Евангелие от Пелевина, или Религия радужного поток

Виктор Йог
И рассказать бы Гоголю про нашу жизнь убогую,
 Ей Богу, этот Гоголь бы, ведь не поверил бы…
Владимир Высоцкий

В  ноябре  2004 года Московское издательство «Эксмо» порадовало читателя очередным романом Виктора Пелевина «Священная книга оборотня». В книге 384 страницы, и она издана в авторской редакции. Переплёт оформлен художниками А.Марычевым и П. Северцевым. Книга замечательно издана небывалым для наших дней тиражом 150 100 экземпляров. Обложка окрашена в несколько цветов: жёлтый, голубой, рыжий, красный,  белый и оранжевый.  На ней изображён главный персонаж книги лиса - оборотень А Хули и символически - второе название книги, которое совпадает с именем героини. Это  похожее на четырнадцатилетнюю  девочку-подростка бесполое существо, живущее на Земле две тысячи  лет и стремящееся разгадать тайну своего существования.

Если судить только по названию и непосредственному содержанию,  то это книга про оборотня,  человека способного превращаться в животное. В романе это три сестрички - лисы: А Хули, Е Хули и И Хули, а также Саша Серый (Чёрный), генерал КГБ, способный превращаться в волка  и  полковник Михалыч, кагэбэшно - нефтяной оборотень. По сюжету А Хули объясняет чёрной собаке Александру (он же пёс ****ец) главное из понятого ею в жизни, открывает ему сокровенную суть Бытия.
По её понятиям, сверхоборотень – это мессия, который придёт и объяснит оборотням самое главное. Перевёрнутая пятиконечная звезда - главный профанический символ, который соответствует такому пониманию на самом примитивном уровне. На самом деле, это лисье распятие, то есть символическое искупление лисьих грехов, главный из которых неведение. Сверхоборотень искупит лисьи грехи, передав им священную книгу оборотня. В ней будет раскрыта главная тайна оборотней. При этом слова не могут отражать истину. Нужно увидеть истину внутри, а внешне сохранять молчание. Иначе у людей из-за слов, мягко говоря, возникают проблемы. Язык нужен людям для того, чтобы врать, ранить других словами, и рассуждать  о том, чего нет.

Таким образом, название книги фактически означает библию (Коран, Гиту и т.п. священные тексты), которые состоят из слов, а значит лгут. Следовательно, и в этой книге враньё, издевательство над другими и рассуждение о том, чего нет…
Книга, в целом, читается с интересом. Только на последних страницах, хочется, чтобы она скорее закончилась. Может быть, это связано с дидактизмом окончания, полным изложением тайного метода освобождения и разрывания цепей самогипноза.
Автор предваряет текст ерническим критическим комментарием эксперта о ценности книги, её названии и литературных достоинствах в форме милицейского протокола. Предисловие подписано начальником отделения милиции, кандидатом филологических наук и ведущим телепрограммы. В предисловии автор разделывается со своими критиками, не понявшими его прежних откровений.
 
Хуже оценить книгу уже нельзя. Поэтому автор таким путём страхуется и защищается от её грядущего горячего неприятия, а также, самоуничижаясь,  возвышается и смеётся над своими критиками.


В первую очередь обращает на себя внимание несоответствие бытовых реалий и смысла диалогов, которые ведут их участники (А Хули и сикх, А Хули и шофёр).
Вот как, например, выглядит различие проститутки и приличной женщины, в изложении сменщицы А Хули из «Балчуга» Дуни: «Проститутка хочет иметь с мужчины сто долларов за то, что сделает ему приятно, а приличная женщина хочет иметь все его бабки за то, что высосет из него всю кровь».

Или вот что говорит лиса сикху: «Экономика, основанная на посредничестве, порождает культуру, предпочитающую перепродавать созданные другим образы вместо того, чтобы создавать новые». «Меня в сикхизме привлекают не его внешние атрибуты. Меня восхищает его духовная сторона, особенно бесстрашие перехода от опоры на живых учителей к опоре на книгу». «Но нигде к книге больше не обращаются, как к живому наставнику. Кроме того, нигде нет такой революционной концепции Бога». «Меня больше всего поражают две черты, которые радикально отличают сикхизм от всех остальных религий…

Во-первых, признание того факта, что Бог  создал этот мир вовсе не с какой - то возвышенной целью, а исключительно для своего развлечения…
И, во-вторых, богонаходительство».

«Богоискательство – это когда лучшие люди нации ужасаются виду крови на топоре, начинают искать Бога и в результате через сто лет и пятьдесят миллионов трупов получают небольшое повышение кредитного процента».
Богонаходительство, по А Хули, «когда Бога находят прямо на базарной площади, как сделали учителя сикхов…

…Бог  в этой апории является казнящим и казнимым, но не только. Он является толпой вокруг эшафота, самим эшафотом, топором, каплями крови на топоре, базарной площадью, небом над базарной площадью и пылью под ногами. И, разумеется, он является этой апорией и самое главное - тем, что сейчас её слышит…».

