Жизнь среди индейцев

Шели Шрайман
…Они смеялись над ней:

- Вы, белые, просто сумасшедшие. Ну какая ты индианка? Посмотри в зеркало на свое лицо.

- Ола, почему ты смотришь на мое лицо, а не в мое сердце? - с отчаянием повторяла Сара. - Я не знаю, почему я плачу, когда вижу ваши хижины и украшения на рынке. Объясни мне ты. Женщина из соседнего племени видела мои рисунки и сказала, что раньше я была зуни (название одного из индейских племен - Ш.Ш.) из семьи Солнца и расписывала кувшины.

Лицо индианки вдруг посерьезнело:

- Ты говоришь - из семьи Солнца? Мать моя из этой семьи.

Ола позвала свою мать, старую индианку, которой было лет за сто, и долго переговаривалась с ней на своем языке, после чего сказала Саре:

- Если ты хочешь остаться и жить среди нас, ты можешь это сделать.

…Сара осталась. На жизнь она зарабатывала тем, что возила на джипе белых путешественников в Большой Каньон и рассказывала об обычаях жизни местных племен. В Седоне она познакомилась с Халасом - вождем племени чипауа, перебравшимся в Аризону из Минессоты, и стала учиться у него. К этому времени она уже знала о быте и обычаях индейцев все, или почти все - так ей, во всяком случае, казалось. С Халасом Сара виделась раз в неделю. Индейский вождь вел многочасовые беседы со своими белыми учениками, прибывавшими в Аризону со всех концов света, чтобы постичь мудрость индейцев в этом и состояло учение. Он часто повторял им:

- Вы здесь многому научились и думаете, что вы индейцы. Но вы должны знать, кто вы на самом деле.

…Сара думала над словами вождя и спрашивала себя - кто же я на самом деле? Сара или Сюзет? Еврейка, американка или индианка?

Родилась она в Турции. В 13 лет репатриировалась в Израиль. Отслужила в армии и, как многие молодые израильтяне, отправилась путешествовать по Европе. В Германии познакомилась со своим будущим мужем и вскоре переехала жить к нему - в Берлин. С первого дня, как она покинула Израиль, Сара страшно скучала по дому и мечтала вернуться. Но странное дело, чем больше она туда хотела, тем больше удалялась от него. Судьба то и дело подкидывала ей неожиданные подарки, привязывающие ее к чужбине. С мужем она развелась через три года, тут бы ей и вернуться в Израиль, но вдруг ее карьера стремительно пошла вверх. Сначала Сара, владеющая шестью языками, была секретарем директора Берлинских кинофестивалей и принимала кинозвезд со всего мира. Потом какое-то время работала в берлинском муниципалитете и устраивала самые крупные выставки и конгрессы, проходившие в городе. И, наконец, получила высокую должность в международной сети гостиниц «Хилтон» - отвечала за связи с 33 странами Ближнего и Дальнего Востока. В результате Сара задержалась в Германии на долгие 12 лет и успела объездить весь мир. Из всех стран, которые она посетила, лишь одна оставила после себя тягостное впечатление - Бразилия. Неподалеку от Рио-де-Жанейро Саре показали место, где совершались обряды «Вуду». Повсюду виднелись пятна крови - место буквально было усеяно окровавленными птичьими перьями. Сара вернулась оттуда в угнетенном состоянии и поклялась себе больше никогда не возвращаться в эту страну.

…Брат ее к этому времени уже жил в США. И Сара решила поработать там. В «Хилтоне» же рассудили иначе, сочтя, что ее успех сложился в Германии - тут ей и оставаться. Сара взбунтовалась и уехала в США самовольно, поставив точку на своей карьере в «Хилтоне». Перед отъездом она договорилась с туристическими агентами из разных стран, что они по-прежнему будут работать вместе - неважно, в каком качестве. Сара уезжала в США, не имея «грин карт» . Единственное, что могло ее там удержать - это открытие собственного бизнеса. И она его открыла. Прилетела в Нью-Йорк в воскресенье, а в четверг уже начала работать (на первых порах брат выделили ей стол в своем оффисе, а вскоре она открыла свой собственный оффис).

Сара занялась туристическим обслуживанием крупнейших международных конгрессов и довольно быстро сделала себе имя в американском туристическом бизнесе. Самая большая группа, которую ей пришлось принимать, была из Сингапура и составляла шесть тысяч человек. К ней уже начали обращаться крупнейшие компании мира - «Кока-кола» , «Пепси-Кола» - и вдруг все рухнуло. Началась война в Персидском заливе, и люди отказались от путешествий, опасаясь терактов. Саре пришлось закрыть свой оффис. Единственное место, где туризм в этот трудный для Америки период, еще процветал, были Карибские острова, и Сара решила податься туда. Тем более, что на Карибах как раз подыскивали человека, который должен был определять стратегию туристического бизнеса. Сведущие люди говорили ей: «Не стоит - белых там не любят. И работа эта больше относится к сфере политики, нежели туризма». А кроме того, как выяснилось, на эту высокую должность претендовала масса народу - и все тамошние. Сара из упрямства пошла на интервью и ее взяли. Но выдержала она там всего год. Все, о чем ее предупреждали, оказалось правдой - местные невзлюбили энергичную американку, и ей действительно больше приходилось заниматься политикой, нежели туризмом.
После неудачи с Карибскими островами Саре захотелось покинуть Нью-Йорк. Она устала от интенсивности жизни этого мегаполиса. Ее потянуло в тихие места. И Сара отправилась путешествовать. Едва шасси коснулись взлетной полосы штата Аризона, ее сердце учащенно забилось. Она позвонила брату прямо из аэропорта и сказала:

- ЗДЕСЬ мое место. Я знаю это совершенно точно.

