Аксолотль

Magnum
"Люди боятся того, чего НЕ знают.
А не знают они, что умеют летать!"
"ВВЕРХ  ПО ОБЛАКАМ"
Светлана Малышева
 http://www.proza.ru/2005/03/19-111

- Маг? Добрый вечер! Послушай, тут появилась некая новая информация о Науме. Ты когда ко мне собираешься?
- Ну, если так… Давай, на выходные приеду?
- ОК! Жду!

Дорога до Тарту занимает чуть более двух часов. Рано утром машин немного и можно неспешно вспомнить все, что известно о таинственном исчезновении нашего однокашника Нёмы Абрамциса. После завершения учебы в Академии он был направлен для прохождения службы в ГРУ, в какое-то суперсекретное подразделение. Пару раз появлялся у нас, в Отделе "Ноль". Но общался только с руководством и быстро уезжал. На ежегодных посиделках по случаю годовщины выпуска отмалчивался. И если бы не Аля Воротягина, мы так ничего бы и не узнали. 
Оказывается, Наум - фантазер номер один в нашей группе - задался вопросом "А почему людям так часто снится, что они летают?" Кто-то когда-то высказал предположение, - дескать, это признак, что этот человек растет. Ну, а как быть с людьми солидного возраста? Им тоже зачастую снятся полеты. И почему, к примеру, практически не слышно, чтобы кто-то во сне осознал себя… ну, скажем, травянистым растением, деревом или, вот, грибом?! Или водорослью? Или (О, Господи!) бактерией! А вот полеты… Полеты снятся многим! И не в образе птицы или насекомого, а именно в собственной ипостаси!
Далее выяснилось, что тот отдел военной разведки, где служил Нёмка как раз и занимается проверкой самых невероятных идей и фантазий. Ибо именно тут кроются возможности, как принято говорить, оперативно-тактического характера. Более того, "противная сторона", как оказалось, тоже весьма активна в этих направлениях. Аля напомнила, что Наум - единственный, кому удавались несложные эксперименты с телекинезом. Да-да, я сразу вспомнил, как однажды зимой он показал нам совершенно невероятную штуку: жонглировал снежинками! Но на наши изумленные вопросы "А как это?!" ответил, что сам не знает! Просто получается и все!

Да… Тут еще надо знать… Дело в том, что Аля Воротягина - писаная красавица - была, так сказать, предметом вожделения не только всей нашей группы (ну, мужской ее части, разумеется), но наверное вообще всего факультета! Не исключением был и Наум Абрамцис. Но по скромности своей, виду не подавал. Каково же было наше удивление, когда вскоре после знаменитой командировки в Сан-Франциско они расписались! А в 78 году Аля позвонила мне, Эрни, Волли и другим, и сообщила, что Нёмки больше нет. И что его могила находится в I-м Московском крематории. Из других источников стало известно, что она сама отправилась в командировку куда-то в Латинскую Америку. 
Вот, такая предыстория.

- Так… Вот за тем поворотом налево и… Что это? У Эрнеста женщина?! После смерти Нины женщин в его доме лично я не видел ни разу. Детей у них не было. Нина болела какой-то неизлечимой формой токсоплазмоза и детей иметь ей было нельзя. А Эрни после ее смерти так и не женился.      
Подъезжаю ближе… Боже мой! Это же Воротягина! Собственной персоной!

Ну? Можете себе представить встречу ветеранов? Думаю, что нет. Ведь нам уже за шестьдесят. И служба приучила нас… как бы это сказать? К минимуму эмоций, что ли. Просто долгий … очень долгий обмен взглядами. Словами, а в особенности "охами" и "ахами", столько не скажешь.
Прошли в дом. Я отправился в комнату, в которой обычно останавливаюсь, забрался в душ. А Эрни и Аля занялись "накрытием" стола. Вот так и началась встреча, многое изменившая в моей жизни. Или в ее понимании.

