Вива, Фигаро. Спектакль Андрюша Московского театра сатиры

Анна Иванова
Вива, Фигаро. (Спектакль «Андрюша» Московского театра сатиры)

Посвящение Андрею Миронову

В который уж раз, уже в течение нескольких  лет, но всегда в переполненном  зале идет в Московском театре сатиры уникальный спектакль «Андрюша». Спектакль был поставлен режиссерами А. Аркановым и А. Ширвиндтом к 60-летию выдающегося актера этого театра Андрея Миронова. Спектакль- воспоминание об Андрее Миронове.
Спектакль- прикосновение к памяти о нем.

Сын выдающихся актеров своего времени, актерской пары Миронов и Минакер, Андрей Миронов только в этом театре сыграл 30 главных ролей и сам был режиссером пяти спектаклей.
Однажды он давал краткое интервью о себе, отвечая на вопросы «если бы не…».
- Если бы Вы не были актером, кем бы Вы хотели быть?
- Переводчиком.
Он отлично  знал английский язык.
- Если бы Вы не жили в Москве, где бы Вы хотели жить?
- В Ленинграде.
Россия была его Родиной, и у него не возникло даже минутного колебания при ответе.

Известный практически всем в нашей стране по многочисленным юмористическим ролям в кино, горячо любимый при жизни, когда он играл, в театре всегда был аншлаг, он остается таким сейчас. Память о нем продолжает жить, достаточно вспомнить его роли в бессмертных, ставших классикой советского кино фильмах «Бриллиантовая рука», «Соломенная шляпка», «Трое в лодки, не считая собаки» по Джерому К. Джерому.

В театре сатиры до сих пор идет спектакль по пьесе Островского «Бешеные деньги». Только уже без него.
В этом спектакле-воспоминании звучали песни, которые пел Миронов, отрывки из пьес и кинофильмов. Звучал его голос с экрана. И конечно, вновь были повторены сцены из гениально сыгранного им Фигаро. Его игра, сверкающая искрами юмора, его страстный монолог в этом спектакле сделали пьесу удивительно современной.

Никто не мог так изящно танцевать, так страстно отдавать себя в спектаклях, дарить всего себя без остатка, без устали со сцены.
О нем вспоминали его друзья в жизни и на сцене – замечательные актеры театра сатиры  С. Мишулин, О. Аросева, М. Державин, А. Ширвиндт, Т. Васильева.
Звучало много теплых слов, много шуток, когда вспоминали, каким он был артистом по призванию, не только в театре, но и в жизни. Рассказывали о его гримерной, как он первый из актеров изобрел, еще в те годы борьбы с роскошью, губки для нанесения грима. Ходили анекдоты, что их надо было отрывать от сидений в автобусах.
Говорили о его безупречном вкусе и изящной манере одеваться, о том, как он любил изысканные французские духи, которые в те годы он доставал ценой невообразимых ухищрений. Шутили, что когда его многочисленные поклонницы звонили в театр и спрашивали, пришел ли Миронов, вахтер отвечал «сейчас пойду понюхаю».
Вспоминали о том, что он готов был питаться одними плавлеными сырками только, чтобы одеваться потом как настоящий денди.
А ведь если без шуток, то, действительно, в те годы, о том, что такое изысканный вкус и хороший тон зрители узнавали именно благодаря таким актерам, как Андрей Миронов.

А в конце спектакля, после отрывка из Фигаро, когда его друзья- актеры повернулись к портрету и стали скандировать «Браво, Фигаро!», вдруг перехватило дыхание.
С экрана рвалось его лицо, и он кричал в одной из ролей «Я жить хочу!».
Он так страстно любил жизнь, каждое мгновение ее, каждую роль свою он проживал без оглядки, вдыхал как воздух в горах полной грудью. Именно поэтому, наверное, и сгорел раньше срока.

Лучшие уходят раньше. Потому что они  - лучшие, потому что без остатка дарят себя людям. Потому что настоящий актер до своей смерти еще тысячу раз умирает на сцене на глазах у потрясенных зрителей.

Вива, Фигаро! Продолжай жить. Навсегда останется в памяти и в сердцах людей этот дух неугомонного творчества. Будут живы его роли, и вновь и вновь воплощаться в новых талантливых актерах. Даже среди звезд на небе будет вращаться маленькая, всего 6 км диаметром, но самая настоящая, яркая планета с именем Миронов, названная в его честь.

Друзья называли его Солнцем театра, еще при жизни.
Вива, Фигаро! Продолжай светить в нашей памяти чистым светом своего таланта.


Февраль 2005
Москва, театр Сатиры.