Брат ответил:

- Послушай, дорогая, последние годы ты работала слишком тяжело, успокойся, отдохни, осмотрись, а потом решай.

Спустя годы, оглядываясь назад, Сара понимала, что не индейцы были тому причиной, а место. Сама земля Аризоны звала ее сюда. Для нее, всю жизнь прожившей в огромных городах - Берлине, Гамбурге, Франкфурте-на Майне, Нью-Йорке - было настоящим потрясением увидеть бескрайние просторы Аризоны, где взору открывались лишь земля и небо. Здесь можно было идти по равнине много часов и не встретить ни одного человека.

Чем больше она осматривалась на новом месте, тем больше ей все здесь нравилось. И в первую очередь - несуетность местных жителей, их доброжелательное отношение ко всему и всем. Сама земля Аризоны источала это спокойствие.

Однажды Сара забрела на местный рынок, где местные индейские племена продавали разную утварь и украшения. Вот здесь с ней ЭТО и случилось: она увидела украшения из племени «зуни», и ее сердце учащенно забилось, а к глазам подступили слезы. Это было «де жа вю» - она вдруг ощутила, что видит эти украшения не впервые, и нечто подобное в ее жизни уже было.

«Зуни» жили в Нью-Мексико - в двух часах езды от Большого Каньона. Сара отправилась туда и поселилась в Седоне. Ее пригласили работать в местную школу, где дети, помимо обычных предметов, изучали йогу, шиатсу и многие другие вещи. Сара, объехавшая весь мир, учила детей принимать и понимать людей независимо от их расы, вероисповедания, культуры и обычаев.

«Кто же ты на самом деле? Сара? Или Сюзет? Или та давно умершая женщина из племени Зуни, расписывавшая кувшины?» - спрашивала она себя вновь и вновь.

Однажды индейцы привели ее в места, где когда-то жили их предки. Там давно уже не было никаких строений. Все было разрушено. Но, что удивительно - вся территория этого места была усеяна фрагментами древних мозаик, посудой, за которую европейский антиквар мог бы отвалить приличную сумму. А здесь редкостные экземпляры музейной ценности валялись под открытым небом и никому до них не было дела.

Индейцы объяснили Саре, что в этом месте обитают духи умерших индейцев и на всех вещах, которых здесь находятся, лежит печать запрета. Если кто-то возьмет отсюда хотя бы кусочек мозаики - его постигнет несчастье и даже смерть. Поэтому даже белые люди, наслышанные о местных поверьях, не рискуют унести отсюда что-либо.

Сара попросила у индейцев клочок бумаги и воспроизвела по памяти рисунок, который рисовала с детства - черточки и штрихи, сплетающиеся в узор. Ее проводники, увидев рисунок, сказали, что это очень древняя техника, которой мастера племени «зуни» украшали керамические кувшины. Их совсем не удивило, что белая женщина владеет древним секретом - индейцы верили в перевоплощение душ. Сара отправилась в местную библиотеку и в одной из книг обнаружила изображение женщины с кувшином на голове, похожей на нее, как две капли воды. Это было уже слишком.

- Стоп, Сюзет, - сказала она себе, - допустим, ты в прошлой жизни была «зуни», но зачем сходить с ума? - она перестала думать об этом, нашла себе хорошее занятие - стала водить группы туристов по Большому Каньону, попутно училась играть на индейском бубне и изучала местные обычаи. Что-то открылось в ее сердце такое, чего она прежде не знала. Сара держала в руке шаманский бубен и била в по нему так, как учили ее индейцы - и этот ритм казался ей биением сердца самой земли - каждого камня, лежащего на ней, каждого дерева, растущего из нее. Таким же был ритм и у сердца каждого зверя, каждой птицы, каждого человека. Только теперь она поняла - не разумом, а чувством - слова индейского вождя о том, что все люди одинаковы - независимо от расы, языка, роста. Их сердца бьются в одном и том же ритме. Ей открылся смысл их приветствия «за всех, кто со мной в пути». Индейцы знали, откуда они пришли и куда идут. Для них имел значение каждый камень, лежащий у дороги, каждый встреченный в пути зверь. Они помнили о своих предках и мысленно проживали свою жизнь с теми, кого давно уже нет.

