Должник

Сергей Гор
На свет я должен был появиться в один из дней ноября. И появился в назначенный природой срок. В младенческом возрасте долги мои были до смешного мелкими. Надо было научиться ходить, самостоятельно садиться на горшок и прорезать, к отмеченному в календаре дню, два молочных зуба.
По мере взросления бремя долгов начало расти. Школу надо было не только посещать систематически, но в силу способностей усваивать знания и получать за это положительные оценки.
Но это были только цветочки. Ягодки проклюнулись, когда я отправился выполнять свой конституционный долг по защите родной страны. На возврат этого долга ушла пара лет моей молодой жизни. В форме с погонами я честно рыл траншеи, осваивал боевую технику и грамотно справлялся с поставленными задачами.
С армейской службы, как предписывал в те времена долг общественный, я отправился на трудовой фронт. Работа в одном из НИИ была строго подчинена должностной инструкции, которую я так ни разу и не прочитал. Окруженный высоким забором с колючей проволокой объект открывал и закрывал двери своей проходной точно в назначенное время. Туда – ни минутой позже, обратно – ни минутой раньше, зато внутри – масса свободного времени. Вынужденное безделье под  грифом «секретно» спровоцировало в молодом организме потребность взвалить на себя обязанность повышения научно-технического и интеллектуального уровня. В бездонную долговую яму образования без отрыва от производства ракет, я влез уже без посторонней помощи. Своими руками напялил чугунный хомут самодеятельного познания.
Однажды, при подготовке к очередной сессии, мы с одной из однокурсниц так увлеклись предметом, что и глазом не успели моргнуть, как из едва знакомых студентов заочников превратились в потенциальных родителей. Я, как это и водится, узнал о привалившем мне счастье, когда время что-либо исправить было уже безвозвратно упущено. Долг чести заставил расплатиться за минутную слабость собственной свободой и создать очередную ячейку общества.
И вот долги стали нарастать, как снежный ком. Я должен был работать, чтобы кормить семью. Получение диплома стало безоговорочной обязанностью, как гарантия повышения по службе и увеличения жалования. Это, в свою очередь, побуждало жить по одному из неписанных, но самых эффективных по тем временам законов курятника. Этот закон номер один гласил: «Заберись повыше, отодвинь ближнего, обгадь нижнего». Бремя служебной власти увеличило список сопутствующих ей долгов. В силу вступил закон номер два: «Ты – мне, я – тебе». Ты мне палку колбасы, я тебе килограмм гвоздей. Ты мне путевку на юг, чтобы отдохнуть, я тебе командировку на север, чтобы заработать.
Жизнь текла в титанических усилиях по возврату все нарастающих долгов. Я должен был государству за то, что существую, обществу за то, что существую именно в нем, работе за то, что ее имею, семье за то, что она имеет меня.
Теперь вот еще, благодаря мудрому руководству страны, иностранные кредиторы посматривают на каждого из нас как на возможного участника долговых разбирательств. В общем, живу в долгах, как в шелках.
Проснулся воскресным утром в день всенародного волеизъявления с чувством груза сразу двух неотложных долгов: супружеского – рядом открыла глаза супруга, и гражданского – открылись избирательные участки. Хорошо бы один долг не перепутать с другим. Может быть, тогда уже к обеду смогу записать в свой актив, что и тот и другой выполнил с чувством глубокого удовлетворения. Но справедливости ради надо сказать, что когда-нибудь и мне вернут долг. Не очень большой. Последний.