Иероглиф либретто последнего годажизни моцарта

Барас Карабасов
                ИЕРОГЛИФ
                (ВнутриВЕНное)

        Либретто последнего года жизни Моцарта
             (с элементами детектива)



                Вместо эпиграфов:


«Погода была тёплая и ГУСТОЙ ТУМАН»
(Из дневника графа Карла фон Цинцендорфа от 6 декабря  1791 года)

«Самое неправдоподобное в этой истории то, что это правда»
(Джакомо Казанова)

«…вспомните, как  много было участников убийства Цезаря»
(Жак Шайе, профессор Сорбоннского университета, моцартовед)

« Цезарей обычно убивают друзья. Потому что они враги»
(Ежи Станислав Лец) 
«И  ты тоже Брут»
(Предсмертные слова Юлия Цезаря)

«Чтобы добраться до источника, надо плыть против течения»
(Станислав Ежи Лец)

















                План-схема либретто

                 Увертюра «Звучащий свет»


                Действие I «Свет и тени»

*    Картина I «Чёрное солнце» [Эпиграф: «Стремительно и непосредственно солнечный свет и тень сменяют друг друга в музыке Моцарта. Вот звучит радостная мелодия, и мы счастливы, но вдруг нас внезапно, словно гром среди ясного неба, настигает грусть. И вот венец творения: всепроникающая печаль, которая охватывает не только нас. Конечно, её чувствует и сам Моцарт» Сэр Невилл Кардус, из книги «Кардус о музыке» ]
                / Начало расследования /

*   Картина II «Тень на плетень» [Эпиграф: 1) «Ты, Моцарт, бог. И сам того не знаешь» (А.С.Пушкин)   2) «Что пользы, если Моцарт будет жив» (А.С.Пушкин)]
/ версия о Сальери – фабрикация уже того времени (при жизни Моцарта).За Зюсмайром стояли те, кто выше Сальери, - «мафия» /


Действие II
«Гений и зло-действо» или «Cui bono» (кому это выгодно)


 Картина I «Рука Зальцбурга»
/ «католическая мафия»: Колоредо, Мигацци и проч./
 Картина II « Мой чёрный человек»  [Эпиграф: «Мне день и ночь Покоя не даёт мой чёрный человек» (А.С.Пушкин)]
/ версия о сером посланце графа Вальзегга (оскорблённая честь дворянства?)/
 Картина III «О, жажду аз отмщенья» [Эпиграф: «Мавр сделал своё дело…»]
/ версия о Ф.Хофдемеле (ревность?)/
 Картина IY «Была у Моцарта жена…» [ Эпиграф:
                «Была у Моцарта жена.
                Её Констанцей звали.
                Вот только Моцарта она
                Любила, но едва ли…»
                (И.Николаев, «Бедный Моцарт»)]
            / версия об отравительнице-жене/
 Картина Y «Приговорён к смерти» [Эпиграфы:
1) «Мне дали яду» (В.А.Моцарт, со слов Констанцы)
2) «Моцарт приговорён к смерти» (А. Де Сент-Экзюпери)

            / версия: исполнение приговора Хофдемелем/            

 Картина YI « Иероглиф» [Эпиграф: «Каждый год жолжен быть пожертвован один М» (из статьи «Масоны» в «Словаре немецкого фольклора» (Штутгарт, 1955)]
/ версия: месть масонов за выданные тайны («ВФ»). Ван Свитен, А.Штадлер /


                Действие III

 * Картина I « ВнутриВЕНное» [Эпиграф:
                «…За гробом шли не очень дружно,
                Шли незначительным числом,
                Шли только потому, что нужно…»
                (Юрий Смирнов, о похоронах Моцарта)]
     / версия о месте захоронения Моцарта/

*  Картина II Возвращение
    / Ирина и Святослав – Моцарт – наши дни/
*    Картина III Совершенное орудие
       [Эпиграф:    «- Есть верный способ убить человека, - сказал Бональди. – С помощью Моцарта.
- Мо…царта?
- 1756-1791.
- Ком…по…зи…Му…зыканта?
- Правильно. Заставьте человека прослушать собрание сочинений Моцарта – и он умрёт. Никсон? Мёртв. Хо Ши Мин? Мёртв. Никто не сможет выдержать полного собрания сочинений Моцарта. Ни Фидель Кастро, ни Аденауэр. Моцарт, собрание сочинений: совершенное оружие. Нервы, понимаете? Эмоции»             (Патрик Бессон «Закат семьи Брабанов») ]
 

