Подводная лодка на дне Мертвого моря

Шели Шрайман
В поисках Содома

…Он мечтал побывать на дне Мертвого моря и оказался ЕДИНСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ В МИРЕ, который опустился туда на подводной лодке в 1999-м году. Оказия выпала случайно. Профессору Цви Бен-Аврааму позвонил человек из Калифорнии и предложил принять участие в необычной экспедиции по поиску Содома. Американец утверждал, что на одной из спутниковых фотографий он увидел четкое темное пятно на поверхности Мертвого моря. По его мнению, именно там мог находиться описанный в библии Содом, уничтоженный всевышним, и если опуститься на дно Мертвого моря, наверняка, можно обнаружить его руины. Профессор решительно отверг предложение принять участие в поисках мифического Содома, сказал, что его интересуют только научные исследования. «Одно другому не мешает, - возразил американец. - Вы будете исследовать дно Мертвого моря, а я займусь поисками Содома». Как бы то ни было, но американцу удалось заинтересовать в проекте одну из крупных телекомпаний, добыть деньги, и вскоре в Израиль была доставлена подводная лодка. Она была желтого цвета, совсем небольшая, простейшей конструкции.
С этой минуты каждый занимался своим делом: профессор опускался на дно и исследовал происходящие там геологические процессы, а американец сочинял свой сюжет. В результате один совершил научное открытие, а второй «прокатил» фильм о якобы обнаруженном Содоме по странам Европы и Америке, где тот - в канун празднования 2000-летия христианства - пользовался определенным успехом.
- Мне очень неприятно, что мое имя хотя бы косвенно связывают с этой псевдоисторией о Содоме, показанной в фильме, - говорит мне лауреат премии Израиля, профессор тель-авивского университета Цви Бен-Авраам, - однако, я своих научных целей в этой экспедиции достиг: увидел, какие активные процессы идут в месте геологического разлома на дне Мертвого моря. Самое удивительное, что здесь, оказывается, обитают простейшие бактерии красноватого цвета (мы их засняли), которых в Мертвом море в последние десятилетия уже не находят - с тех пор, как на дне стала оседать соль: сейчас она оседает со скорость 50 сантиметров в год. Этот процесс оседания соли мы наблюдаем с начала 1980-х годов: последний раз подобное происходило здесь 400 лет назад (!). А до этого - в течение 60 тысяч лет тоже не было никаких осадков.
- Чем это объясняется? И как вы об этом узнали - методом вычислений или геологических проб?
- Мы сконструировали и привезли сюда специальный прибор, который установили на платформе с краном. С помощью этого прибора нам удалось пробить морское дно на 20-метровую глубину и извлечь пробы, которые относились к периоду примерно двухтысячелетней давности: благодаря им мы установили, что, оказывается, во времена Христа в районе Мертвого моря выпадало очень много дождей.
…Я прошу профессора описать ощущения, испытанные им при спуске в подводной лодке на дно Мертвого моря, которое он исследовал в течение стольких лет прикладными методами (математические расчеты, фотографии со спутника, пробы грунта и т.д.) и которому посвятил не одну научную работу.
- Самое сильное впечатление я пережил при одном из спусков на 150-метровой глубине (всего мы спускались за две недели более 30 раз), наткнувшись на десятиметровую соляную стену, возвышающуюся на границе разлома и возникшую в результате активных геологических процессов. Особенно страшно было при первом спуске, - признается профессор, - я даже попросил механика, управлявшего лодкой, начать с пробного погружения на несколько метров и тут же подняться на поверхность, чтобы проверить исправность механизмов. И только потом мы отправились в самую глубь моря. Где-то на глубине 70-ти метров солнце исчезло и все погрузилось во мрак. Механик включил прожектора. К моему удивлению, ничто не препятствовало прохождению света: дно просматривалось великолепно даже на расстоянии 60-ти метров от лодки. Я ощутил себя словно в другом мире. На дне белой равнины стояла оглушающая тишина, здесь не было ничего - ни живого, ни мертвого, лишь изредка в поле зрения попадали огромные соляные глыбы (стену и бактерии я обнаружил при повторных погружениях). Поскольку лодка была очень примитивной конструкции (я умещался в ней только на корточках, или лежа на животе, жара внутри была страшная), то мне не удалось взять со дна никаких образцов.
- Вам бы хотелось повторить экспедицию на дно Мертвого моря? - спрашиваю я профессора.
- Я даже кое-что для этого предпринимаю. Мне бы хотелось опуститься на максимальную глубину - 300 метров - в районе геологического разлома, для этого нужна более надежная лодка. Кроме того, мне хотелось бы найти немецкий военный корабль, потопленный здесь англичанами в начале прошлого века.
- Корабль?! Как он попал в Мертвое море?
- Это долгая история. Немцы были союзниками турок в войне против англичан. В начале первой мировой войны они доставили корабль из Германии в Яффо, разобрали и по частям переправили на осликах в район Мертвого моря, где у них были военные лагеря, собрали и поставили на воду. Как я уже сказал, позднее корабль был затоплен англичанами. Что интересно, в киббуце Калия сейчас находится якорь от него - киббуцники его каким-то образом обнаружили, но они не знают о том, как он попал в Мертвое море. Я бы хотел найти этот корабль. Он может лежать под слоем соли, но я не сомневаюсь в том, что он прекрасно сохранился. В воде Мертвого моря нет никаких окислителей, так что это самое надежное место для хранения любой вещи, в том числе металлической.
- Когда вы планируете отправиться в эту экспедицию?
- Как только добуду для нее деньги. Речь идет о сравнительно небольшой сумме в 200 тысяч долларов, включая доставку подводной лодки в район Мертвого моря из другой страны. Сумма и в самом деле небольшая, если учесть, что исследовательские работы в море относятся к категории самых дорогих: один день работы специально экипированного судна в среднем обходится в 50 тысяч долларов (профессор Бен-Авраам, специалист в области геофизики, геоморфологии и океанографии, исследовал все моря и океаны планеты, участвовал во многих международных экспедициях - Ш.Ш.).
- Мне запомнилось ваше яркое выступление на международном конгрессе «Соль земли», который проходил пару недель назад в киббуце Эйн-Геди, но хотелось бы уточнить один момент: насколько реальна опасность, которая угрожает Мертвому морю, о которой столько говорили на конгрессе?
- Смотря, с какой позиции к этому подойти, - отвечает он. - С точки зрения геофизики, ничего страшного не произойдет. Уровень моря может опуститься еще метров на 100 (это процесс займет примерно 200 лет), после чего остановится на определенной отметке. Испарение - из-за высокой концентрации соли - будет небольшим, так что определенный баланас будет сохраняться, но рельеф берега с израильской стороны подвергнется серьезным изменениям. В разрезе форму будущего моря можно представить в форме стакана: оно будет очень глубоким от самого берега. Если же отвлечься от геологических процессов, которые занимают столетия, и перейти к нашим сегодняшним нуждам, то последствия снижения уровня моря вызывают серьезные опасения. Море отступает, нарушая почвенный баланс прибрежной зоны - соль вымывается, образуя глубокие провалы в земле, их становится все больше. И тогда неизбежно возникает вопрос: что может случиться в обозримом будущем с жилыми домами, дорогами и гостиницами в этом районе? Какой убытки понесет туризм, которому Мертвое море всегда приносило неплохие доходы?

