Понять перестройку! Часть 1

Григорий Залевский
В эти дни исполняется 20 лет важному историческому периоду в жизни России. В первый месяц весны 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Сергеевич Горбачев. От этой вехи и начался отсчет событий, коренным образом изменивших не только жизнь народов Советского Союза, но и ход мировой истории.

Пройденный за 20 лет путь позволяет взглянуть на перестройку более взвешенно и объективно. При Горбачеве в России впервые появилось понятие "плюрализм" (от латинского слова "pluralis" - множественный), сделавший возможным свободу выбора, отмену цензуры, появление многообразия мнений и взглядов, возникновение партий, политических и общественных движений, многопартийности, деидеологизации общества, свободной экономики, демократических выборов, выезда граждан за границу и других свобод, неведомых доселе советскому человеку.

Необходимость демократизации и всестороннего обновления общества диктовалась отставанием СССР в мировой технологической и социально-политической конкуренции. Наиболее развитые страны мира уже вступили в постиндустриальную эпоху, а Советский Союз задержался на предыдущей - индустриальной стадии развития. Почти до нулевой отметки упали темпы экономического роста, производительность труда была в несколько раз ниже, чем в западных странах. Советский Союз фактически "прозевал" технологическую революцию 70-х годов.

За семь десятилетий советской истории не произошло никаких настоящих реформ и коренных изменений. Пик демократических преобразований в СССР пришелся на конец 80-х годов. Именно тогда общественная самодеятеотность стала принимать массовый характер. Всего через три года после начала горбаческих реформ, главный борец с советской "империей зла" Рональд Рейган заявил, что Россия перестала быть таковой. Реформаторское руководство СССР, перебрав различные концепции, вышло на социал-демократическую модель обновления страны. Инициаторы перестройки стремились направить накопившуюся энергию масс в русло социального творчества.

Логика перестройки развивалась по линии демонтажа административно-командной системы, создания фундамента социально ориентированной рыночной экономики. Однако, реформаторы столкнулись с мощным саботажем советского правящего класса. Партноменклатура обнаруживала в перестройке угрозу своим доминирующим позициям, все активнее препятствовала кардинальному обновлению страны, пыталась выхолостить главный смысл реформы, превратить ее в очередную кампанию, не затрагивающую основ общественного бытия.

С каждым днем назревала оппозиция центральной власти. В едином антигосударственном порыве объединились российские консерваторы, сталинисты и националисты. Под воздействием этих сил перестройка, давшая толчок демократическому обновлению, стала постепенно гаснуть. Окончательно перестройка была прервана роспуском Советского Союза, который инициировали собравшиеся в Беловежской пуще сепаратистски настроенные руководители трех союзных республик - Ельцин, Кравчук и Шушкевич.

Горбачев хотел превратить Советский Союз в подлинную федерацию независимых государств на основе подписания нового Союзного договора. Однако, "беловежские посидельцы" во главе с Б.Ельциным торпедировали все проекты Союзного договора и объективно привели к разрушению единой страны. Летом 1991 года подготовленный к подписанию и согласованный с большинством советских республик Союзный договор - план реформирования советской федерации - был окончательно сорван антигосударственным путчем так называемого ГКЧП, организаторами которого явились представители высшего круга номенклатуры. Создавшейся трагической ситуацией воспользовались Ельцин и его сторонники.

Доминирование в советской экономике гигантского военно-промышленного комплекса существенно снижало возможности плавной либерализации жизни, быстрой структурной перестройки экономики. Обвальное падение мировых цен на энергоносители (основную статью советского экспорта), сопротивление номенклатуры, игравшей на обострении кризиса, заставило общество отвернуться от реформаторов. В
результате организованного партийным и советским аппаратом саботажа, общество оказалось лишено продуктов питания и ширпотреба, что крайне накаляло социально-политическую обстановку в стране. Парадокс перестройки явился следствием исторически сложившихся особенностей советского общества.

Конфликты и противоречия, накопившиеся за долгую жизнь, умело использовались рвавшимися на авансцену партийными функционерами. Прогрессирующее ослабление систем контроля, правопорядка разжигало стремление номенклатуры к фактическому захвату государственной собственности. Перестроечное руководство оказалось под перекрестным огнем консерваторов разных типов, выступавших единым фронтом в стремлении свалить центральную власть. Подогревались многочисленные этнические конфликты, начиная с резни в Сумгаите в 1988 году. Не принимались меры по наказанию инициаторов погромов, формирований незаконных военизированных груп. Высокоморальная позиция Горбачева, считавшего абсолютно недопустимым кровопролитие в процессе реформирования страны, была воспринята как проявление слабости центральной власти.

У Горбачева и его соратников катастрофически сужалось пространство выбора, практически не оставалось возможностей для маневра. Нарушение законов становилось нормой, а реальное влияние в экономике стали прибирать к рукам мафиозные группировки, заинтересованные не в создании рыночного хозяйства и стиля жизни по европейскому образцу, а в скорейшем криминальном разделе государственной собственности.

Важным итогом перестройки стало преодоление международной изоляции Советского Союза, ликвидации "железного занавеса", открытие новых перспектив для международных отношений, создание новых принципов международного права и сотрудничества всего человечества. В ходе перестроечного периода наши соотечественники впервые получили политические права и свободы, демократические ценности, давно утвердившиеся в цивилизованных странах.

Родившись из перестройки, современная Россия перестала быть "однопартийным государством". На какое-то время в ней были унаследованы отдельные атрибуты перестроечной политики и риторики. Однако, если перестройка привела к высвобождению демократического потенциала народа, то 90-е годы и начало нового столетия ознаменовались выхолащиванием этих достижений, низведением наших сограждан до роли послушной толпы, расслоением общества на бедняков и богачей. Если экономическая стратегия перестройки предполагала мягкое вхождение в рынок при сохранении мощной социальной защиты, то "шокотерапия" Ельцина-Гайдара в одночасье разрушила социальный и культурный мир России, ввергнула миллионы россиян в унизительную нищету.

Второй президент России Владимир Путин постарался освободиться от основных черт горбачевского наследия, продолжать развитие "дикого капитализма" и разрушительных процессов, происходивших в худшее время нашей истории, повернуть вспять начавшееся в 80-е годы прогрессивное демократическое движение России.


(См.продолж., ч.2).