                 Финал









             УВЕРТЮРА «ЗВУЧАЩИЙ СВЕТ»

Густой туман… Словно плещется молоко вблизи, около самых зрачков. На мгновение туман расступается, и тогда мы видим фрагменты жизни, фрагменты полотна «Загадка гения»…
…в саду, возле своего дома, светловолосый мальчишка, чьи голубые глаза полны слёз, хоронит птичку – щегла или скворца – и подписывает его могилу: Штарль…
…двадцатипятилетний парень, в котором угадывается прежний плачущий мальчик, приносит в дом птицу, купленную у уличного тогровца живностью…
…Моцарт (а это его мы видим сквозь разрывы тумана) музицирует, и вдруг возбуждённо-радостный бросает инструмент, чтобы послушать, как птичка со знакомым именем Штарль, насвитывает его мелодию [тему финала фортепианного концерта соль мажор]…
…Из-за пелены тумана пытается пробиться музыка… Вспышка яркого света… Это и есть музыка Моцарта!
И вдруг свет меркнет, будто на смену привычному солнцу взошло чёрное. И снова свет возвращается…
…Каменный столб с загадочными символами – герм, отмечающий место погребения…Люди со скорбными лицами у него… Седая древность…
…Колонна Святой троицы, названная венцами колонной чумы. Улица Грабен («Могилы»). Собор Святого Стефана. В нём совершается месса…
…Музыка наконец разрывает пелену тумана и ослепительным блеском заполняет всё пространство. Этот  свет и есть музыка Моцарта! И теперь сквозь слепящий свет мы видим…

…бегущий по облакам Гермес бросает вниз, на землю, флейту..
…всё та же Вена, театр. «Die Zauber Flote» - «Волшебная Флейта», - гласит театральная программка, - 30 сентября 1791 г. Начало в 7 часов…
…Папагено, получеловек, полуптица, - комичное существо на сцене, распевающее арии…
…и снова маленький Моцарт в саду опускает мёртвую птичку в землю…
…умершего Моцарта погружают на повозку, накрывают и увозят всё дальше и дальше от дома №970 по Рауэнштайнгассе… к собору святого Стефана? В  вечность!









                ДЕЙСТВИЕ I

                СВЕТ И ТЕНИ




                Картина I

                Чёрное солнце

Большая. Каллиграфически выписанная, буква В… Музыка, звучащая непонятно откуда, будто отталкивает взгляд от причудливого очертания знака.. Прочитывается: Вен… Слова, звучащие на фоне музыки: «вена? Вена?.. вина?..» Превращаются в бормотание. Раскаты музыки делают ещё один толчок. Прочитывается: внутриВенное. Возникают моцартовские интонации. Они будто расширяют пространство…
…Медицинский флакон на тумбочке. На нём крупными буквами: «употребление – внутриВенное». Флакон на мгновение исчезает из поля зрения и, когда тонкая, явно женская рука, возвращает его на место, ещё долго наблюдается колебание жидкости в нём.
…Узкая длинная комната с высоким потолком и единственным окном – пристанище молодой бледной женщины, выдавливающей содержимое шприца внутривенно. Женщина извлекает шприц из вены и долго, внимательно рассматривает пятнышко от укола – так ищут еле заметный вход в узкий туннель. Темно. Моцартовская музыка не перестаёт звучать.
…Свет. Голубой. Небо…Чистое небо вокруг острого шпиля собора святого Стефана. У подножия собора о чём-то разговаривают, оживлённо жестикулируя, двое людей. Расстаются. Один отправлется в неизвестность, второй ведёт (нас) за собой, как невидимым поводком. Место, куда он спешит, блистает огнями и наполнено музыкой. Оперный театр…
…Три женщины в чёрном смыкают золотой замок на устах странного существа – получеловека, полуптицы Папагено. Единственное, что он может произносить после этого, - загадочные звуки «hum, hum, hum», положенные на музыку.
… «Hum, hum, hum…» - застревает в мыслях молодой женщины. Узкое высокое окно в псевдоготическом стиле сбивает её с толку -  она не может понять, где она: там, в Вене, в соборе, или.. Женщина оглядывается и осознаёт: всё-таки «или»… Вены как будто и не было.
В комнату врывается некое существо, в котором по бигуди, усеявшим голову, и халатику покроя «кимоно» можно различить женщину. Оно дымит сигаретой и выплёвывает слова, как вишнёвые косточки:
- Ириша, ты свести в могилу меня хочешь? Зову, стучу, а она не отзывается. Думала: наглоталась подружка пилюлек больше чем положено и уже с предками в заоблачных селеньях.
Существо подбегает   подбегает к радиоприёмнику, выключает его, и музыка обрывается на полуфразе.
- Я когда-нибудь сведу счёты с твоей «шарманкой», - тараторит существо. – Что молчишь-то? – бросает взгляд на  тумбочку, на лежащий рядом с Ириной шприц. – Укололась? Да не помогут тебе никакие укольчики… Тебе надо справиться с тем, что сидит в тебе, в башке, в душе, в сердце. Лекарств от Моцарта нет. – Садится на кровать. Зайдёшь ко мне – «на огонёк»?
Ирина пытается что-то сказать, но понимает, что сама оказалась в роли того самого Папагено, у которого уста сомкнуты замком.
- Ну прям рыба на песке! – не утихает соседка. – Скажи хоть словечко. Идёшь? Да? Нет? Славик пришёл с гитарой. Весело будет. Тебе отвлечься надо. Не вспоминать хотя бы час о болячках. Идёшь?
Ирина кивает головой.
- Так бы давно, - обрадовалась соседка, известная всей комунальной квартире как Светка-жилетка.
Они движутся по лабиринту коридора, входят в соседкину комнату и Ирина видит в светланином жилище некоего мужчину неопередлённого возраста и национальности, с гитарой в руках.
- Славик, знакомься. Это – Ириша… то есть Ирина – коллега твоя. Только её инструмент – фо-но. Между прочим – лауреат международных конкурсов.
Лицо Славика сохраняет состояние непроницаемости, будто ему совершенно «параллельно», кто перед ним -  лауреат международных конкурсов или английская королева.
- Выпьем за знакомство, коллега? – Славик на правах хозяина наполняет бокалы.
Ирина пьёт маленькими глотками и чувствует, как спиртное обжигает пустой желудок. Скоро оно доберётся до крови и смешается с лекарствами…
- Спой что-нибудь, Славик, - просит Светлана, не замечая усиливающейся бледности подруги.
Славик берёт гитару и Ирина понимает, что он давно с инструментом «в самых близких отношениях».  Проходит ещё минута и всё начинает расплываться, уходить в туман. Падая в темноту, Ирина слышит обрывок песни:
         Есть только миг между прошлым и будущим.
          Именно он называется жизнь.

