Притчи о маленьком дракончике Игнотусе

Светлана Коляго
...Давным давно, так давно, что даже и ваших прапрародственников ещё не было на этом свете, жил поживал на нашем шарике дракончик Игнотус среди подобных ему маленьких дракончиков и больших драконов... Он был изумрудно-зелёный, с перламутровой чешуёй на брюшке, острыми ушками и умными жёлтыми глазами. Как и все дракончики его возраста он посещал специальную школу для дракончиков и учился там уму-разуму. Однако жил он от своей школы довольно далеко, и каждый день ему приходилось вставать с рассветом солнца, чтобы поспеть на занятия. Путь его в школу пролегал через долину, стелился берегом моря, пересекал горы и даже захватывал малюсенький кусочек пустыни. Не спрашивайте меня, где он жил: я всё равно вам не скажу, потому что на карте такие места не отмечены...

Однажды Игнотус, встав, как обычно, рано утром, умывшись, позавтракав (нет ничего важнее завтрака, говаривала его мама) и собравшись, отправился в школу...

Притча первая.

Он шёл по долине и что-то напевал под свой ноздреватый зелёный нос, как вдруг, откуда ни возьмись, появился птеродактиль. Это был старый и умудрённый жизнью птеродактиль. Он заметил дракончика ещё издалека и был рад неожиданной встрече: птеродактиль был разговорчив (мама дракончика сказала бы, что он болтлив), а слушателей у него было мало.

- Приветствую тебя, юный зелёный дракончик! - радостно воскликнул он, - я думаю тебе не составит труда выслушать старика, а? Когда-нибудь в старости ты будешь, как я, искать слушателей, и если ты выслушаешь меня, то и тогда найдётся благодарный слушатель для тебя! А знаешь ли ты, маленький дракончик, сколько рек течёт по земле? А сколько воды умещается в их руслах? А ведомо ли тебе, какая гора на планете самая высокая? А известно ли твоему зелёному уму, каков общий объём льдов на севере?  А на юге? Всё это я могу рассказать тебе, и ты похоронишь это в тайниках своего разума, чтобы когда-нибудь, через много лет поведать окружающим... Хочешь? А хочешь я расскажу тебе, где водятся саблезубые тигры? Где растут удивительные леса, опутанные, словно паутиной лианами? Я поведаю тебе, что скрывается в глубинах морских, под огромными толщами воды; все секреты океана! Я стар, маленький дракончик, очень стар, я знаю так много, что могу говорить об этом веками!...

Игнотус был очень вежливым дракончиком, поэтому он поклонился и сказал:
- Простите, дедушка птеродактиль, я очень спешу, но я готов выслушать вас в другой раз, когда у меня будет больше времени.. Поверьте, всё о чём вы упоминали, очень интересно..

Но старый птеродактиль уже не слушал его, он взмахнул крыльями и воспарил над землёй.. Он сказал всё, что хотел, и узнал всё, что желал...
А Игнотус продолжил свой путь в школу, задумавшись над услышанным. Всё, о чём говорил птеродактиль, было безумно интересно, но маленькому дракончику совсем ни к чему.. Вот когда он подрастёт.. Тогда и видно будет, чем Игнотусу нужно будет заполнить свой чердачок.

Притча вторая.

Выйдя к морю, Игнотус пошёл самым краем берега, и тёплое море лизало его изумрудные лапы. Идя так, он скоро наткнулся на небольшую розовую раковину, пустую, покинутую... Он осторожно взял её, дабы не раздавить, и подумал:

- А ведь когда-то она была чьим-то домом! Кто-то жил в ней и радовался уютному жилью.. Наверно, это был один из тех жителей моря, про которых мне хотел поведать старый птеродактиль. Он был маленьким, и жил в этой ракушке, учился, как я, в школе морской.. Он был трудолюбив, наверно, потому что вырос и покинул свой домик, ибо стал он тесен для него и для его планов, и отправился на поиски нового дома.. Новой раковины, только побольше.. О, вот и она! - воскликнул дракончик, увидев раковину подобную первой, только побольше. - И эта раковина стала ему мала, так усерден он в своей жизни! Наверно, нужно много работать и трудиться, чтобы так расти.. А он теперь ищет новый дом, новую большую ракушку, в которой ему не было бы тесно, как в первых двух.. Но если он будет так же трудолюбив, как прежде, скоро ему придётся искать новый дом...

Так думал маленький дракончик, вертя в руках найденные ракушки и не решаясь их выбросить или разбить. Ведь если прежний хозяин просто покинул  их, зачем ему, Игнотусу, ломать их? Они могут ещё пригодиться кому-нибудь...

Притча третья.

