Чудо, ставшее обыкновенным

Николай Семченко
В  редакцию, где я работаю, частенько  являются посетители, которые сочиняют стихи и пишут прозу.

Некоторые из них сразу начинают размахивать пухлыми папками: «Смотрите, сколько

написал! Это гениально. И никто не хочет публиковать!»
Иногда даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять: никакая это не поэзия, а просто

рифмоплётство, игра слов, не более. Что касается прозы, то тут ещё сложнее: каждый

графоман, накалякавший десяток-другой страниц убористого текста, считает, что

осчастливил отечественную словесность, и если его не хотят публиковать, то

исключительно из зависти: он, мол, пишет лучше всех.
Однажды в редакцию «Тихоокеанской звезды» пришла молодая симпатичная женщина и тоже

сказала: «Я кое-что написала. Может, посмотрите?» Она сказала это как-то неуверенно и

стеснительно. И мне почему-то показалось, что от смущения она сейчас схватит

положенные передо мной три листочка с текстом и убежит сломя голову.
На удивление, предложенные миниатюры оказались удивительно хороши. В них была много

юмора, иронии, и к тому же тексты оказались, что называется, в тему: они подходили в

выпуск «Шут знает что». Ведущему этот выпуск миниатюры тоже понравились. Под ними

стояла подпись – Людмила Гарднер. Так её тексты появились в нашей газете.
В первом номере журнала «Дальний Восток» за этот год состоялся писательский дебют

Людмилы Гарднер. Здесь опубликованы три её рассказа. Может, придирчивый читатель

скажет, что это вовсе и не рассказы, а юморески, миниатюры или, скорее, новеллы.

Спорить не буду. Дело вовсе не в определениях, тем более, что стены китайской между

жанрами в современной словесности, как известно, не существует: она стала более

свободной и многоплановой.
Людмила Гарднер  видит мир по-своему и умеет об этом рассказать. Её тексты – это

живопись словом, наполненная яркими и запоминающимися деталями. Вот, казалось бы,

совсем крохотный рассказ «НЛО прилетел!» О том, как некая штуковина повадилась летать

над одним селом. Люди ждали чего-то особенного, ну, например, какого-нибудь подарка

или вообще перемен в жизни. А ничего, в общем-то, и не происходило. Хотя «тарелочка»,

знай себе, летала. «Так хоть бы кто удивился, изумился чудесам таким! Не-е, глянули

из-под руки – кто эт там разлетался? – да опять каждый за своё: кто картошку полоть,

кто водку пить. Делов-то куча, чего рты разевать?»
Это не про НЛО рассказ. Это про людей, которые не видят чуда.
В первом номере журнала «Дальний Восток» есть, конечно, и другая интересная проза,

классом, быть может, выше рассказов Людмилы Гарднер. Но мне меньше всего хочется

«прикладывать» их к шкале неких эстетических критериев. Тут дело в другом. Журнал

«Дальний Восток» не скупится отводить страницы под  творчество молодых поэтов и

прозаиков. Порой их творчество напоминает некие эксперименты со словом, но это всегда

что-то свежее и по-настоящему интересное. Как, например, подборка стихов Ольги

Соколовой «Осень в нашем саду».  Да и в поэтической подборке «Многоголосие» читатель

увидит новые имена.
Благодаря журналу, молодые поэты и писатели выходят к широкому читателю, становятся

известными. В прошлом году без таких дебютов не обходился ни один номер «Дальнего

Востока». Наверное, для многих настоящим открытием стали стихи Георгия Надеждинского.

Их представил читателю писатель, старший преподаватель кафедры теологии и

религиоведения Института истории и философии ДВГУ Юрий Кабанков. «На самом деле его

звали Георгий Иванов, - рассказывает он. – «С ударением на а». – подчёркивал он,

весьма гордясь тезоимениством с одним из мэтров Серебряного века, о котором мы тогда

почти ничего не знали, и Гарик, только что проштудировавший самиздатовскую машинопись

«Петербургских зим», неустанно просвещал всех и каждого, «пойманного за пуговицу», не

преминув помянуть, что родился он, Гарик, ровно в год смерти Георгия Иванова,

следовательно…
- Следовательно,  умрёшь ты вовсе не от скромности, - встрял я неожиданно для себя.
«И молчание повисло, как топор», - констатировал потом Гарик.
- Почему – как топор?
- Уж очень накурено было.
В этом -  весь стиль его мышления: сопряжение понятий, как сказали бы древние греки,

на первый взгляд слишком далеко отстоявших».
Это было в начале 70-х годов прошлого века, в 1976 году Георгий уехал из Владивостока,

следы его затерялись, но Юрий Кабанков сохранил с полсотни его стихотворений, которые

наконец-то опубликованы.
Вообще, Юрий Кабанков известен своими мистификациями, Например, даже искушенные книголюбы не сразу разобрались, что тексты некоего древнерусского сочинителя, приведенные в его повествовании «Исход», - это эдакая интеллектуально-литературная игра. Но почему-то хочется верить, что Георгий Надеждинский вполне реальная личность.

А вот за «Исход», кстати, Юрий Кабанков по итогам творческого конкурса 2004 года получил специальную премию редакции журнала «Дальний Восток».Эта премия стала ежегодной. Значит, и у тех дебютантов, которые публикуются в журнале, есть надежда, что они могут её получить. Хотя, быть может, для них стоит учредить свой конкурс?