Очень эстонский танец

Magnum
Маленький московский дворик в Хлебном переулке. Сколько интересных людей вышло отсюда! Валерка Лындин сыграл роль Юрия Гагарина в "Укрощении огня", Евгений Гуров - продавца птиц в "Семнадцати мгновениях". Жили тут Виктор Драгунский и Людмила Давидович (на "Денискиных рассказах" не одно поколение выросло!).
В то время, о котором идёт речь, во дворе среди пацанов выделялся Юрка Федотов. Он не только был старше всех, он был еще и просто огромный! Его боялись все! Не скроем, боялся его и Эрни. Много лет спустя они встретились. На Юрке была шикарная форма машиниста метро! Впрочем, на Эрни тоже была форма. Курсанта военно-морского училища! Постояли, поболтали, и вспомнилась одна история. Ее-то мы и хотим сейчас рассказать.
Однажды, примерно за год до школы, Эрни прочитал в газете "Вечерняя Москва" объявление. Проводилась запись детей в спортивную секцию какой-то странной борьбы - САМБО! Так наш герой познакомился с Анатолием Аркадьевичем Харлампиевым. Тем самым, который, собственно говоря, эту борьбу и создал. А позже малыш стал учеником знаменитого Арсена Мекокишвили, боровшегося как в вольном стиле, так и в САМБО. Завораживало само название - самооборона без оружия! Эрни и сейчас  ворчит, когда упоминают "восточные единоборства". Еще в пятидесятых японцы honoris causa (ну, то есть, заочно)  присвоили А.А. Харлампиеву восьмой дан по дзюдо! Тогда для неяпонца это считалось практически невозможным! А потом состоялась встреча советских самбистов и японских дзюдоистов. Один матч по правилам дзюдо, второй - по правилам самбо. Оба закончились со счетом 12:0 в нашу пользу! Но это так, к слову.
Так или иначе, но к середине лета 1948 года Эрни уже вполне мог постоять за себя. И вот однажды, когда пацаны просто гоняли во дворе мяч, на площадке появились трое незнакомых ребят. Сейчас Эрнест уверяет, что с откровенно криминальной внешностью. И стали они пытаться отобрать у малышни мяч. Как вы уже догадались, Эрни это не понравилось, и через пару секунд один из чужаков уже стоял на четвереньках, а двое других удирали. Эрнины друзья не знали, что он ходит в секцию, и были страшно удивлены. Но речь не об этом! Краем глаза Эрни увидел, что в дальнем конце двора появился Юрка Федотов! Заметив драку, с криком "Наших бьют!" он рванул на помощь! Но когда добежал, услышал лишь тихие слова: "Спасибо, Юра! Уже все в порядке!"
Так вот, с тех пор Федотов никогда и никого во дворе не трогал! Об этом-то ребята и вспомнили, когда встретились в зале станции метро "Арбатская".
- У тебя тогда глаза были, как у кролика-альбиноса, красные, а кончик носа - белый-белый. Ты не поверишь, Эрни, мне тогда стало страшно!
- Да ну, ерунда! Мне просто обидно было - мы же мяч в складчину покупали!
Но это все пока предисловие! А сама история, которую мы хотим тут поведать, началась тогда, когда власти разрешили пользоваться радиоприемниками! И мама купила "Арс"! Это позже Эрни понял, что основной целью была возможность слушать передачи на эстонском языке. В том числе, "Голос Америки". На русском-то эту станцию глушили, а на других языках - нет!
И вот однажды!
Эрни услышал!
Свои любимые мелодии из "Серенады Солнечной долины"!
А еще!
Совершенно потрясающую музыку!
Буги-вуги!
Рок-н-ролл!
Блюзы!
Нет, конечно, дома были пластинки, привезенные родителями еще из Эстонии. Песенки Раймонда Валгре он почти все знал наизусть. Было и несколько записей американских исполнителей. Но тут! Вживую! Мальчик был в восторге! Забегая вперед, нужно сказать, что, конечно, самое главное открытие в его музыкальном образовании состоялось в 1955 году. Он услышал Голос! Не хуже, чем у Юрия Левитана!
"Time for jazz! This is Willis Connover in Washington DC with the Voice of America jazz hour"  И эти аккорды из Дюка Эллингтона...
Однако, тогда, в декабре 1948 года, все решил "Быстрый танец" композитора Александра Цфасмана. Эрни решил подготовить к Новогоднему вечеру свой номер! Вначале попробовал изобразить то, что видел в кинохронике. Нет, это было типичное не то. И главное - буги-вуги и рок-н-ролл танцевали пары. А Нинка категорически отказалась. Надо было что-то придумывать! И он вспомнил как раз ту историю, с которой мы начали рассказ - про драку с хулиганами. Мишку Старосельского - его партнера по секции - долго уговаривать не пришлось. Они стали оставаться в зале после тренировок: репетировали! Главное было точно запомнить последовательность движений. Но в итоге за три недели все получилось неплохо.
И вот 29 декабря в актовом зале Начальной школы №106  Краснопресненского района города Москвы состоялся Новогодний концерт. Молоденькая учительница физкультуры Нина Ивановна знала о подготовленном Эрни и Мишкой "быстром танце". Но в предновогодней суете и спешке организаторы концерта как-то забыли предварительно посмотреть этот ребячий номер.  То же, что произошло… Но нет, давайте по порядку!
Высокий Мишка и маленький Эрни вышли на сцену. Зазвучала музыка. Ребята поклонились, взялись за руки и сделали несколько переворотов, не выпуская рук. Потом, держась правыми руками, подняли левые, как делают спортсмены-фехтовальшики, и стали подбрасывать поочередно ноги. Залу это явно понравилось. Ребята, да и взрослые, стали отбивать ладошками такт. Тут Мишка ухватил Эрни за обе руки, уперся ему согнутой ногой в живот и повалился на спину. Эрни перелетел через Мишку, подогнув голову, и потянул его на себя. Так ребята сделали три переворота, после чего, как говорится, приняли исходную позицию. Снова подрыгали ногами и теперь уже Эрни, подставив Мишке бедро, перевернул его. Нина Ивановна, вначале было занервничавшая, вошла во вкус и объясняла сидевшим рядом учителям:
- Это называется "мельница"! А это - бросок через бедро! А это подножка с переходом на переворот! Это отхват! Вот, молодцы ребята!
Зал уже был просто в восторге! Музыка закончилась, и раздались действительно бурные аплодисменты! Эх, знали бы они, что это совсем не все! Нина Ивановна  поднялась на сцену, встала между мальчиками и незаметно подтолкнула, чтобы они поклонились. Тут из середины зала раздался громкий голос Мариши:
- Эрни! А что это за танец? Как называется?
И Эрни, стараясь, чтобы все слышали, ответил:
- Это эстонский национальный танец! Называется "Кольм тагумикку "!
Тут публика услышала какой-то странный звук. Все обернулись к Марише и увидели, что у Эрниной  воспитательницы как говорится "отвалилась челюсть"! А Нина Ивановна, взяв ребят под руки, уже уходила со сцены. И тут Мариша - дама не промах - спросила:
- А как это по-русски, Эрни?
И малыш - ах, да чего там - произнес:
- Три задницы!!!
Но дальнейшего!
Он явно не предполагал!
Нина Ивановна, стоя спиной к залу, буквально согнулась пополам от взрыва смеха и, как потом говорили, произвела наглядную визуализацию названия этого, несомненно выдающегося, произведения эстонской культуры!

Вот так и закончился один отдельно взятый год детства Эрни. Год 1948.

КОНЕЦ