Глава 13: Бурьян Дзен
Вихрь времени нес Братину в неведомые дали. Собственно говоря, он уже не был тем доблестным славянским князем, противопоставившим себя Черному Боссу, как не был ни бурым Дино, ни бурятом Ина; не был он в полной мере и Борей из Тины. Он находился в стадии перехода. Здесь, в безвременьи и внепространственности, он не существовал как материальное тело. Поэтому, подстать ситуации, правильнее было бы называть его бурей.
Но тончайшая связь с Борей из Тины, идущим по главное дороге во все стороны из начала начал, сохранялась и оставалась для бури путеводной звездой, ярким изумрудом сверкающей где-то впереди. Дабы не заблудиться в коридорах метафизики, давайте называть это неназываемое состояние нашего героя его человеческим именем.
«Что дальше? – думал Боря, поёживаясь от внезапных порывов мыслей. – Я узнал тайну Организма Бытия. Я обрёл друзей, которым должен вернуть их сущность. Я знаю, что для этого нужно попасть в центр пересечения миров. С другой стороны, миры являются разрозненными частями Организма Бытия. А Организм Бытия – это я сам. Выходит, что меня вовсе и нет? Какой-то замкнутый круг! Как же мне помочь друзьям обрести себя, если я сам не существую?..»
– Зри в корень и увидишь всё растение целиком, – услышал он вдруг знакомый тонкий голос. – Вспомни о точке и сделай выбор.
– С-Верой-Чок! – воскликнул Боря удивленно. – Ты где?
– Я всегда и везде, – ответил невидимый Бодхисаттва.
– Значит, ты постоянно был рядом? Почему же ты молчал?
– Я не молчал. Но ты, Боря, только сейчас открыл свой третий глаз. А я говорил в день твоего рождения, что лишь его взором можно меня услышать. Помнишь?
– Верно. Теперь я вспомнил.
– Так значит, у тебя возникли затруднения?
– Да.
– А знаешь, почему?
– Потому, что до последнего момента я двигался наощупь. Я всего на мгновение открыл вспомогательные глаза и растерялся.
– И успел при этом трижды моргнуть, – добавил С-Верой-Чок. – Тебя смутило увиденное?
– Мне открылся я сам, глубоко внутри и широко вовне одновременно. Один Я был бесконечно мал, другой – бесконечно велик.
– Бесконечность не обладает масштабами.
– Знаю. Именно поэтому я и растерялся.
– Тут ты очень точно выразился – растерялся. Впрочем, это естественно. Редкие индивиды могут видеть себя в Бытии, и Бытие – в себе. Выдержать такое испытание способны единицы. Но при этом все они допускают одну и ту же ошибку.
– Какую ошибку?
– Они пытаются соразмерить Несоразмерное. Они тут же напяливают на себя масштабы, размеры и габариты, вследствие чего бесконечно дробят самих себя.
– Ты прав. Похоже, этим неведением успешно пользуется Кара Басс.
Казалось, С-Верой-Чок иронично улыбнулся.
– Не знаю, понял ли ты, нет, – но Кара Басс делает только то, что и должен делать. Ведь он не какой-то там абстрактный директор театра, профессор оккультных наук и прочая, прочая. Он – черта, тире, дефис, запятая и так далее. Но никак не точка, понимаешь?
– Братине он представился Черным Боссом, Повелителем Хаоса, Великого Дробления и Бессмысленной Энтропии.
– Вот именно. О чем это говорит?
– О том, что его сила – в противоходе.
– Правильно. Кара Басс – противовес. Естественная инерция движения и развития. Он тот же самый ты, но с точностью до наоборот. Единственное преимущество Кара Басса перед тобой в том, что он не сомневается. Он знает Своё Вся. Что он только такой был, есть и будет. Подумай, это знание дает великую власть. Понимаешь? Когда ты начинаешь сомневаться, происходит торможение, верно? Ты зацикливаешься на своих мыслях и действиях, а значит, даёшь силу Кара Бассу. Но ведь ты об этом не знаешь! Тебе кажется, что почва уходит из-под ног. Тебе мерещится некий враг, и ты ищешь его внутри себя. Наступает энтропия. А ведь на самом деле ничего не произошло. Просто ты увяз в необоснованных, вернее, обоснованных субъективно подозрениях и, вместо того чтобы продолжать идти прямо, свернул в сторону и пошел по окружности, замкнув её на своих собственных следах. И ты будешь ходить по кругу вечно, если не перестанешь сомневаться. Ты будешь постоянно видеть впереди собственную спину и стараться догнать самого себя. Да ещё так, чтобы припечатать побольнее ногой по заднице, дескать, – разве не говорил я тебе, что всё так и получиться? Но главное, ты будешь настолько прав, что не заметишь, как кто-то бьёт тебя сзади… О судьбе говорят: «Не дошел намёк, получай пинок». Судьба – это ты сам, идущий следом. Сколько же можно пинать самого себя? Развернись и иди навстречу. Не бойся, ты не вернёшься назад. Ты выйдешь на свою прямую дорогу.