Наконец, дракончик достиг гор. Идя извилистыми и крутыми тропками среди живописных доисторических гор и скал, Игнотус совершенно случайно споткнулся и упал. Его чудный нос оказался рядом с невзрачным прозрачным камушком. Встав, дракончик поднял этот камушек и он тут же засиял на солнце. Удивлённый и обрадованный Игнотус стал поворачивать его и так, и эдак, а камушек знай себе вспыхивал разными цветами, играя на солнце и отбрасывая на окружающий мир цветные блики.

Игнотус спрятал его от солнца, и камушек вновь приобрёл вид невзрачный и скучный. И не скажешь, что минуту назад он сиял и переливался в лапах дракончика. Игнотус снова достал его и снова залюбовался им. Особенно его радовала та непредсказуемость цветов, которыми он вспыхивал в следующий момент.

Ведь такой простой, неброский камушек, а посмотри, каким он может быть, ежели его подставить солнцу, да ещё повертеть им...

Притча четвёртая.

И вот дракончик добрался до пустыни. Конечно, тот кусок, что нужно было ему преодолеть, был совсем малюсеньким, но всё-таки то была пустыня, жаркая, пышущая жаром на всех и вся. Пока Игнотус шёл по пустыне, он успел весь покрыться крупными каплями пота, а жёлтый песок, жёлтый, как его глаза, обжигал ему лапы, ведь тогда дракончики не носили никакой обуви (да и сейчас, если они ещё живут на земле, думаю вряд ли они обуваются). И шёл поэтому дракончик странной танцующей походкой. «Ай! Ай-ай-ай!» - истошно вопил про себя Игнотус. Он не кричал вслух, потому что был, как уже говорилось раньше, превосходно воспитанным маленьким дракончиком, а ещё он остерегался громко кричать, потому что в пустыне водился страшный охотник за маленькими дракончиками.

И когда Игнотус уже почти достиг конца того малюсенького кусочка пустыни, через который он был вынужден идти, он, к своему великому ужасу, увидел перед собой грозную фигуру Охотника.

- Ну-с! - пророкотал Охотник, - Кого я вижу? Неужели это маленький дракончик, который очень спешит ко мне на обед?
Бедный Игнотус чуть не проглотил язык от страха.
- Не-ет, - жалобно и неуверенно протянул он, - я совсем не спешу к вам на обед, так как я не голоден и скоро начнутся занятия в школе.. Я, конечно, с радостью составил вам бы компанию, да не могу...
- Ах ты маленький негодник! Тебе не удастся меня перехитрить! Может ты и не голоден, но я-то сегодня даже не завтракал! Придётся мне тебя съесть!

Маленький дракончик случайно засунул лапу в карман и его пальчики нащупали камешек, который он подобрал ранее. Не думая о последствиях, он вытащил его из кармана. Камешек сразу же ослепительно засиял в свете белого солнца пустыни. Испуганный и почти ослепший Охотник бросился в жёлтую даль. Игнотус спрятал камешек обратно в карман и продолжил свой путь.
Так неожиданно преломлённый камнем свет спас ему жизнь.

Притча пятая.

Наконец-то Игнотус дошёл до своей школы.. Во дворе он повстречался со своими друзьями, такими же маленькими дракончиками, как и он. Они весело болтали, перебивая друг друга: каждый стремился поведать о своих приключениях по дороге в школу. Игнотус попытался было выслушать хоть одну историю до конца, но это оказалось невозможным. Ни один маленький дракончик не давал закончить другому, и лишь только один из них открывал полную маленьких остреньких зубок пасть, как остальные тут же начинали говорить. Не вынеся этого бедлама Игнотус отошёл в сторонку. Ему тоже хотелось рассказать о том, что приключилось с ним по дороге в школу, о том, что он нашёл, но вряд ли среди его друзей нашёлся бы хоть один слушатель.

Тогда, после недолгих раздумий, Игнотус подошёл к большому древнему баобабу, который вознёс свою пышную крону в облака.. Он подошёл к баобабу и рассказал всё, что хотел, и старый баобаб, казалось кивает своими ветвями, как благодарный слушатель. Он одобрительно шумел на ветру, слушая рассказ маленького дракончика. Конечно, это был очень старый баобаб, и стоял он здесь так давно, что слышал, наверно, немало историй, но всё равно, он готов был выслушать тысячу первую историю...

А Игнотус, довольный, что его выслушали, поспешил на урок. И думал: «Вот баобаб, старый баобаб. Но какой же он хороший собеседник!»   

Притча шестая.

