Мой язык

Ю.Золотарев
МОЙ ЯЗЫК

Порой я вслушиваюсь в русский, в его слова, фразы, произносимые ведущими ТВ, друзьями, родными и просто прохожими, и вдруг понимаю, что это – наслаждение, слушать родной язык!

Он неоценимо хорош, русский! Он совершенен, звучен, певуч. Он крайне наполнен смыслом. Хотя, безусловно, хорош любой язык, и когда слушаешь кого бы то ни было из грамотных носителей языка, то невозможно удержать себя от восхищенной реакции.

Я, к примеру, элементарно таю, заслышав французский – колдовской язык!

Хочется подтянуться и вежливо замереть при звуках немецкого. Уважаю его строгость, точность и законченность.

Итальянский расслабляет и настраивает душу на лирический лад. Песни на итальянском – вне конкуренции, об этом знает всякий.

Даже эстонский – мягкий, красивый – не оставляет меня равнодушным, хотя живу рядом с ним не одно десятилетие. Всю жизнь слушаю его с удовольствием. И то, чтО современные наши верховные эстонские власти творят порой с нами и НАШИМ родным русским – не отвращает меня от эстонского (язык-то причем?!). Политика – это подчас ПОЗОР наших властей. Позор тем больший, что они, политики, прикрывают свою националистическую гниль таким красивым и мелодичным языком.

Но вернусь к языку родному.

Русский... Он создавался, как и любой другой язык, нашими далекими предками, спонтанно рождаясь в недрах веков. И тысячелетиями продирался "через тернии к звездам". Интересно, смогли бы мы, нынешние, понять, скажем, протославян, живших за полторы тысячи лет до н.э.? Вряд ли... А праславян – в первые века уже нашей эры, "наших" тысячелетий? Кто знает! Если помогать себе глазами, пальцами, мимикой да жестами – может, и сговорились бы.

Древнерусский, с 7 по 14 века н.э. – это уже что-то, это – ближе. Это уже и Кириллица, и "Повесть временных лет", и "Слово о полку Игореве", и Русская правда.

Далее было испытание татаро-монгольским нашествием и, наконец, окончательный распад древнерусского на три основных составляющих: украинский, белорусский и русский.

А затем – Московская Русь, и борьба в тогдашнем русском языке всякого рода "говоров" – с выкристаллизацией московского аканья. И всё более тесная на протяжении веков смычка устной и письменной его, языка, составляющих.

А следом – мощный рывок, парад великих литераторов, начиная от Ломоносова, Тредиаковского, Фонвизина, Державина, и далее, через величайшего реформатора ПУШКИНА, его коллег и последователей – Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова... к нашим, современным языковым высотам, мощнейшему симбиозу русскоязычных литературы, науки, публицистики, кино, радио, телевидения... О-о, как-кая это мощь!! – современный РУССКИЙ в современной культуре современной цивилизации Земли! Этот великий сплав всего наилучшего, созданного в том числе и в других культурах и языках планеты!

Я ВДУМЫВАЮСЬ в родной мне язык, в его певучесть, совершенство, величайшую "притертость" друг к другу всех его морфем и фонем, и понимаю: лучшего языка, чем мой родной, в мире не существует, и другого "родного" языка мне не нужно. Я сросся с ним навсегда, навечно. Из него состоят все клеточки моей души (а может быть и тЕла). Язык – мой друг, он поддержит и утешит, и вылечит, если доведется приболеть. Потому что он совершенен, как Бог!

Друзья мои, читатели. Слушайте РУССКИЙ! Это – божественная музыка, которая всегда с нами.

14.03.2005
Таллинн