Левитан Левитану не Хомич!

Magnum
       Предмет "рисование", казалось бы, ничего неожиданного Эрни не сулил. Но нового оказалось более чем достаточно. Прежде всего, учительница Софья Ивановна предложила всем нарисовать стоящий на высокой подставке кувшин. Ну, кто как сумел, так и нарисовали. Потом она раздала всем по одному рисунку. Что там было изображено, не суть важно. Главное, Софья Ивановна, велела каждому из учеников  расчертить лист тетрадки "по арифметике" - то есть "в клеточку" - так, чтобы получились ровные квадратики по четыре клетки в каждом. Она даже на доске мелом показала, как это сделать. А те рисунки, что она раздала, уже были расчерчены! И вы уже догадались, дорогие читатели, дала задание все "по клеточкам" перерисовать! Эрни с таким способом знаком не был, а потому увлекся не на шутку! Однако сидевший с ним за одной партой мальчик с веселой фамилией Хитронников неожиданно шепнул ему на ухо:
- Халтура все это! Для тех, кто не умеет рисовать! А не сделаем - по двойке поставит! Придется делать!
- А что такое "халтура"? - спросил тихонько Эрни.
- Это когда руки из задницы растут! Так мой папа говорит, когда что-то не получается. Сейчас я быстро нарисую, а потом покажу тебе настоящую работу! Мультфильм! - и он принялся так быстро водить карандашом, что у Эрни аж в глазах зарябило!
- Вот, смотри! - и Хитронников пододвинул Эрни свой букварь. Он отогнул несколько страниц за уголки и начал их отпускать. А там! Там на каждом уголке был нарисован человечек, только он… бежал! Как живой! Но тут:
- Хитронников! Скажешь папе, чтобы он завтра же пришел в школу! Это что за безобразие?! Тебе учебник для чего дали? Мультики рисовать можешь дома! И не на учебниках! Короче, завтра - с папой! А это… Это я забираю!
- Софья Ивановна! А что, что он нарисовал?
- Пусть сам расскажет! Иди к доске, Хитронников, и рассказывай! Только имейте в виду: так можно делать только в тетрадях или блокнотах, а не в книжках и учебниках! Вот вам и будет задание на дом. А завтра… Завтра мы поедем на экскурсию в Третьяковскую галерею! - И Софья Ивановна стала рассказывать о братьях А.М. и П.М. Третьяковых, о том, что в центре Москвы до сих пор сохранилась табличка, что проезд назван в их честь, и что если бы не они, работы многих российских художников мы бы так и не увидели.
  Мама уже водила Эрни в Лаврушинский переулок, в Третьяковку. Но тут он промолчал: А чего выпендриватья? Ему там нравилось, и лишний раз сходить - почему бы и нет? Он только подумал, что в "Изобразиловку" (так москвичи в то время называли Музей изящных искусств им. Пушкина!) доехать проще - две остановки на "Аннушке" (А так москвичи называли трамвай "А", ходивший по бульварному кольцу!).
  На следующий день первый "Б" отправился в Третьяковскую галерею. Тут, конечно, можно было бы рассказать, как пацаны, в особенности, те, кто впервые пришёл, рассматривали картины. Большие и маленькие, в красивых золоченых рамах и в скромных обрамлениях.
  Эрни больше всего нравились картины двух художников - Куинджи и Левитана. Это когда нужно как бы расслабить глаза и смотреть не в одну точку, а сразу на всю картину, тогда все получается как по-настоящему. Нет, у других художников тоже по-настоящему, но уж слишком очень! Позже, в более взрослом возрасте, Эрни, разумеется, узнал термины "реализм" и "импрессионизм", и стоило завести разговор на эту тему, начинал горячиться:
- Барбизонская школа, это у них! А у нас было и раньше, и талантливее! Одна "Березовая роща" Левитана стоит всего Добиньи! Ни одного листочка, ни одной травиночки! Только вся роща!

  Однако вернемся в 1948 год. "Язык мой - враг мой!" Это про Эрни.
- А я знаю! - воскликнул будущий академик, - тот Левитан, который сейчас по радио говорит, это сын вот этого художника! А репортажи про футбол он не ведет, потому что они с Хомичем родственники!
  Экскурсовод и Софья Ивановна как-то странно переглянулись, но промолчали. Судя по всему, таких пикантных подробностей из жизни Исаака Ильича, Юрия Борисовича и  Алексея Петровича они не знали! Лишь тихонько фыркнул Хитронников.
- Ты чего смеешься? - спросил Эрни
- А приходи вечером ко мне в гости - узнаешь! Много чего!

   И вот вам апофеоз урока живописи и истории!
- Знакомься, Эрни, это мой папа!
- Ираклий Савельевич! - протянул руку молодой крепкий мужчина с хитрющими глазами, видимо, соответствующими фамилии. - Ну что, поговорим о живописи?
- А про Левитана, который художник, мы тебе решили книгу подарить! - добавил Хитронников-младший, - Раз ты его так любишь! Ну, как вратаря Алексея Хомича! Ладно, не обижайся! Пошли чай пить!