕ НАСИЛИЕ! ЗЕЛЕНАЯ РАДОСТЬ! НУ, МУДАКИ! ВОТ МУДАКИ! ГОСПОДИ! ЗАЧЕМ ТЫ ИХ СТОЛЬКО НАДЕЛАЛ?!
Она поправляет ему ворот рубашки:
- ТЫ ПЬЕРО. МОЙ БЕДНЫЙ ПЬЕРО.
- ПОЧЕМУ?         
- ПОТОМУ ЧТО ИДЕАЛИСТ. РОМАНТИК.  ТЕШ ПАЛКОЙ ЛУПЯТ,  А ТЫ ПЛАЧЕШЬ
- А ТЫ КТО? МАЛЬВИНА?
- Я КОЛОМБИНА.  РЫЖАЯ И ХИТРАЯ.       
- А ОНИ МУДАКИ! - не смиряется он,
- КОНЧАЙ,  ЛЮДИ КРУГОМ. РУГАЙСЯ ИНОСКАЗАТЕЛЬНО. ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО ВМЕСТО ЭТОГО. ГОВОРИ:  "ТРУБАДУРЫ!"
- "ТРУБАДУРЫ". А МОЖНО "РОМАНТИКИ"? А? - и он орет так, что распугивает голубей, - ЛЮДИ! ВЫ РОМАНТИКИ!

За этим столом он чувствует себя непринужденно и спокойно пьет свой кофе.
Напротив восседает человек,  одетый а ля "новые русские".
- НЕ ЗНАЮ, - тянет он, - ПОЧЕМУ ВСЕ СЧИТАЮТ,  ЧТО Я МОГУ ПОМОЧЬ? Я АДМИНИСТРАТОР И ТОЛЬКО.
- УСТРОЙ МЕНЯ КЕМ-НИБУДЬ.
- ДА КЕМ? БУХГАЛТЕРОМ? ПРОДАВЦОМ? У ТЕБЯ НА ЗАВТРА НЕДОСТАЧА БУДЕТ. В КОММЕРЦИИ ТЫ НЕ РУБИШЬ, ДОГОВАРИВАТЬСЯ НЕ УМЕЕШЬ.  ТОЛЬКО ЛИЧНЫМ ТЕЛОХРАНИТЕЛЕМ.  НО МНЕ ПО ШТАТУ НЕ ПОЛОЖЕНО. ДА И ХИЛ ТЫ ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛА.
В ответ на последние слова он вскакивает,  заламывает новороссу обе руки, прижав головой к столешнице.
- ТЫ РУКИ-ТО НЕ РАСПУСКАЙ. МНЕ НЕ С НЕБА СВАЛИЛОСЬ,  ЧЕТЫРЕ ГОДА, КАК ПАПА КАРЛО ВКАЛЫВАЛ.  А ТЫ БАЛДЕЛ СЕБЕ,  ПОПРЫГУНЬЯ СТРЕКОЗА. ТЕПЕРЬ ПРИШЕЛ БИТЬ БУРЖУЯ? НУ,  ДАВАЙ.
- ЕСЛИ ТЫ, МНЕ НЕ ПОМОЖЕШЬ,  Я ТЕБЯ УБЬЮ.
- НЕ МОГУ. НЕ УМЕЕШЬ ТЫ НИЧЕГО ДЕЛАТЬ. Я - БУРЖУЙ. УБИВАЙ.
Он ослабляет хватку, и уже от дверей бросает:
- КАРТИН НЕ ПОКУПАЮТ. ХАЛТУРЫ НЕТ... КАТЯ... АЛЕНКОЙ РАБОТАЕТ.
Новоросс морщит нос, поправляет галстук. Звонит телефон. Он берет трубку:
- АЛЕ...
...и тут же кладет её обратно, до него доходит:
- АЛЁНКОЙ...