- Вы, белые люди, утратили связь с землей, - говорил вождь. - Вы вечно куда-то бежите, торопитесь, нет у вас в душе покоя. Если вам нужно проложить дорогу, вы прокладываете не одну, а зачем-то две, уничтожая на ее пути все живое. Вы закрываете землю асфальтом, лишая ее дыхания. Вы убиваете быка только ради его шкуры, выбрасывая все остальное за ненужностью. Вы можете убить животное просто так, ради убийства. Вам нет никакого дела до его души.

…Философия индейцев была очень проста и трогательна. Сара не раз наблюдала, как индейцы готовятся к охоте. Обычно ей предшествовала целая церемония. Охотники вставали до восхода солнца и начинали договариваться с душой животного, которое им предстояло убить. Иногда это происходило иначе - даже потребности в оружии не было. Например, однажды, она была свидетелем того, как индеец, завидев в равнине быка, начал говорить с его душой, благодаря быка, что тот встретился на его пути, испрашивая разрешения на то, чтобы воспользоваться его мясом и шкурой, и обещая, что не причинит быку никаких мучений и употребит в дело все, что тот ему даст. Через какое-то время бык упал замертво - без единого выстрела.

Убивая быка, индейцы действительно употребляли в дело каждую его часть: из шкуры делали покрытие для хижины, столов, стульев, шили одежду, сумки. Мясо шло в пищу. Кости - на изготовление амулетов. И еще: они никогда не убивали быков больше, чем им требовалось. Когда в эти места пришли белые и начали истреблять быков только ради их кожи, индейцы не могли понять, как можно убить быка, взяв у него только одну часть и выбросив все остальное. Индейцам бык давал все - и пищу, и кров, и одежду.

- В мире нет ничего случайного, - говорил вождь Халас, - Великий Дух сотворил все настолько разумно, что если что-то умирает в природе, оно тут же становится источником для зарождения чего-то другого. И этот переход длится бесконечно. Белый человек думает, что если он пришел в этот мир, мир ему принадлежит. Он не понимает того, что на самом деле он принадлежит миру, он - всего лишь малая часть этого мира.

…Однажды Сара ехала по каньону и вдруг перед ней мелькнула тень гигантского животного. Она резко затормозила и долго не могла прийти в себя от испуга. А когда вернулась в племя, местный шаман, посмеиваясь, сказал ей:

- Как же ты испугалась! У тебя было такое лицо, когда ты меня увидела в каньоне!..

- Ты о чем? - не поняла Сара.

- Я гулял сегодня по каньону в теле оленя, и вдруг ты возникла на моем пути и страшно перепугалась.

Потом, когда индейцы научили ее входить в состояния глубокой медитации, ее такие вещи уже не удивляли. Она и сама научилась кое-каким техникам. Например, когда какая-то проблема казалась неразрешимой, Сара, по совету индейцев садилась под раскидистым деревом и пыталась представить себе образ филина (по мнению индейцев, эта мудрая птица, способная видеть в темноте, обладает способностью проникать в пределы, недоступные обычному сознанию). Первый раз, когда Сара вошла в тело филина и увидела мир его глазами, ее это испугало. Она ощутила вдруг, как ее глаза стали огромными, а мир вдруг окрасился в оранжевый цвет и потерял границы - это было совершенно другое измерение.
Медитируя в теле филина, Сара попыталась найти ответ на мучивший ее вопрос о том, кто она на самом деле. И ответ пришел. Сара пришла к вождю Халасу и сказала:

- Теперь я знаю, кто я на самом деле и я горда этим. Я еврейка. Раньше я этого не понимала и даже пыталась скрыть свое происхождение, живя в других странах. Теперь я знаю, мне нечего стыдиться. От моего народа исходит свет мудрости. Его энергетика очень чистая, светлая. Я хочу вернуться домой.

- Ты выучила урок, - сказал вождь. - Возвращайся в свой мир.

Когда она рассказала о том, что пережила, индианке, с которой подружилась, живя в племени, та подарила ей цепочку с орлиным когтем и сказала:

- Я очень за тебя рада. Возьми эту цепочку. На ней коготь орла - птицы, которая ближе всех к Великому Духу и самая сильная из всех птиц. Путь он даст тебе силу, а крылья ты уже обрела - можешь взлететь сама, теперь ты открыта миру, а мир тебе был открыт всегда, только ты этого раньше не знала.

….Сара вернулась в Израиль. Путешествуя по верхней Галилее, она набрела на индейскую деревню, сооруженную неподалеку от мошава Авней Итар. Хижины эти были туристической аттракцией, не более того. Сара предложила обучать здесь всех желающим индейским ритуалам, то есть наполнить это место соответствующим содержанием, и ее предложение было принято с энтузиазмом. Попутно она получила ответственную должность в иерусалимской гостинице «Хар-Цион». Она часто вспоминает Аризону, Нью-Мексико и индейцев, с которыми ее свела судьба. В суете энергичного Тель-Авива, где она поселилась два года назад, Сара тоскует по покою того места, где прожила пять лет. Когда приступы тоски становятся слишком остры, она снимает со стены бубен и начинает бить в него - так, как учили ее индейцы. И ее сердце наполняет радость, подобная той, что она испытывала в Большом Каньоне, где стоит такая первозданная тишина, что можно расслышать биение сердца самой земли.