В редакцию, где я работаю, частенько являются посетители, которые сочиняют стихи и пишут прозу.
Некоторые из них сразу начинают размахивать пухлыми папками: «Смотрите, сколько
написал! Это гениально. И никто не хочет публиковать!»
Иногда даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять: никакая это не поэзия, а просто
рифмоплётство, игра слов, не более. Что касается прозы, то тут ещё сложнее: каждый
графоман, накалякавший десяток-другой страниц убористого текста, считает, что
осчастливил отечественную словесность, и если его не хотят публиковать, то
исключительно из зависти: он, мол, пишет лучше всех.
Однажды в редакцию «Тихоокеанской звезды» пришла молодая симпатичная женщина и тоже
сказала: «Я кое-что написала. Может, посмотрите?» Она сказала это как-то неуверенно и
стеснительно. И мне почему-то показалось, что от смущения она сейчас схватит
положенные передо мной три листочка с текстом и убежит сломя голову.
На удивление, предложенные миниатюры оказались удивительно хороши. В них была много
юмора, иронии, и к тому же тексты оказались, что называется, в тему: они подходили в
выпуск «Шут знает что». Ведущему этот выпуск миниатюры тоже понравились. Под ними
стояла подпись – Людмила Гарднер. Так её тексты появились в нашей газете.
В первом номере журнала «Дальний Восток» за этот год состоялся писательский дебют
Людмилы Гарднер. Здесь опубликованы три её рассказа. Может, придирчивый читатель
скажет, что это вовсе и не рассказы, а юморески, миниатюры или, скорее, новеллы.
Спорить не буду. Дело вовсе не в определениях, тем более, что стены китайской между
жанрами в современной словесности, как известно, не существует: она стала более
свободной и многоплановой.
Людмила Гарднер видит мир по-своему и умеет об этом рассказать. Её тексты – это
живопись словом, наполненная яркими и запоминающимися деталями. Вот, казалось бы,
совсем крохотный рассказ «НЛО прилетел!» О том, как некая штуковина повадилась летать
над одним селом. Люди ждали чего-то особенного, ну, например, какого-нибудь подарка
или вообще перемен в жизни. А ничего, в общем-то, и не происходило. Хотя «тарелочка»,
знай себе, летала. «Так хоть бы кто удивился, изумился чудесам таким! Не-е, глянули
из-под руки – кто эт там разлетался? – да опять каждый за своё: кто картошку полоть,
кто водку пить. Делов-то куча, чего рты разевать?»
Это не про НЛО рассказ. Это про людей, которые не видят чуда.
В первом номере журнала «Дальний Восток» есть, конечно, и другая интересная проза,
классом, быть может, выше рассказов Людмилы Гарднер. Но мне меньше всего хочется
«прикладывать» их к шкале неких эстетических критериев. Тут дело в другом. Журнал
«Дальний Восток» не скупится отводить страницы под творчество молодых поэтов и
прозаиков. Порой их творчество напоминает некие эксперименты со словом, но это всегда
что-то свежее и по-настоящему интересное. Как, например, подборка стихов Ольги
Соколовой «Осень в нашем саду». Да и в поэтической подборке «Многоголосие» читатель
увидит новые имена.
Благодаря журналу, молодые поэты и писатели выходят к широкому читателю, становятся
известными. В прошлом году без таких дебютов не обходился ни один номер «Дальнего
Востока». Наверное, для многих настоящим открытием стали стихи Георгия Надеждинского.
Их представил читателю писатель, старший преподаватель кафедры теологии и
религиоведения Института истории и философии ДВГУ Юрий Кабанков. «На самом деле его
звали Георгий Иванов, - рассказывает он. – «С ударением на а». – подчёркивал он,
весьма гордясь тезоимениством с одним из мэтров Серебряного века, о котором мы тогда
почти ничего не знали, и Гарик, только что проштудировавший самиздатовскую машинопись
«Петербургских зим», неустанно просвещал всех и каждого, «пойманного за пуговицу», не
преминув помянуть, что родился он, Гарик, ровно в год смерти Георгия Иванова,
следовательно…
- Следовательно, умрёшь ты вовсе не от скромности, - встрял я неожиданно для себя.
«И молчание повисло, как топор», - констатировал потом Гарик.
- Почему – как топор?
- Уж очень накурено было.
В этом - весь стиль его мышления: сопряжение понятий, как сказали бы древние греки,
на первый взгляд слишком далеко отстоявших».
Это было в начале 70-х годов прошлого века, в 1976 году Георгий уехал из Владивостока,
следы его затерялись, но Юрий Кабанков сохранил с полсотни его стихотворений, которые
наконец-то опубликованы.
Вообще, Юрий Кабанков известен своими мистификациями, Например, даже искушенные книголюбы не сразу разобрались, что тексты некоего древнерусского сочинителя, приведенные в его повествовании «Исход», - это эдакая интеллектуально-литературная игра. Но почему-то хочется верить, что Георгий Надеждинский вполне реальная личность.
А вот за «Исход», кстати, Юрий Кабанков по итогам творческого конкурса 2004 года получил специальную премию редакции журнала «Дальний Восток».Эта премия стала ежегодной. Значит, и у тех дебютантов, которые публикуются в журнале, есть надежда, что они могут её получить. Хотя, быть может, для них стоит учредить свой конкурс?