После спектакля

Анна Иванова
После спектакля.
Театр Моссовета. Пьеса Ж. Ануй «Не будите мадам» Постановка Еремина.
В главной роли народный артист России Георгий Тараторкин.


В этот день театр Моссовета был переполнен. Не только уже известная и полюбившаяся публике пьеса французского драматурга Ж. Ануй «Не будите мадам», но еще и юбилей одного из ведущих актеров этого театра народного артиста России Георгия Тараторкина.
Пьеса как нельзя  лучше подходила к юбилейному вечеру настоящего артиста, всю жизнь посвятившему театру. Ведь это пьеса о театре, и о человеке, для которого театр стал домом, замечательном актере и выдающемся режиссере. То грустная, то смешная, как сама жизнь, пьеса смотрится на одном дыхании. Видимо недаром спектакль идет без антракта. 
Поднимается занавес и… мы видим таинство – жизнь театра. Это сама жизнь, где репетиции и роли перемежаются с  реальными переживаниями и страстями, где актеры произносят реплики в жизни так же талантливо, как на сцене. Это театр, где разыгрывается сама жизнь. Где жизнь становится театром, а театр – жизнью. Реальной и единственной жизнью настоящего актера.

Интересен символический замысел, по которому одна и та же сцена играется разными актерами несколько раз, чтобы зрители поняли, как много трактовок может быть у одной и той же сцены, не говоря уже о всей роли, и как много зависит от  талантливой игры.
Что такое настоящая игра? Как сыграть так, чтобы зрители поверили?
- Важнее всего иметь чувство ситуации, - отвечает режиссер в спектакле.
Таким образом, не столько важны реплики, слова, сколь чувства. Не притворяться, не проигрывать роль, а проживать ее - как это трудно. Но это единственный путь для достижения достоверной игры.

Несколько раз в спектакле повторяется эта фраза:
- Актер должен чувствовать ситуацию.
Тогда  зритель верит, тогда зал замирает и воцаряется оглушительное молчание. Ибо с этого момента кончается игра, и начинается жизнь актера в роли.

Что же нужно, чтобы достичь такого мастерства перевоплощения?
- Триединство ощущения роли как своей сути, - дает ответ режиссер.
И чтобы достичь этого триединства нужно первое – понимать роль ментально, второе – чувствовать ее сердцем, и третье – ощущать ее суть всем своим естеством.

- Но тогда это уже не игра, – можно сразу возразить, - это сама жизнь.
А кто-нибудь сразу добавит:
- Но это же получится мелодрама!
Что на это ответить? Вся наша жизнь, если вдуматься, мелодрама, а все чувства можно назвать банальными, ибо они повторяются из века в век. Но от этого мы не перестаем их глубже проживать или меньше ценить.

Героиня спектакля, юная девушка, впервые переступив порог театра, так говорит о своем искреннем и горячем желании стать актрисой:
- Я хочу быть другой. Быть разной.
Не сыграть множество чужих ролей, а именно прожить их, поэтому и быть разной.

В этом и таится суть талантливой игры, а, возможно и смысл жизни для актера – быть разным. Но только ли для актера?
А может и для всех нас, вся жизнь – тот же театр с постоянной сменой ролей. Мы меняем роли, меняем маски не только в разных ситуациях, но  и в общении с разными людьми мы поворачиваемся то одной, то другой гранью. И на протяжении всей жизни хотя бы три роли мы призваны сменить – сперва сын или дочь, затем муж – жена, и, наконец, к нам переходит  роль отца или матери. И опять триединство в одной личности.

Насколько талантливо мы исполняем свои роли в жизни, судить не нам. Но только в театре возможно чудо – увидеть все роли, которые мы играем в жизни, одновременно. Только в театре возможно таинство  - увидеть на одной сцене одну и ту же личность в образе и ребенка, и взрослого. Для чего было создано это воплощение в спектакле?
Может, чтобы лучше понять собственную суть. Благодаря театру,  единственно возможному месту, где теряется понятие времени, мы можем передвигаться во времени не только от спектакля к спектаклю, но и в пределах одной пьесы – от отца к сыну, из взрослой жизни в жизнь ребенка и обратно. Может, для того, чтобы увидеть как таинственно и глубоко, намного глубже, чем мы задумываемся, переплетено все в нас.

Как влияет на наше восприятие жизни принятие в себе бывшего ребенка, т.е. глубинное понимание самого себя, показано в спектакле через образ матери. Какой режиссер не мечтает поставить Гамлета, какой актер не мечтает сыграть его роль! И именно заключительную сцену с матерью, в которой и ключ к разгадке и постоянная вечная тайна спектакля.
Тайна, потому что каждый из нас, хочет он этого или нет, решает для себя извечный этот вопрос – отношение к своим родителям и как зеркало, отношение к своим детям.

Театр – вне времени. Зачем мы приходим в театр? Ведь не для того же, чтобы просто развлечься и посмотреть какое-то действо, не имея его в жизни, нет.
Вдумчивый зритель приходит на такие мудрые спектакли, как этот, чтобы, может быть, глубже понять и увидеть в них самих себя. Или чтобы найти ответы на главные вопросы, которые мы задаем сами себе в жизни.
Ведь так бывает – мы задаем их себе лет в двадцать, а ответ может придти к нам лишь в сорок, если не в шестьдесят. И только в театре у нас есть шанс исправить эту несправедливость.
Итак, театр как жизнь или жизнь как театр? Каждый решает для себя.

После гениально сыгранного спектакля, поднявшего все эти вопросы к размышлению, весь театр поздравлял главного героя спектакля и главного героя дня – замечательного актера Георгия Тараторкина. Актера, которого мы помним еще по самому лучшему Раскольникову с горящими глазами.  За свою жизнь он сыграл бесчисленное множество ролей. Только сегодняшний спектакль шел в 161 раз. Но в свои 60 он остается все также великолепен.
В знак признательности за внимание зала и за поздравления он ответил словами главного героя – актера и режиссера из пьесы:
- Я всю жизнь посвятил тому, что играл чужие роли. Но я не устал, - последнюю фразу он перефразировал. И добавил:
- Разве можно устать жить в собственном доме?

Спасибо от души тем людям, что не устают нести нам добро. Настоящим актерам, которые не устают всю свою жизнь дарить нам свет настоящего искусства.

Январь 2005, Москва