...После одного из уроков, на большой перемене, Игнотус вышел на улицу, дабы отдохнуть от шумных классов и насладиться чистым воздухом.. Он присел в тени старого баобаба, скрываясь от палящих лучей солнца, ведь тогда наша планета была ещё молодой и длительное пребывание на открытом солнцем ничего хорошего не сулило. Присел маленький дракончик в тени могучего дерева, достал из кармана второй завтрак, что собрала ему мама в школу, освободил его от промасленной салфетки и приготовился вкусить от завтрака, как вдруг его внимание было отвлечено одним происшествием.

Другой маленький дракончик, Нигматулис, тоже решил перекусить и заодно подышать свежим воздухом. Нигматулис присел на лавочке у крыльца и стал разворачивать свой завтрак. Пища его была упакована в красивую блестящую обёртку, под которой скрывалась ещё одна, красная в синий горошек, а там - ещё одна, зелёная в коричневую крапинку, под которой оказалась жёлтая обёртка с расцветшими на ней алыми розами, под которой открылась новая обёртка шоколадного цвета, с нарисованными на ней горами, но и она не была последней, под ней была нежно-розовая салфетка с вышитыми в углу инициалами дракончика, под ней - белоснежная тряпочка, дальше - тончайший пергамент, расшитый по краю серебряной нитью, и, наконец, в великолепный, синего бархата, лоскуток оказалась завёрнута крошка чёрствого чёрного хлеба.

Нигматулис с жадностью набросился на эту краюху, а Игнотус вспомнил, что иногда под красивыми обёртками Нигматулиса ничего не оказывалось.

Вспомнив это, он вонзил свои остренькие маленькие зубки в свежий кусок домашнего пирога с яблоками и насладился пищей, правда он не успел доесть свой завтрак (прозвенел звонок), ибо отвлёкся ранее на Нигматулиса.

Притча седьмая.

После занятий в школе Игнотусу нужно было идти обратно, но страх новой встречи с Охотником в пустыне задержал маленького дракончика. Он подошёл к своим друзьям, прощающимся на долгие вечер и ночь, и сказал:

- О, мои друзья, маленькие дракончики! Что мне делать, я боюсь идти домой через пустыню. Утром я повстречал там Охотника, и он чуть-чуть не съел меня. Я спасся только благодаря камешку, что нашёл в горах. Но теперь солнце клонится к закату, и лучи его не так ярки, как утром... Боюсь, и свет камешка стал более мягок!..

Друзья Игнотуса, конечно же, были добрыми и участливыми дракончиками. Они тут же принялись давать советы.
- Почему охотники не боятся нас? Потому что мы ещё маленькие и не умеем изрыгать огонь. А ты возьми, да и научись!..
- Оставайся в школе, не ходи домой, ежели тебе так страшно!...
- Хочешь, пойдём со мной, переночуешь у меня дома!..
- Попроси кого-нибудь из старших проводить себя...

Игнотус попробовал последовать первому совету, но у него ничего не вышло, он добился только того, что заболело горло. Второму совету и третьему он тоже не мог последовать: мама бы стала волноваться. Четвёртый совет, самый разумный, был невыполним: все старшие разбежались раньше... Друзья Игнотуса тоже не стали задерживаться: покачав головами и посочувствовав маленькому дракончику, они разошлись в разные стороны.

Игнотус остался один. Как ни было ему страшно, он отправился домой. «В конце концов, -  думал он, - может Охотник сам тогда больше испугался, чем я? Все мы боимся неизведанного, и нам кажется, что даже безобидный камешек способен быть опасным...» - утешая так сам себя, маленький дракончик незаметно для себя миновал пустыню, ни с кем не встретившись... 

Притча восьмая и последняя.

...Но вот тяжёлый день подходил к концу, и маленький дракончик  добрался благополучно до дома, где его ожидала мама. Она выслушала своего сына, накормила его и уложила спать.. А за Игнотусом стали приходить его старшие братья и сёстры, учившиеся ещё дальше, чем Игнотус, в специальных школах для взрослых (и не очень взрослых) драконов. И для каждого у мамы маленького дракончика находились тёплые слова, и каждого она выслушивала и соглашалась с ним, хоть иногда взгляды её детей были диаметрально противоположны, и каждого она кормила и укладывала спать, а маленький дракончик слышал это всё сквозь сон и удивлялся: почему мама иногда противоречит сама себе?

И совсем уж поздним вечером вернулся отец Игнотуса, усталый, с нелёгкой драконьей работы. Он был раздражён и зол, но нежная ненавязчивая забота жены его успокоила дракона и привела его в хорошее расположение духа.

- Я видел многих дракониц, но только ты одна милей мне. Как получается у тебя так хорошо ладить с детьми и со мной? Я ведь дракон весьма вспыльчивого нрава?

И отвечала ему драконица:
- Всё потому, муж мой, так, как говоришь ты, что я занимаюсь своим делом, - так ответствовала она своему мужу, и это было последнее, что слышал маленький Игнотус в этот день...