Беседа с прапорщиком Полосатиковым по поводу изменений в ПДД

Андрей Рязанцев
(Стиль: интервью в провинциальной газете)

Скоро нас ожидают очередные изменения в Правилах дорожного движения. Так как все люди так или иначе являются участниками дорожного движения, мы решили узнать об изменениях у главного научного сотрудника Научно-исследовательского института Правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий Государственной инспекции безопасности дорожного движения прапорщику Полосатикову Ивану Иванычу, который приехал в наш город.

В ОКНО С ФОТОГРАФИЕЙ:
Полосатиков Иван Иваныч. В детстве в автокатастрофе погибли его аквариумная рыбка, велосипед и вера в справедливость. С тех пор он понял, что ГАИ – это его. Во время учебы в школе и институте составлял словесные портреты нарушителей, идущих на красный свет, и сдавал их в ГАИ. Начав работать в ГАИ, он нашел в архиве эти словесные портреты, и наказал-таки всех нарушителей. Трудолюбием и усидчивостью (по 8 часов в день зимой в кустах с радаром, и это только в лесу во время отпуска, бывало, просиживал) Иван Иваныч добился быстрого карьерного роста, и стал работать в НИИ ДТП и ПДД ГИБДД.

Корреспондент: Иван Иваныч, какова цель визита такого высокого гостя в Оренбург?
Иван Иваныч: Какого?
Корр: Ну… вас.
И. И.: А. Ну, меня давно волновала проблема обеспечения безопасности дорожного движения, особенно в Уральском федеральном округе.
Корр.: Вообще-то у нас Приволжский федеральный округ.
И. И.: Надо же, а я думал, что Оренбург на Урале стоит.
Корр.: Да, он стоит на Урале.
И. И.: Надо же, какая географическая аномалия. Но это неважно. На самом деле я к тетке приехал, у нее юбилей завтра.
Корр.: Поздравляем. Однако мы отвлеклись. Иван Иваныч, расскажите, пожалуйста, об изменениях в ПДД.
И. И.: Правила необходимо менять. И чем чаще, тем лучше. Меняется жизнь, люди, машины, а правила остаются те же. Водители привыкают к ним, и перестают обращать внимание. Поэтому для освежения, так сказать, время от времени их нужно дополнять новыми пунктами. Да и инспекторам будет чем заняться – это же сколько нового нарушителям рассказать надо!
В начале 50-х годов в ПДД было всего 32 дорожных знака. Теперь их количество исчисляется сотнями, что говорит о том, что водитель умнеет, и способен запоминать все больше и больше знаков. Следовательно, впереди еще много работы. Ведь, как утверждают ученые, возможности человеческого мозга практически неисчерпаемы.
Корр.: Спасибо за историческую и биологическую справку, а теперь расскажите поконкретнее об изменениях в ПДД.
И. И.: Я ведь только что рассказал.
Корр.: Остановитесь, пожалуйста поподробней на каждом изменении.
И. И.: Недавние изменения были внесены в связи с необходимостью привести текст ПДД в соответствие с законодательством Российской Федерации и международной правовой основой дорожного движения.
Корр.: Простите, а с какой тогда целью они вносились раньше?
И. И.: Ну я же вам уже рассказывал.
Корр.: Хорошо. Тогда с чем же связано изменение цели внесения изменений в ПДД теперь?
И. И.: Да цели-то, если честно, такие же. Просто надо же как-то поинтереснее свои действия обосновывать. 
Итак. В измененных Правилах дополнены основные понятия и термины. В частности, «Автопоезд», «Опасность для движения». Теперь в Правилах записано: «Автопоезд: механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом или полуприцепом».
Корр.: А с чем связано это уточнение?
И. И.: Вот в прошлом году авария была. Врезался «БМВ» в «Мерседес». Водители начали разбираться, подключились пассажиры, друзья пассажиров, инспекторы, шум подняли. Но тут появляются новые Правила. И, так как машины друг с другом сцепились бамперами намертво, теперь они обе попадают под определение «Автопоезд». А так как это считается единым транспортным средством, нужда в разбирательстве отпадает. Никому ведь не придет в голову судить прицеп за то, что он стукнул буксирующий автомобиль.
Также и с «Опасностью для движения»: «При возникновении опасности для движения, водитель должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки автомобиля». По сути, любой водитель находится в опасности. Руль не туда крутнул – и ДТП. Так что, если ДТП все-таки случилось – значит, водитель не выполнял Правила. Осознание этого помогает избежать конфликтных ситуаций. А то раньше многие спорить с инспектором начинали, невиновность доказывать.
Корр.: И теперь виновником является любой участник ДТП?
И. И.: А что, нет, что ли?..
Далее. Редакции подвергся подпункт 2.3.3 Правил, предусматривающий обязанность водителей предоставлять транспортное средство определенным категориям лиц. Теперь он приведен в соответствие с Законом Российской Федерации «О милиции», Федеральными законами «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» и «О государственной охране», а также с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Корр.: Так что же именно гласят эти законы?
И. И.: А шут их знает. Нам в НИИ сказали, что такие законы уже есть. Мы ссылочку на них поставили, пусть водители и ищут. А у нас своих дел по горло. Мы эти-то правила к 1 января 2004 года еле успели запустить, а тут еще новые…
Корр.: Так это вы нам про старые изменения рассказываете?!
И. И.: А про какие надо?
Корр.: Про новые.
И. И.: Про новые так подробно я не могу – секретная информация. Какой смысл в изменении Правил, если известно о них будет заранее? Но некоторые намеки все же дам. Скоро с собой в аптечке надо будет возить гематоген и клизму. В салоне необходимо будет иметь не только ножной и ручной тормоз, но и головной. При переходе дороги пенсионерам будет запрещено пользоваться бадиками во избежание повреждения дорожного покрытия. При передаче денег инспектору водитель будет обязан четко указать, что именно он дает: просто деньги, или взятку. Потому что деньги-то как таковые сотрудникам нужны, а вот взяток они не берут. Аппараты для определения степени опьянения теперь будут выявлять и название напитка, принятого водителем. И от стоимости этого напитка будет зависеть сумма штрафа. А еще будет образовано новое подразделение: Государственная Инспекция безопасности багажных отделений навесных. Это у кого на крыше багажник.
Корр.: Как-то странно звучит – «Инспектор ГИББОН».
И. И.: Хм… да. Как-то мы об этом не подумали.
Корр.: У меня последний вопрос: зачем же вы такие правила придумываете, с которыми водитель думает не о безопасности, а о соблюдении этих правил?
И. И.: Ну что сказать. Ничего не скажу. Вот посмотрите: ваш город стоит на Урале, а к округу относится Приволжскому. Вы же к этому привыкли? Вот и к правилам привыкнете. А как привыкнете – мы новые придумаем.