13 часов на дне провала

…Он вышел из киббуца Эйн-Геди в семь утра (дело было накануне Суккота). Эли Раз, известный геолог и эколог по прозвищу «Доктор Мертвое море» (Эли занимается исследованиями этого района с 1974 года, является автором известной в Израиле книги о Мертвом море - Ш.Ш.) совершал свой обычный маршрут по побережью, привычно обходя опасные зоны провалов. И вдруг земля под ногами поползла, и он скатился вниз, увлекаемый ею. Когда последние комья земли ударили где-то рядом, Эли обнаружил себя на дне ямы девятиметровой глубины, с неработающим пелефоном: забыл зарядить, а батарейка за ночь села. Он боялся сделать лишнее движение, чтобы не потревожить зыбкие стены провала и не оказаться навечно погребенным в этой глубокой могиле. Оставалось одно - ждать. Его хватились только поздно вечером, по истечении 13 часов с той минуты, как он провалился под землю. Эли услышал, как его зовут по имени и подал голос. А дальше была развернута операция по извлечению его из ямы с помощью специального устройства, позволявшего опустить веревку точно в центр провала, чтобы не спровоцировать обвала его рыхлых стен.
- Вы видели эту яму? - спрашиваю я Эли Раза, - Или все происходило по сюжету фильма ужасов: земля неожиданно разверзлась под ногами, и открылась преисподняя?
- Я не только видел яму, я знал о ней, но, очевидно, границы ее расширились, скрываемые до поры до времени небольшим слоем почвы, - отвечает Эли.