Посреди таких разговоров со стороны сикха последовало сакраментальное:
- А не пора ли в номер?

С одной стороны, это позволяет автору высказывать любые идеи, а, с другой стороны, вызывает комический эффект. Можете принимать их как откровения, можете смеяться. Пелевину до этого нет никакого дела.

Фоном для действия является проститутская деятельность лисы А Хули в России, Китае и других странах уже на протяжении тысячи двухсот лет. Толчком к развитию действия послужило происшествие в гостинице «Националь». Сикх выбросился из окна гостиницы. В это время у него в номере была проститутка А.
А Хули вынуждена искать клиентов. Она находит через Интернет объявление консультанта КГБ, интеллигента Павла Ивановича  и во время близости обижает его,  слишком сильно избив. За него вступается контора. Полковник КГБ Михалыч получает по тыкве бутылкой шампанского, и это приводит к знакомству с генералом Сашей Серым, который тоже оборотень. У  Саши и лисы возникает любовь. Однажды А Хули целует его в губы, и он превращается в чёрную собаку, которую  пытаются убить. Они расстаются: Саша возвращается в КГБ, а лиса  пишет книгу и уходит в Радужный поток.

Высшей точкой в развитии действия является момент, когда у А Хули произошло озарение (вхождение в Радужный поток) и одновременно её покидает Саша.

Саша стал нагвалем Ринпоче. Он послал Михалыча объявить лисе, что сверхоборотень может быть только один. Он предлагает лисе выйти за него замуж. Саша борется с внутренними и внешними врагами. А Хули излагает метод обретения свободы для лис.
 Главная героиня - лиса А Хули. Её внешность даётся в её собственном описании в самом начале романа.

Фабула романа незамысловата. Милиция находит ноутбук с текстом рукописи на жестком диске. Затем идёт рассказ лисы о том, что предшествовало этому. Заканчивается текст  тем, что, допечатав рассказ, лиса садится на велосипед и, разогнавшись на нём,  прыгает с трамплина. Она громко кричит своё имя и перестаёт создавать этот мир. В этом месте соединяются будущее (смерть), прошлое (жизнь), которое одновременно является настоящим (книга) и будущим (вечная жизнь). Мир исчезает, и она узнаёт, кто она на самом деле.

Язык афористичен. По всему тексту рассыпаны языковые перлы, которые так и просятся в записную книжку.
 Как ещё развлекает автор читателя?
- книга поделена на главы и подглавки;
- часть текста написана курсивом;
- автор использует письма;
- знакомит с содержанием некоторых сайтов;
-  даёт ссылки  на музыкальные произведения и  живопись;
-  включает множество  иностранных слов;
-  развёртывает действие в России, Китае и  Англии;
- смыкает настоящее, прошлое и будущее время.

Сюжет – приманка для читателя. Он рыхл и размыт. Приключения проститутки: пародия на «Одиннадцать минут» П. Куэльо.

Сюжет и герои – средство для донесения авторских мыслей, рассыпанных по всему тексту. Несоответствие между персонажами и тем, что они говорят, заставляет искать подтекст:
1. Вся книга фантастическая, фантасмагорическая история о любви лисы А Хули и генерала КГБ (непосредственное содержание).
2. Критика существующего положения дел в России, мире и вообще в социуме (социальный слой).
3. Философия пустоты, религия Радужного потока, отрицание ума и слов, идеализм, солипсизм, нигилизм, отметание всех человеческих ценностей.
4. Главная ценность – любовь; если её нет, то её заменяет творчество (книга), а затем смерть или вхождение в Радужный поток.

Книга остросовременная. Она  в сатирической форме отражает классические и современные реалии: ожидание народом мессии, наивную веру в религию, подростковый возраст человечества, ничуть не изменившегося за две тысячи лет с рождества Христова, веру науки в превращение обезьяны в человека. За Сашей Серым легко просматривается всенародно любимый персонаж Саша Белый из нашумевшего телесериала «Бригада». За Михалычем – связи спецслужб и нефтяной мафии. Любовь лисы к Александру вполне понятна, как  подсознательное бегство народа от свободы, стремление к Апокалипсису (аллегорическое выраженное в фигуре пса ****еца).

Главная тайна оборотней в том, что её можно видеть только находясь внутри. Разглашение тайны приводит к проблемам. Здесь автор говорит о том, что знают все живущие в профессиональной  системе. Стоит им открыть эту тайну, как система либо выталкивает их, либо ликвидирует, либо дискредитирует.

Попутно автор расправляется с наивными надеждами человечества на просветление как в их восточном варианте (тайный метод освобождения) так и западном (кастанедианское разрывание цепей самогипноза).

В истории с сикхом  чётко просматривается фрейдистская идея связи религии и секса. Последние страницы - аллегорическое изображение прихода тоталитаризма. Диктатор может быть только один. Он за народ, борется с врагами. Без врагов народа  ему никак нельзя! Народу же остаётся РЕЛИГИЯ,  метод окончательного освобождения или вырождение.