Она стучит носком сапога в окно полуподвала.
- КОЗЛЕНОЧЕК, РЕБЕНОЧЕК...   
И уже отперев дверь, и цокая вниз по ступенькам:
- ТВОЯ МАМА ПРИШЛА... ПОЖРАТЬ ПРИНЕСЛА...
Он сидит на табурете под зеленым абажуром. Морда опять серая.
- НУ ЧЕГО? - спрашивает она, - ХОДИЛ К ГЕНИКУ? ГЛУХО?
Ответа нет.
Она тащит авоську к холодильнику, но он вдруг вырывает её и высыпает содержимое на пол.
- НУ-КА, ПОГЛЯДИМ, ЧЕМ БОГАТЫ! СКОЛЬКО НАДЫБАЛА! КОЛБАСА? ОТЛИЧНО.
Колбаса летит в форточку.
- ВОТ ТАК. КРАСОТА. ЧЕГО ТУТ ЕЩЕ? А, ЛОСОСЬ! ДЕЛИКАТЕССИМУС!!!
«Деликатессимус» повторяет подвиг колбасы, следом летят картофелины, зелень, и, наконец, бумажный пакет.
- ТЫ ЧТО! ТАМ ЯЙЦА! - не выдерживает она.
- ЧЬИ? ЧТО ТУТ ЕЩЕ? МАСЛО СЛИВОЧНОЕ!
Масло завершает праздник авиации.
- БОГАТЫЙ АССОРТИМЕНТ. НЕУЖЕЛИ ТЫ ВСЕ ЭТО ЯЗЫКОМ ЗАРАБОТАЛА? ЭТО ЧТО ЖЕ ТЫ ИМ ГОВОРИШЬ? А МОЖЕТ, НЕ ТОЛЬКО ГОВОРИШЬ? И НЕ ТОЛЬКО ЯЗЫКОМ?
Она замахивается, чтоб дать пощечину, но он перехватывает её руку и влепляет ей сразу две.

Спустя некоторое время он обнаруживает её на лавочке у подъезда.
- ПРОСТИ. ИЗБЕЙ МЕНЯ, УБЕЙ, НЕ ЗНАЮ, ЧТО ХОЧЕШЬ... ТОЛЬКО ПРОСТИ.
Она подымается и начинает плакать:
- ЯЙЦА-ТО ЗАЧЕМ?
Он бросается к кустам выковыривать из них картофелины.
- ЧЬИ? МОИ, ВОТ ЧЬИ! - бубнит она, всхлипывая.
Он возвращается, держа в охапке то, что собрал. Виноватый.
- КОЛБАСЫ НЕТ. СОБАКИ, НАВЕРНОЕ, СТАЩИЛИ.

Зеленый абажур опущен почти до пола. Под ним - четкий круг света, остальное - в полутьме.
Он в постели.
Она выходит из-за створки шкафа в дезабилье, на шпильках и в полумаске. Пританцовывает.
- ТЫ ЧЕГО ЭТО, - испуганно спрашивает он.
- ХОЧУ ТЕБЯ СОБЛАЗНИТЬ.
- ДА Я И ТАК...
- ТАК - НЕИНТЕРЕСНО... МОЛЧИ И СМОТРИ...
Под мутное пенье радио исполняется довольно неумелый стриптиз. Последней вещью, которая летит на пол, оказывается полумаска. По-кошачьи вспрыгнув на кровать, она шепчет:
- ТЫ ГОРЯЧИЙ, КАК УТЮГ...
Он перебивает:
- ТОЛЬКО ГОВОРИТЬ НЕ НАДО НИЧЕГО...
- Я ХОЧУ ГОВОРИТЬ. Я БУДУ ТАК ГОВОРИТЬ, КАК НИКОМУ НЕ ГОВОРИЛА...
Лампа гаснет.
- ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ БЕЛ И РУМЯН, ЛУЧШЕ ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ ДРУГИХ. ГОЛОВА ЕГО - ЧИСТОЕ ЗОЛОТО...
- ЭТО ИНОСКАЗАТЕЛЬНО? В СМЫСЛЕ "РОМАНТИК"?
- ТЩЩ! МОЛЧИ! ГОЛОВА ТВОЯ - ЧИСТОЕ ЗОЛОТО, КУДРИ ТВОИ ЧЕРНЫ КАК ВОРОНЬЕ КРЫЛО. ГЛАЗА ТВОИ, КАК ГОЛУБИ, КУПАЮЩИЕСЯ В МОЛОКЕ, ГУБЫ ТВОИ - ЛИЛИИ, РУКИ ТВОИ - ЗОЛОТЫЕ КРУГЛЯКИ, УКРАШЕННЫЕ ТОПАЗАМИ, ЖИВОТ ТВОЙ...