…Процесс образования провалов в прибрежной части Мертвого моря начался с конца 1980-х годов и идет все более интенсивно. Здесь насчитываются уже тысячи ям, диаметр самых крупных их них составляет 25 метров, а глубина достигает 15-20 метров (впрочем, глубина их из-за постоянных обвалов постоянно меняется). Теперь в прибрежной зоне есть места, куда - в силу опасности - закрыт доступ туристам.
Вторая серьезная проблема связана с районом гостиниц, правда, им угрожают не провалы, а…наводнение со стороны одного из промышленных бассейнов заводов Мертвого моря, вода в котором ежегодно поднимается на 20 сантиметров. Существует проект постройки защитной стены, у которого немало противников.
Как бы там ни было, в настоящее время министерство экологии проводит всевозможные проверки, чтобы иметь представление о том, что может случиться с районом Мертвого моря в ближайшие годы и десятилетия. Создана специальная исследовательская группа в составе ученых, экономистов, юристов, экологов (ее членом является и Эли Раз), которая должна составить прогноз и представить свои рекомендации правительству.
- Я живу в районе Мертвого моря более 20 лет, - говорит Эли Раз, - и все эти процессы происходят на моих глазах. Море отступает, нарушается баланс почвы, растения гибнут, часть животных и птиц покидает эти места, лишаясь корма. Цель нашей группы - узнать, какой будет настоящая цена от всех последствий, с которыми нам придется иметь дело произойдут в результате постоянного снижения уровня Мертвого моря (если раньше море каждый год отступало всего на 20 сантиметров, то сегодня уже на целый метр). И тогда правительство должно решить, будет ли оно вмешиваться в ход событий и что-то предпринимать для приостановления процесса снижения уровня моря (существуют проекты по переброске вод Средиземного или Красного моря в район Мертвого моря), или оставит все так, как оно есть. Кроме того, существует проблема заводов Мертвого моря, деятельность которых тоже наносит ущерб окружающей среде. Они занимают огромную территорию на основании соответствующего закона, который никто не отменял. Возможно, в эти законы придется внести коррективы. Во всяком случае, этот аспект проблемы тоже рассматривается членами нашей рабочей группы.

С высоты птичьего полета они кажутся язвами на теле земли: с каждым годом в прибрежной зоне отступающего Мертвого моря появляются сотни новых провалов. Единственное спасение от них – бежать... Бежать из района, где они начинают появляться. Так утверждает известный исследователь подземных пустот в районе Мертвого моря Эли Раз. Однажды он ожидал спасения на дне одной внезапно открывшейся под его ногами ямы в течение целого дня, рискуя быть заживо погребенным от любого неосторожного движения.

БЕССРОЧНАЯ КОМАНДИРОВКА

До Войны Судного Дня геолог Эли Раз занимался исследованиями в районе озера Кинерет. В 1974-м ему предложили поработать в районе Мертвого моря. Директор тамошней полевой школы погиб во время войны: ему искали замену хотя бы на первое время.

- Я поехал туда ненадолго и неожиданно для себя остался навсегда, - впоминает Эли. – Просто влюбился в этот район. В конце 1980-х на южном побережье Мертвого моря начали появляться земные провалы. Тогда многие предпочитали об этом молчать из опасений, что это отпугнет людей и нанесет ущерб туризму. Я начал отслеживать явление и увидел, что земные провалы открываются и в других местах, в том числе – в северной части. Благодаря поддержке министерства инфрастуктуры мне удалось обнародовать первый научный отчет о происходящем в районе Мертвого моря. Вскоре и другие ученые начали проводить здесь интенсивные исследования, которые продолжаются до сих пор.

Карстовые провалы – явление известное, - продолжает он. - Эта проблема существует во всем мире. Недавно мы узнали об ужасной трагедии, которая произошла во Флориде: открывшийся под спальной комнатой жилого дома огромный провал в одно мгновение поглотил Джефа Буша вместе с кроватью. Могу представить себе охвативший его ужас... Дело в том, что однажды мне довелось испытать подобное, но, в отличие от Буша, я выжил.

ДНЕВНИК ИЗ ЗЕМЛЯНОЙ ЗАПАДНИ

О том, что с ним произошло десять лет назад, Эли Раз написал в своем дневнике, который вел в на дне земного провала, пытаясь отвлечься от тяжелых мыслей. Долгие часы плена не лишили его надежды на спасение.

...В то утро Эли проснулся в шесть утра и отправился на джипе в район земных провалов. Он знал опасную зону как свои пять пальцев и сегодня собирался исследовать одну из недавно образовавшихся ям. Эли привычно проводил ее замеры, как вдруг земля под его ногами разверзлась и он полетел вниз. Очевидно, границы ямы расширились и были покрыты лишь небольшим слоем почвы, чего он знать не мог.

