На смерть Масхадова

Артем Ферье
Вот и ещё одна убедительная виктория федеральной Немезиды над контрой и гидрой чеченского сепаратизма… Вот и ещё одного президента Ичкерии постигло неотвратимое возмездие. Чему невозможно не радоваться, как объясняет нам дядя Миша Леонтьев, наследник своей однофамилицы Тёти Вали по части телепередач для самой инфантильной аудитории.

Что ж, на сей раз, по крайней мере, дело обошлось без жертв среди детей и подростков. Налицо определённый прогресс по сравнению с подрывом Зелимхана Яндарбиева (к каковому действию, впрочем, российские спецслужбы, разумеется, не имеют ни малейшего отношения).

Поэтому, хотя смерть любого человека - событие довольно-таки мрачное, позволю себе рассказать один старый детский анекдот, всплывший отчего-то в памяти.

«Скачет ковбой по прерии. Глядь – а за ним ватага каманчей в боевой раскраске.
«Ну всё, звездец мне!» - думает ковбой.
Тут вдруг включается внутренний голос:
«Нет, это ещё не звездец! Залезь-ка на дерево!»
Ковбой послушался – индейцы промчались мимо. Слезает, скачет в другую сторону, счастливый своим спасением. Но – недолго: снова настырные дикари увязались. И – ни единого дерева кругом.
«Теперь-то уж точно звездец!» - горюет ковбой.
«Нет, - говорит внутренний голос. – Спрячься в овражке!»
Ковбой так и сделал – и каманчи снова пронеслись, не заметив.
Поднял коня, поехал прочь.
Однако ж, бог троицу любит – а ковбоя нашего крепко невзлюбил: опять индейская свора настигает. И – ни тебе деревца, ни овражка.
«Вот это – уж наверняка звездец!» - сокрушается ковбой.
«Ещё нет, - возражает внутренний голос. – Стрельни-ка в вождя!»
Ковбой выхватывает свой кольт, оборачивается – бах! – и вождь вылетает из седла.
«Ну а вот теперь, конечно, звездец!» - радует весьма довольный собой внутренний голос».

И уж не знаю, то ли какой «внутренний голос» нашептал кремлёвскому (или лубянскому, что, впрочем, не суть разница) руководству, будто устранение Масхадова станет очень своевременной и полезной мерой, то ли просто с дури и по неведению грохнули его (от себя замечу: хотя информации пока маловато, второе – правдоподобнее), но факт остаётся фактом: на одного вменяемого человека в стане чеченского сопротивления сделалось меньше. Причем – на самого, пожалуй, авторитетного. Притом – умеренного. А главное – действительно озабоченного своей репутацией, и потому – вынужденного всеми силами блюсти приличия в войне.
Хотя многим кремлёвским деятелям, конечно, никакой Ожегов не втолкует, что такое репутация или приличия – ну да и не про их (недо)честь статья эта писана.

Да, Масхадов был слабым президентом. Его вина в том, что он не сумел, между войнами, навести хоть какой-то порядок в республике и вовремя приструнить своих зарвавшихся соратников – неоспорима. Однако, невзирая на прелестно противоречивые заявления наших СМИ, которым «патриотизм» с лихвой заменяет здравый смысл, Масхадов играл немалую роль в чеченском сопротивлении.

И роль его была – выраженно умиротворительной, вразумляющей, а значительное своё влияние он честно использовал для противодействия такой тактике, которая могла бы скомпрометировать эту "герилью" в глазах мира. Едва ли стоит идеализировать сего деятеля, но он был легальным и легитимным президентом республики, и если уж составлять список людей, заинтересованных, скажем, в терактах сентября девяносто девятого (как, впрочем, и в Норд-Осте, и в Беслане) – то на последнем месте будет Аслан Масхадов (отсюда, впрочем, не следует, что Владимир Путин – на первом).

Кроме того, Масхадов, бывший офицер Советской Армии, был человеком светским, чуждым не только ваххабистского фанатизма, но и вообще мало обременённым религиозностью. Кто будет вместо него? Пока, надо думать, - глава верховного шариатского суда Сайдулаев (не Малик, конечно, а Абдул Халим, шейх и… скажем так, «теолог»). До выборов, по крайней мере.  А уж там – кто из членов жутко «дезорганизованного» (по словам наших кремлёвских фантастов) сепаратизма больше отличится, на пути Аллаха, верном, прямом, в битвах с кафирами – тот и займёт вакантное место. Не правда ли, замечательная и очень выгодная для России перспектива?

Надежда же на то, что эти «борзы» порвут друг другу глотки, грызясь за пустующий трон, – мягко говоря, наивна. Как не порвали после ликвидации Джохара Дудаева (которая действительно была нисколько не случайной оплошностью, но вполне продуманным кретинизмом) – так и сейчас в один голос «своются». Позволю себе напомнить: тогда дело, в весьма скором времени, кончилось Хасавюртом – ещё одним российским позорищем в длинной череде «решений чеченского вопроса».

Не исключено, что и сейчас тем же кончится: сильна Россия– да скоро забудет уж, с чего вообще эта вторая чеченская катавасия завелась. А уж если, того хуже, напротив, вспомнит, да вопросы всякие пикантные задавать начнёт... вроде, там, про «санитарные кордоны», оказавшиеся «дезинформацией»… причем – задуманной ещё до взрывов домов… хотя без этих взрывов вторжение в Ичкерию было бы немыслимо... Но нет, народ наш – не злопамятен и отходчив. Однако ж, вот как бы и без вопросов таких не пришлось очередной Хасавюрт подписывать - и уже не с благопристойным идеалистом Масхадовым, а с Басаевым или с кем похлеще…

Ибо президент ЧРИ, что ни говори, действительно был единственным, с кем имело смысл и можно было, не роняя собственного хоть какого, но престижа, вести переговоры в том случае, если Россия всё же решится (читай: вынуждена будет) «отыграть назад» в чеченской затее.