- Ну, рассказывайте! Ты, Эрни, меня своим звонком прям таки заинтриговал! Или это у тебя, Алька, новости?
- Ладно. Слушай. Вот, скажи, Маг,  тебе известно, как размножаются лягушки?
- Конечно! Самец залезает…
- Пошляком был, пошляком  остался! Эрни, ну его к черту, не будем рассказывать! В твоем возрасте, Маг…
- А что в моем возрасте? У меня и признаков климакса нет! И вообще, нечего провокационные вопросы задавать! Ладно, так что там про лягушек?
- А то, что лягушки откладывают икру. А из икры развиваются головастики. А уже головастики превращаются снова в лягушек!
- Ну и что? Если не изменяет память, точно так же у многих других!
- Дело не в этом. Представь, что лягушки умеют думать. Как ты себе мыслишь, соображает ли головастик, что вот это огромное по сравнению с ним существо - это его родитель?
- Скорее всего, нет.
- А вот тут-то ты и не прав! У головастика и у взрослой особи одни и те же хромосомы! И стало быть, одинаковая генетическая память. И гусеница тоже вполне могла бы осознавать, что вот то летающее чудо - ее родитель!
- Это Нёмочке в голову пришла такая мысль. С этого все и началось. "А нам, людям, снится по ночам, что мы летаем!" - это он так мне еще в семьдесят пятом сказал.
- Ну, это и я от него слышал. Но скажу честно, особого внимания не придал. Ну, а что было дальше? - история явно стала меня интересовать.      
- Нёма придумал такое, что я поначалу решила, что у него "крыша поехала"! Он сказал: "И вот еще... Смотри, то, что птицы, вопреки всякой логике, возвращаются туда, откуда осенью вполне обоснованно улетели, и именно там, а не в местах зимних "командировок - отпусков" плодятся - размножаются, это знают все! Но если добавить в эту нелогичную компанию еще лососевых, которые с той же целью буквально с фантастическим упорством двигаются против течения вверх по рекам; а еще вспомнить угрей с их фанатичным стремлением размножаться не иначе, как в Саргассовом море, а еще миграции леммингов... Да мало ли... Вот, я и подумал: надо бы эту нелогичную логику как-то объяснить! Если я прав, то мы - люди - тоже элемент подобного метаморфоза. И когда человек как бы умирает, он просто превращается в иную форму бытия!" Я конечно рассмеялась: "Нёмка! Это старая песня про переселение душ!" А он говорит: "Давай попросим разрешения присутствовать в палатах умирающих и безопасно сканировать их мысли. И попробуем определить направление, куда уходит сигнал! Это же никто еще не делал!"
- И что?
- Пошли к Корнилову. Как ни странно, он довольно быстро согласился. И мы почти год провели в одном нашем госпитале. А вот теперь - результаты! Направлений оказалось всего два. И ни в какое ни небо! А совсем даже в Латинскую Америку и в Афро-Азию. Еще год ушел на уточнение направления. Пришлось проводить сканирование в больницах, расположенных т.ск. по трассе. Потом были сложности в Южной Америке. Нужно же было как-то мотивировать такое непонятное сидение у постелей умирающих. Но это детали. Важно, что направление мы засекли довольно точно. Сюрприз нам преподнесли ребята из спутниковой разведки. Там, куда устремлялись "души", оказалась огромная горная впадина. Несколько сот квадратных километров. И глубиной около двух тысяч метров. Подходов - проходов никаких! Корнилов предложил использовать вертолетную группу с дозаправкой. Ну, ты знаешь, как это делается. Так вот, когда мы первый раз полетели, экипажи почувствовали жуткую головную боль. Все до единого! Мы с Нёмой сразу поняли, что это сильнейшее биополе. Пришлось вернуться. Еще полгода ушло на отбор группы сопровождения из резистентных. Нам же с Нёмой можно было рассчитывать только на самих себя.
- Знаешь, если бы это была не ты, Алька, я бы просто не поверил! Ну, а дальше?
- Дальше… - глаза Алисы заблестели чуть сильнее. Она повернулась к столу, отпила глоток "отверточки" и продолжила. - После десантирования мы оказались на гребне скалы. То, что мы увидели, описать непросто. Казалось, что вся впадина заполнена каким-то мерцающим пространством. Вот, помнишь, есть такое насекомое - флерка? Четыре почти эфемерных крылышка и она ими машет с огромной частотой… Получается как будто малюсенький вертолетик. Понимаете, ребята, ничего конкретного, с четкими границами, контурами рассмотреть не удавалось - просто мерцало… ОНИ ЛЕТАЛИ! Нёма попытался было установить с НИМИ контакт. Вдруг он как-то вытянулся, весь напрягся и… упал. Я подбежала… Он был без признаков жизни… Аптечка не помогла. И тут я поняла, что на меня уже ничего не давит. И услышала… Ну, вы знаете, - "неакцентированный голос"… Это был он - Нёма. "Эвакуируйся. Со мной все в порядке. Я остаюсь тут. Мне позволят изучать…Тело сохра…" И "голос" пропал… Остальное вы знаете. Тело забрали в Москву, патанатомы сказали - "внезапная остановка сердца". Мой отчет, как водится, "закрыли". Вот и все… - Алька, уже не стесняясь, вытерла глаза.
Мы помолчали, ошеломленные Алькиным рассказом.

- Вот и выходит, - прервал паузу Эрни, - что мы, люди, - всего лишь аксолотли*, мыслящие головастики, способные к размножению…         
- Погоди, а тело?
- Как он сказал, законсервировали.
- Слушай, а второе направление? Ты сказала - в двух направлениях!
- Пустыня Нэгев, Израиль. Понимаешь? Ты все понимаешь?

*   *   *
© Magnum. 2005. Tartu. Estonia.
© Перевод со скандинавского Волли фон Пеннер. 2005. Tallinn. Estonia
Примечание автора: Имена и фамилии персонажей вымышлены. Случайные совпадения суть случайность.
*   *   *
*Аксолотль (ацтекское), личинка хвостатого земноводного - тигровой амбистомы, способная к размножению.
Аксолотлей используют для экспериментальных работ по биологии.
© Большая советская энциклопедия