                *                *                *

Темнота. Чьё-то порывистое дыхание совсем близко. Голос: «Штанци, тебе плохо?» Слышен звон пощёчины. Женщина открывает глаза. Её голос тих:
- Кто здесь?
- Это я – твой Вольфи. Тебе плохо?
Женщина молча закрывает обнажённую грудь, стирая с неё следы мокрых поцелуев.
- Что это было, Вольфи?
-  То же, что и всегда.
-  Слезь с меня. Мне тяжко, дурно.
Лицо мужчины удаляется. Теперь женщина видит его глядя снизу вверх. Но всё – будто за дымкой.
- Ты особенно резв после ваших…сборищ.
-  О, там так хорошо, Штанци, - слышен смех мужчины. – Я даже сочинил новую кантату. Хочешь напою?
- Тебе, надеюсь, хорошо заплатят?..Меня тошнит, Вольфи.
- Может ты снова беременна?
- Может…
- Курочка моя, твой петушок так старается доставить тебе удовольствие. Я так люблю тебя.
- Ты не петушок. Ты – похотливый кролик. И не смей говорить мне о любви. Даже когда ты спишь со мной, думаешь о ней. Это не любовь, а предательство!
- О ком думаю, радость моя? О музыке?
- Не паясничай. Ты прекрасно понимаешь, что я имею в виду.
Туман полностью скрывает лицо мужчины. Снова – тьма.      

                *                *                *

Тьма рассеивается. Ирина осознаёт, что лежит на кровати в «будуаре» Светланы. Над нею склонились перепуганные Славик и Света. Соседка тотчас заполняет тихую комнату тьмой тьмущей слов.
- Ты прости нас, подружка. Чуть тебя на тот свет по глупости своей не отправили. Забыли совсем, что ты лекарство приняла. И ты, Славик, хорош: за знакомство, за знакомство…
- Мне бы домой… - Ирина с трудом произносит слова.
- Считай, что уже дома. Долго ли добираться. Славик поможет. Лежи спокойно, - бьёт дробью слов Светлана.
- Ей тишина нужна. Угомонись, - вступает в разговор Славик.
- Проводи её, сердобольный, - обижается Светка. – Только учти: Ирина Камышова – орешек крепкий.
Ирина криво улыбается.

                (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)