– Разве не по прямой дороге я сейчас иду?
– Нет, ты идешь по большому кругу, кажущемуся прямой. Твоя дорога пока что уходит за горизонт.
– И я буду идти по ней вечно?
– Да.
– И не попаду в центр пространств?
– Нет.
– Что же мне делать? Подскажи, С-Верой-Чок.
– О, это единственное, чем я могу помочь. Но сначала мне бы хотелось узнать твои дальнейшие действия. Зачем тебе нужен центр пространств?
– Я должен помочь своим друзьям обрести самих себя.
– Потому что так гласит пророчество?
– Потому что я родился.
– А тайна Организма Бытия?
– Никакой тайны нет… Кажется, я начинаю понимать. Организм Бытия – это я сам. А центр пространств – единственное место, где меня в нём нет.
– Так, так. Значит?..
– Значит, попав в него, я…
– Ты?..
– Я!..
– Ты?!..
И вдруг долгие годы дремавшая сила взорвалась бомбой Озарения и превратила Борю из Тины в пылающий всеми цветами радуги огненный цветок. Бесчисленные лепестки струили свет, и каждый из них давал начало отдельному пространству.
– Я обрету самого себя и выйду к истине! К моменту Вечного Озарения!
– А твои друзья?
– Они мне не друзья!
– … ?!
– Они – это я! Я!!! Мои проявления! Мои ощущения! Мои слова! Мои жесты! Мои взгляды! Мои мысли!
– Ты всегда их понимаешь?
– Нет, но я их люблю!
– Значит, ты любишь самого себя?
– Конечно, ведь все они – это Я! А Я – они! Понимаешь, С-Верой-Чок? Никто не существует в отдельности. Нет ни меня, ни тебя, ни их. Есть один единственный… Организм Бытия! Как же его не любить?! Это смысл. В нём заключается суть пророчества, помнишь? «… Он уведёт растерянный народ». Растерянный! Он уведёт самого себя, осознав, что Я – это мы!
С-Верой-Чок радостно рассмеялся.
– Вот ты и достиг центра миров и обрёл свою сущность! – воскликнул он. – А вместе с тобой её обрели и твои друзья. Посмотри-ка на себя в зеркало. Как она тебе нравится?
– Она чудесна!.. У меня нет слов от восторга! – произнес Боря, любуясь розой миров. – Прекраснейшее из мгновений! Как долго оно держится!
– Обретя сущность, ты стал древом мироздания.
– Как называется это растение?
– Бурьян Дзен. Согласись, твои блуждания по кругу стали для него неплохой клумбой.
– Ты хочешь сказать, – я вышел из кольца?
– Да, но не спеши с выводами. Ведь осталось нерасшифрованной предыдущая фраза: «На панцире, одежде гада…»
– Чтобы её понять, нужно разгадать ребус. Но пока это невозможно. Нет его составляющих.
– Говоря «невозможно», ты возвращаешься на круги своя. Что тебе известно о ребусе?
– Только то, что он состоит из пяти элементов. Один символизирует постоянство, основу, костяк мироздания. Второй – гармонию поэтической силы духа и музыки как искусства высшего проявления творения. Третий – неиссякаемую животворящую энергию. Четвертый – материю, благодатную почву, в которой произрастут зёрна жизни. И, наконец, пятый – символизирует начало, первый звук первого слова.
– Хм, вот так головоломка…
– Не головоломка, а ребус.
– Действительно, загадка.
– А ты думал, – я шучу?
– Я уже давно не думаю, Боря. Я знаю. Может быть, в этом моя беда.
– Значит, тебе известно, что означают эти определения?
– И да, и нет. Смысл понятен…
– Ну же, С-Верой-Чок!
– Это!.. Нет. Не могу. Прости меня, Боря…. Что-то внутри тормозит и не даёт сформулировать ответ.
– Но почему, С-Верой-Чок?
– Потому что воображение составителя ребуса во много раз превосходит моё собственное. Честно тебе признаюсь: здесь я бессилен.
– Какая жалость!..
– Но я знаю, кто может помочь.
– Кто?
– Человек с еще большим воображением.
– А такой есть?
– Есть. Это самый великий романтик. Самый выдающийся фантазёр, каких только носила земля. Он сочиняет невероятные истории и, что вызывает наибольшее изумление, умудряется материализовывать их в реальном мире.
– Где же разыскать его?
– Ну, это не проблема. Открой-ка еще раз вспомогательные глаза.
– Открыл.
– Разве ты не видишь?
– Вижу что-то жёлтое, с прожилками, похожими на паутину. Больше ничего.
– Это потому, что твои глаза запорошили жухлые октябрьские листья, поднятые промозглым ветром с Сенной. Сморгни… Ну как?
– Вижу фасад какого-то здания, построенного в стиле классицизм, с фронтоном и колонным портиком над арками входа… Где я?
– В Питере.
– Вау!..
(продолжение следует)