На работе её соседка  - меланхолическая толстуха - поёт старую песню:
- ТЫ СМЕЕШЬ ВОЗРАЖАТЬ, ЖАЛКИЙ РАБ? ПРИДЕТСЯ ТЕБЯ ПРОУЧИТЬ!
Коломбина общается с клиентом как-то неласково:
- ЧЕГО ТЫ ЕЩЕ ХОЧЕШЬ? КРЯХТЕТЬ? САМ КРЯХТИ, КОЗЕЛ. ТО, ЧТО СЛЫШАЛ. ЖЕНУ СВОЮ ДРЕССИРУЙ. (Пауза) ЗАСУНЬ СВОИ ДЕНЬГИ СЕБЕ В ЗАДНИЦУ! И ТЕЛЕФОННУЮ ТРУБКУ ТУДА ЖЕ!

Тем временем он принимает гостей - новоросса и одноглавого иностранца с трубкой в зубах.
Фирмач единственным глазом сверлит холсты и выпускает кольца дыма. Новоросс из-за спины фирмача подает суетливые невразумительные знаки.
Не расставаясь с трубкой, фирмач говорит новороссу два слова по-французски.
- НАЗВАНИЕ КАКОЕ? - переводит новоросс и подмигивает. - КЛИЕНТ КЛЮЕТ!
- Я ВСЕ СКАЗАЛ, - вздыхает он, - СМОТРИ: СТРУКТУРА ГОРОДА, СТРУКТУРА ДОЖДЯ, СТРУКТУРА ЛЕСА, СТРУКТУРА ЖЕНЩИНЫ... 
Иностранец вновь что-то произносит:
- ГОВОРИТ, ПОЧЕМ МАЛЕНЬКИЕ...
- ЧЕРТ ЕГО ЗНАЕТ. СКОЛЬКО ЕМУ НЕ ЖАЛКО...
- Я ТЕБЕ ГОВОРЮ: КЛИЕНТ КЛЮНУЛ. ДАВАЙ - ПО ПОЛТОРЫ И ПО СЕМЬСОТ!
Вновь французский щебет. Некоторое недоумение на лице новоросса.
- ГОВОРИТ, ЗА ВСЮ СЕРИЮ - ПЯТЬ ШТУК, НАДО ПОДСЕКАТЬ ПОКА КЛЮЕТ.
Иностранец вдруг улыбается, вытаскивает изо рта трубку и говорит на неплохом русском:
- ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЗА ВСЕ. ЭТО Я КЛЮЮ. НАДО ПОДСЕКАТЬ.

Он вылетает с распухшей сумкой из очередного магазина, на ходу вталкивая портмоне во внутренний карман.
Промахивается и портмоне шлепается на асфальт, выбросив стоязыкий веер зеленых купюр.
Кряхтя, он сгибается одной стороной тела, чтоб не замарать сумку, запихивает деньги обратно.
За этим наблюдает человек в сером пальто, стоящий на углу и жующий жвачку.      

