Юкио Мисима. Несущие кони

Евгений Асмирнов
В аннотации говорится о воплощении в романе буддистской концепции круговорота жизни. Наверное, именно это меня заинтересовало и заставило купить книгу незнакомого японского писателя, захотелось прочитать в первую очередь для увеличения ширины кругозора.

Дочитав до середины, я получил заказанную ранее монографию Джей Рубина «Харуки Мураками и музыка слов», открыв алфавитный указатель, я нашел имя Мисимы в контексте, который оказался очень кстати: «Если Мисима изображал экзотическую Японию с ее националистической стороны, то Мураками показывает экзотическую Японию в ее интернациональной версии». Прочитав к этому времени все вышедшие на русском языке книги Мураками, и пока всего одну книгу Мисимы, я понял, что эта фраза хорошо противопоставляет творчество этих японских авторов.

Основной эпитет, который, по моему мнению, применим к этому произведению: красивая книга, и лишь потом все остальные. «Несущие кони» — это вторая часть тетралогии «Море изобилия», и так получилось, что именно она попала мне в руки первой, и теперь не менее интересно прочитать как продолжение, к сожалению, на данный момент не переведенное, так и начало.

Судья Сигэкуни Хонда и Исао Иинума, девятнадцатилетний подросток, в теле которого перерождается душа трагически погибшего столько же лет назад Киёаки Мацугаэ, друга Хонды, главные герои книги. Действия происходят в 1932 году, когда Хонде исполняется тридцать восемь лет. Отец Исао — бывший воспитанник Киёаки, который не подозревает о перерождении бывшего ученика в теле своего сына…

Сюжет завязан вокруг другой книги — «История Союза Возмездия» — полный текст которой приводится в одной из глав. Исао увлечен монархической идей, он предлагает Хонде прочитать книгу, но не находит поддержки. «Союз Возмездия» — правая радикальная организация, пытавшаяся осуществить переворот в 1876 году. В результате неуспешной попытки практически все участники восстания покончили жизнь самоубийством, совершив харакири. Подобная героическая смерть — идеал Исао. Он создает свою радикальную организацию, целью которой становится убийство финансовой верхушки японского общества, с целью его оздоровления.

Заговор терпит крах. Причиной становится отец Исао, который доносит на сына, и заговорщиков забирает полиция накануне выступления. Но нити уходят еще дальше: отец Исао не мог знать точной даты выступления, об этом знала Макико, вдова военного, в которую был влюблен Исао и кому доверял. Она не хотела делиться своим возлюбленным ни с кем и жертвует его свободой ради того, что бы на протяжении года, который Исао провел в тюрьме, стать его верной поклонницей. Впоследствии Макико еще сыграет свою роль на суде, ради которого Хонда бросил работу и стал адвокатом на процессе по делу сына Иинумы, дав ложные показания и способствуя освобождению молодых людей.

Выйдя из тюрьмы и узнав о роле самых близких ему людей, а сверх этого и о том, что министр, которого он должен был убить, финансировал школу отца, юноша довел задуманное до финального конца. Ночью пробрался в дом министра и убил его.

Смерть была не менее красивой, чем Исао себе представлял: на берегу моря, одновременно с ножом, вошедшим в живот, из-за края моря появился красный диск солнца…