Поначалу ему показалось, что он ослеп, но когда пыль улеглась, на недосягаемой высоте проявился кругляшок неба. Глубина ямы с рыхлыми стенами была не меньше девяти метров, и он лежал теперь на самом дне. Эли осторожно пошевелился: кажется, цел, переломов нет. Кровоточащая ссадина на лбу не в счет. Но положение почти безнадежное. Мобильный телефон не работает. О том, чтобы карабкаться наверх, даже думать нечего: любое движение может вызвать дальнейший обвал и заживо похоронить его на дне ямы. Вся надежда на спасателей: к концу дня его наверняка хватятся и начнут искать. Хорошо, если успеют найти до наступления темноты... А пока остается только ждать. Эли корил себя за собственную беспечность. Раньше он был куда осторожнее: отправлялся в опасный район с помощником, надевал на голову каску и постоянно находился на связи с киббуцом. Как же он мог пренебречь простейшими правилами! Ведь даже никому не сообщил, в какой район едет. Теперь единственная надежда на джип, оставшийся наверху, который укажет спасателям, где его следует искать наверняка.

Двигаться на дне ямы было нельзя, невыносимо ныла спина. Иногда порывы осеннего ветра наполняли провал пылью и песком. Он слышал шум пролетающего самолета. Иногда ему даже чудились отдаленные голоса. Чтобы не думать о плохом, Эли начал писать – сначала на листочке для замеров, которые не успел нанести, потом на чудом завалявшейся в кармане открытке, и, наконец, на рулоне туалетной бумаги. Он писал своим близким о том, как их любит, и даже поймал себя на том, что улыбается при мысли о внуках. Время тянулось очень медленно. В яму пожаловали мухи, а какой-то жучок, очевидно, тоже упавший сверху, снова и снова предпринимал сизифовы попытки выкарабкаться наружу, но всякий раз скатывался вниз. Исследователя восхитило его упорство, о чем он тоже поведал своему дневнику. В какой-то момент он даже захотел протянуть руку и помочь жучку преодолеть трудный барьер, но вовремя спохватился, впомнив о том, что любое его движение может нарушить хрупкое равновесие рыхлых стен.

Эли обсудил вместе с дневником возможные сценарии своего спасения, подробно описав, как это примерно будет происходить – с участием его киббуцных друзей, и их извечными шутками по его поводу. Но даже самый лучший сценарий обрекал его как минимум на пятичасовое ожидание. Самый же худший эту цифру и вовсе удваивал. Сколько он еще сможет продержаться в яме? И когда начнется ее дальнейшее обрушение? Эли вовремя себя остановил, написав в дневнике по-английски: «think positive!!!» (думай позитивно), чтобы глаз сразу выхватывал эту фразу из текста, который он писал на иврите.

Он начал вспоминать израильских экстремалов, игравших в поддавки со смертью и выбиравшихся из самых невероятных ловушек, но тут же поймал себя на том, что с ними все происходило в течение очень короткого времени – не так, как с ним. И была хоть какая-то определенность. Лучше ему переключиться на воспоминания о Войне Судного Дня и подумать о раненых, которых все же находили под огнем на поле боя, спасая им жизнь. Да, конечно, это именно то, что ему сейчас нужно. Тем более, что его положение намного лучше, чем было у них: во-первых, он цел, во-вторых, его скоро хватятся и начнут искать. В-третьих...Тут Эли озарило. У него есть фотоаппарат! И если спасатели появятся здесь после наступления темноты, то, заслышав их голоса, он сможет привлечь их к яме яркими вспышками съемки. Пока же Эли решил сделать несколько снимков со дна провала. Он щелкнул себя, потом жучка-героя, продолжавшего карабкаться наверх, и, наконец, голубой кругляшок неба наверху.

Впоследствии эти фотографии станут иллюстрациями уникального дневника, а к ним будут присоединены еще несколько снимков чудесного спасения Эли Раза, снятые уже его товарищами, вытащившими его со дна ямы с помощью специального снаряжения.