Когда она возвращается домой, то видит комнату преображенной. Она кажется больше раза в два, потому что исчезли штабеля картин. В углу уютно ворчит новенький телевизор, стол застелен белой скатертью и уставлен всякой всячиной, сам - в белом костюме возится с искусственной елкой.
- ТЫ ОГРАБИЛ БАНК?
- АГА, - он обнимает её.
- СЕРЬЕЗНО.
- НОВЫЙ ГОД.
- В ИЮНЕ?   
- АГА. НОВЫЙ ВЕК.
- МЕНЯ С РАБОТЫ ВЫГНАЛИ.
- Я СЧАСТЛИВ
- ЗА ГРУБОЕ ОБРАЩЕНИЕ С КЛИЕНТОМ. 
Она начинает смеяться.
Он кидается в угол и начинает швырять в неё шмотками:
- ЛОВИ! ЛОВИ! ЭТО ВСЕ ГЕНИК. ГЕНИК ГЕНИЙ! ОН ТАКОГО ФИРМАЧА ПРИВЕЛ - УХ! ЗВЕРЯ. ОДИН ГЛАЗ. ТРУБКА. ПИРАТ! ДА БРОСЬ БАРАХЛО. СМОТРИ. ЭТО ЖЕ МЫ! МЫ!
На елке висят тряпичные фигурки Пьеро и Коломбины.
- НА ТИШИНКЕ - ИДУ, БАБКА ПРОДАЕТ. А ЗДЕСЬ, СМОТРИ, ТОЖЕ МЫ.
На экране телевизора персонажи бессмертного фильма Птушко дурачат Карабаса.
- ВЕЗДЕ МЫ. УРА!   
Он хлопает шампанским, облив рукав.
- А ГЕНИК ТОГДА, - говорит, отпивая глоток; она - БОГАТЕНЬКИЙ БУРАТИНО... 
- ГЕНИК - ПАПА КАРЛО! ОТЕЦ РОДНОЙ! ОН ПРИДЕТ. СКАЗАЛ, ПРИДЕТ. С НОВЫМ ГОДОМ!
Он подхватывает её за талию и они кружатся по комнате. Она задевает плечом абажур, и он тоже начинает вальсировать.

Человек в сером пальто стоит у окна полуподвала, в котором танцует зеленый абажур. Он сплевывает жвачку, сует правую руку в карман и твердым шагом входит в подъезд. .
Спустя минуту, на его месте появляется новоросс. Он стучит в окошко и голосит:
- КТО-КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ!?
...потом вспрыгивает на крыльцо и сталкивается с выходящим из подъезда человеком в сером пальто...
- С НОВЫМ ГОДОМ! - приветствует он его.

- МЫШКА! ЛЯГУШКА! МЕДВЕДЬ ПРИШЕЛ! - шепелявит он, скатываясь по ступенькам вниз...
...и обращается в соляной столп.

На пластмассовых ветках елочки висят тряпичные куколки, на столе стоят нетронутые яства, еще вальсирует зеленый абажур, а под ним лежат два человека, вернее, то, что было минуту назад двумя людьми, красная клякса расползается по белому пиджаку, по экрану новенького телевизора летит крылатый корабль, увозя Буратино и его друзей подальше от Карабаса под печальную наивную песенку о далекой стране.
- МЫ ЕДЕМ ДАЛЕКО ЗА МОРЕ
В ДАЛЕКИЙ И РАДОСТНЫЙ ПУТЬ,
ГДЕ ЛЮДИ НЕ ВЕДАЮТ ГОРЯ,
ГДЕ СМОЖЕМ И МЫ ОТДОХНУТЬ...

И меркнет свет. Во тьме слышен горячий женский шепот:
- ГУБЫ ТВОИ - ЛИЛИИ, РУКИ ТВОИ - ЗОЛОТЫЕ КРУГЛЯКИ, УКРАШЕННЫЕ ТОПАЗАМИ, ЖИВОТ ТВОЙ - ИЗВАЯНИЕ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ...
И мужской:
- СТАН ТВОЙ ПОХОЖ НА ПАЛЬМУ И ГРУДИ ТВОИ КАК ВИНОГРАДНЫЕ КИСТИ...
- Я ПРИНАДЛЕЖУ ВОЗЛЮБЛЕННОМУ МОЕМУ, А ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ МНЕ...
- ДЩЕРИ И ДЕВЫ ИЕРУСАЛИМСКИЕ, ЗАКЛИНАЮ ВАС СЕРНАМИ И ПОЛЕВЫМИ ЛАНЯМИ, НЕ БУДИТЕ И НЕ ТРЕВОЖЬТЕ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ МОЕЙ, ДОКОЛЕ ЕЙ БУДЕТ УГОДНО...


Москва 1994 г.