Конечно, сама такая постановка вопроса вызывает праведный гнев у сторонников «жёсткой линии» (которых, впрочем, всё меньше наблюдается на блокпостах и армейских базах в Чечне, но всё  больше – в Останкино). «Никогда Россия не уйдёт из Чечни! Никакого второго Хасавюрта! И нечего разговаривать с бандитами!»

Спорить не стану: абсолютно сие бесполезно… до тех пор, пока команду не дадут: оверштаг на сто восемьдесят, курс – на восхваление мирных инициатив Кремля.
Потому спорить не буду, но лишь добавлю: а теперь уж и не с кем разговаривать... Ну а что и среди чеченцев поубавилось желающих переговоры с Россией вести – и отнюдь не на одного человека – и вовсе не важно. Наверно…

Можно, конечно, этому радоваться – что так решительно пресекли самую надежду на «политическое урегулирование конфликта» (из букваря патриота: это такие гнусные происки мировой закулисы, ищущей, как бы оторвать от России кусок пожирнее).
 
Только что-то не доводилось мне слышать от людей, действительно близких к чеченской проблеме и сведущих в ней, будь то военные, фээсбэшники или просто аналитики, особо радостных возгласов по поводу смерти Масхадова. Я бы сказал, общее настроение у них – некоторая ошарашенность случившимся. И изрядная растерянность.

«Да на фига это надо было?»
«Ошибка в объекте, однозначно!»
«Слушай, да его Басаев подставил! Слил инфу якобы про готовящийся теракт – ну наши олухи и отработали адрес по-жёсткому, не разобравшись».

Впрочем, все эти серьёзные мужчины в погонах и без – те ещё зануды. Их суровые лица редко когда расцветают улыбками ликования. И, как это ни странно, не встречают они жизнерадостным смехом известия о чьей-либо насильственной смерти. Может, потому что сами изрядно таких навидались, и не с телевизионной дистанции?

Но если ж натуры более оптимистического склада усматривают в смерти Масхадова предлог к крику «ура!» и бросанию в воздух чепчиков – почему бы нет? Оно ж – и голова без чепца потеет меньше…


P-s.: Сейчас вот пробежался по свежим публикациям во всяких СМИ разной густоты лояльности - он лояльно-аналитических до орально-лояльных, от умеренно-суппозиторных до крамольно лояльных...
И лейтмотив - один, бравурный такой (это к вопросу о запотевании мозгов и окуляров): "С ликвидацией Масхадова чеченские сепаратисты лишились всякой надежды на моральную поддержку Запада. Потому как Масхадов - был как бы легитимный президент, а теперь его нет, и, соответственно, поддерживать некого, в контакт вступать не с кем".

В общем, триумф из серии "Мы теперь чисты перед законом, потому как, чыста, грохнули судью!"

Ой, господи-бож-мой, судари, вы действительно так наивны, или это у вас психотерапия такая - сюсюканье в бейби-стайле до полной умиротворенности сознания (собственного, конечно, только собственного)?

Неужели вы, изобличители мировой закулисы, пособничающей бандитским чеченам, так и не поняли, что за мерзкая, подлая и беспринципная эта штука, западная политика?

Да ведь с ликвидацией Масхадова не сепаратисты легитимность утратили, в глазах закатных недругов России, а само российское руководство - существенно потеряло. Вот они пялятся сейчас на наши внутренние дела, и думают: "Был человек, готовый к переговорам о мире. И дело - уже почти на мази. Но вдруг его убивают. И вроде как даже этого не стесняются. И кто, спрашивается, у них больше в войне заинтересован? И кто там бандиты?"

Вот ведь до каких глубин непонимания доходят, демоны!
И уж поверьте: те, кто вёл дела с Масхадовым (через Закаева, который, скорее всего, останется на своём месте) будут якшаться и с преемником, назначенным в соответствии с указом Масхадова, утверждённым ГКО ЧРИ. И с их точки зрения, извращенцев этих, он будет достаточно легитимен. Тем более, что Абдул-Халим Сайдулаев, хоть и лицо духовное, а ни в каких терактах не замечен, формально чист. Для негодяев-закулисников, конечно, которых хлебом не корми, пивом не пои, а дай только России абы где напакостить и нашему государственному интересу хвост прищемить.

Так что, это Россия лишилась потенциального (и самого реального) партнера по переговорному процессу. А злодеи западные завидущие - они и преемника признают, хоть бы он вообще никакой фактической власти не имел. И Шамиль "Железный Дровосек" Басаев - тоже очень не против такого расклада: чтоб был как бы над ним уважаемый Западом как бы лидер, только реальной власти не имеющий, одёрнуть не могущий.
А у гнилых демократий этих интерес - на Россию давить, по высоким понятиям разводить, а уж кто там в горах рулит - им вообще по барабану, если уж руку на сердце... Как и большинству россиян, впрочем...

Только России с этими страссбургскими гуманитарными закидонами придётся всё же считаться. И с потерями собственного имиджа - тоже.