ЗАПРЕТНАЯ ЗОНА

Процесс образования провалов в прибрежной части Мертвого моря, начавшийся в конце 1980-х, идет все более интенсивно. Здесь насчитывается уже три с половиной тысячи ям, к которым ежегодно добавляются еще порядка 400. Диаметр самых крупных из них составляет 25 метров, а меняющаяся от продолжающихся обвалов глубина достигает 15-20 метров. Мест, куда в силу опасности закрыт доступ людям, появляется все больше. Провалы наносят ущерб не только туризму, но и сельскому хозяйству: некоторые плантации финиковых деревьев, приносившие киббуцу Эйн-Геди в прошлом неплохой доход, уже невозможно использовать из-за образовавшихся провалов. Ямы угрожают и отдельным участкам единственной проходящей здесь дорожной трассы 90. Особенность явления, наблюдаемого в районе Мертвого моря, состоит еще и в том, что процесс идет слишком быстро и интенсивно. Море с каждым годом отступает, нарушая баланс почвы. Можно ли хотя бы избежать при этом гибельных последствий, подобных тем, которые в разное время происходили в других странах? На юге Италии автомобили провалились под землю. Автобус упал во внезапно образовавшуюся дыру в Лиссабоне. В китайском городе Нинсян образовавшийся провал продолжает расти и уничтожил уже 20 домов.

- По поводу укрепления дороги предлагаются всевозможные инженерные проекты, которые достаточно дороги. В том числе речь идет о возведении моста над потенциально опасной зоной - объясняет мне Эли Раз. – Предположим, инженеры смогут найти решение, как защитить от подступающих провалов участок дороги, или электростанцию, но, во-первых, не факт, что его можно будет применить в любом другом месте, во-вторых, все равно речь идет о временном улучшении ситуации. Мне кажется, важнее отыскать линию прежней границы Мертвого моря: за ней провалы не будут образовываться, значит, можно перенести из опасной зоны участок дороги туда. Это обойдется дешевле, и будет надежнее любого другого варианта. Я убежден, что бессмысленно противостоять провалам, когда от них проще «убегать».

Существуют более глобальные проекты: «наполнение» Мертвого моря с целью поднятия его уровня путем переброски вод из Средиземного или Красного морей, - добавляет он. – Но тут есть свои подводные камни и много неясного. Если учесть, что химический состав воды совершенно разный, не обернется ли это в будущем более серьзными экологическими проблемами для всего региона? Мы не можем исключить и того, что на определенном этапе установится некий баланс и земная поверхность в районе Мертвого моря начнет «успокаиваться» - ученые постоянно ведут наблюдения за происходяшим процессом с помощью спутниковой системы. Я за двадцать лет собственных исследований научился неплохо определять признаки намечающегося провала, но новые технологии способны уловить даже самые мизерные изменения, недоступные человеческому глазу.

...Эли не раз бывал в Иордании и видел, что происходит у наших соседей на противоположном берегу Мертвого моря. Там провалов значительно меньше и появляются они только в южной части побережья. Исследователь не скрывает своего разочарования по поводу того, что в последние годы у правительства уже нет прежнего интереса к проблемам Мертвого моря. Он еще помнит времена, когда исследования ученых получали большую поддержку от правительства, готового рассматривать любые предложения альтернативы.

«Друзья планеты Земля»

…Во время интифады их начали запугивать: «Прекратите сотрудничать с израильскими оккупантами!», однако, они угроз не убоялись. Международная организация «Друзья планеты Земля», созданная в 1994 году при участии израильтян, иорданцев и палестинцев - с тремя оффисами (в Тель-Авиве, Бейт-Лехеме и Аммане) продолжает свою деятельность и по сей день.
- Вода не признает границ и визового режима, - говорит директор тель-авивского оффиса адвокат Гидон Бромберг, - например, если наши соседи бесконтрольно увеличили забор воды из реки, протекающей по территории двух стран, мы это тоже обязательно почувствуем. Тот кошмар, который происходит сегодня в районе Мертвого моря, напрямую связан с деятельностью человека. Расширение производства заводов по добыче соли и минералов с израильской и иорданской стороны, чрезмерный забор воды на нужды сельского хозяйства с израильской стороны (озеро Кинерет) и то же самое с иорданской стороны (река Ярмук), а в результате - грандиозная экологическая катастрофа на Мертвом море, которую мы наблюдаем вот уже более десяти лет. Мы должны спасти этот уникальный памятник природы, придав ему статус всемирного наследия, которое будет находиться под защитой ЮНЕСКО. Когда это случится, государства, на территории которых находится Мертвое море, уже не смогут заниматься в его районе бесконтрольной деятельностью и эксплуатировать воды этого уникального источника. Более того, они будут обязаны выработать программу по спасению Мертвого моря, которая поможет восстановить его баланс. Наша организация уже обратилась в ЮНЕСКО с подобным предложением и получила поддержку. Если правительства Израиля и Иордании подадут в ЮНЕСКО соответствующую просьбу, это может стать реальностью, и тогда в спасении Мертвого моря примут участие страны всего мира.\