Шестой короб

Андрей Б
…поэзия – самый короткий путь к смерти…

…”только зеркало зеркалу снится
    тишина тишину сторожит” – это же склеп (замурованность), где даже сильный  крик замирает, не имея продолжения эхом; это немота, где нет среды распространения произнесенного слова, остается лишь – сила немого вдоха, которая дает образы – блики… невозможность выразить себя иначе – что может быть горче для поэта задача которого – произносить; это все равно, что художнику лишиться рук – наносить краски на холст (здесь говорится о реализации)…

…неужто ты думала об этом?! – как наказание за необдуманность молодости –“я предала тебя” – “яду мне яду”- та бесконечность муки следования по лунному пути? –никогда при солнце наяву; замурованность зеркального пути…

…Ахматова “Поэма без героя”- неразрешенность; внутри себя таит, требует события; в отсутствии героя, она как на панораме, готовая пригласить наблюдателя в один из своих эпизодов (музей, автор вроде из ее гидов, вдруг превращается в участника события); поэма удивительная шкатулка со всякого рода чудесами, которые может преподнести – но это в ней соблазны – она это делает для того, чтобы не произошло главного события, чего она внутри боится, вернее пытается избежать; попытка уйти от самой себя, творя чудеса, тем самым прельщая и очаровывая того, кто пытается приблизится к ней; она уходит от самой себя – от своей сути, пугая или очаровывая…

…Ахматова – “и Бог не спас” – где корни этого и откуда это исходит? – что это – проклятие, печать запрета (повеление неба) или же это тупиковый путь человека, ведущий в глухую стену неутоляющей жажды каменных взглядов? – и что дано мне – разрешить или так и остаться замурованным в этой стене безъисходности, как и многие другие…

…символичность “ поздней ” Ахматовой приписывают из несоответствия ее личной биографии, с содержанием стиха – как свершившегося факта; и не как события, обстоятельств ее собственной жизни или пророчество – что относится к будущему, которое можно было понять даже после ее смерти – а как настоящего, которое свидетельствует о  действии происходящим при жизни поэта… Ахматова, предвосхищая будущее, писала об этом, как о свершившемся факте (в прошедшем – о будущем – в настоящем!) или который свершается и она в нем участвует - “тринадцать строчек” – “предстояло” - в каком времени это понимать?.; т.е. здесь мы наблюдаем заключенную нериализацию стиха и его внутреннюю потенцию (жажду) – свершиться, что не является мертвым символом декораций (моделью) – в котором нет перспективы…

…вся мировая поэзия закончилась на Ахматовой, она исчерпала все ее силы, небудучи причастной ее единственному предназначению – глас Божий. ибо все ее импровизации, саморазвитие, причастность только к человеческой жизни дошли до своего рокового придела и встала на немоте, на жажде “слышания слов Господних”; поэзия уже довольно погуляла по свету, будучи служанкой у земных забот и пристрастий; но и уход в “заумь” или же поиск родовых корней лишь побег, желание наполнить себя содержанием – эта чаша испита до дна…

…”но что нам делать с ужасом который
был  бегом времени когда то наречен” – надо понимать как неизбежный уход из времени этой жизни и другого нам уже не предоставят; это ужас – не реализации себя, неполнота и жажда исполнения – неутоленность, вот причина ужаса бега времени…

…свое отношение к “Поэме без героя” Ахматова сама не могла понять: личное присутствие, как автора и участника тех событий, которым она была свидетелем… Поэма совершенно не давала ей опоры, лишь нити объяснения – собственное состояние когда она настигала ее… в поэме не было исхода, завершенности события
последней точки. будто это не литературное произведение, а запредельное бытие, где она является и участником, и носителем, того, что относится ко всем нам… показав, она подытожила, сделала видимым то, что присутствовало от начала времен внутренней истории человека; наряду с литературным произведением, “Поэма” – это состояние времени за пределами истории, событий и включающие их, только по силе внутренних поступков…

…“Поэму без героя” бесполезно читать, она оживает в памяти звучащих фраз, в силе внутренних поступков…


…”не матерью, а мачехой я своим стихам была ” – трагичность судеб поэтов, но и там (поэзии) Ахматова не прибывала дома, стихи не были ей утешительной опорой, оправданием… близость ей в этом Цветаевой, которая вплотную подошла к каменным взглядам гробового молчания, отсюда и самоубийство – будучи поэтом в поэтах, она и там ощутила свою ненужность… поэт всегда с пустой котомкой за плечами и спроси – что ты сделал – ничего, ибо оправдать себя не может; т.к. спроси его – “что ты делал все это время?” – “я любил” – это оправдание?.. (“дырка от бублика” Мандельштама)…

…кого учителем считаю – Надежду Мандельштам; кого я встретил в начале пути – Александра Меня; кто благословил меня на этот путь – Николай Бердяев…

…Надежду Мандельштам считаю одну из лучших женщин, которые были в России и первую, кто судьбой и творчеством разделил судьбу и творчество своего мужа; она дотянулась до него и осознала в полной мере то, что тот мог догадываться на ходу; ее книги – не “воспоминания”, а книга, рожденная автором на пути становления личности…

…о Цветаевой : если бы она в это время могла бы писать стихи, она бы не сделала этого (самоубийство)…


…“но наверно навеки имею
нежность грустную русской души” – это главное в Есенине; как поэт ничего не приобрел, все растратил – жил за счет своего дара; отцвел – конец…