Древнее искусство в электронном виде

Николай Семченко
Знаете ли вы, что означает «нанай» в переводе на русский? «На» - это земля, «най» - человек: земля-человек, или человек Земли. Стало быть, землянин. Поистине космическое определение национальности!
Знаете ли вы, что означает «нанай» в переводе на русский? «На» - это земля, «най» - человек: земля-человек, или человек Земли. Стало быть, землянин. Поистине космическое определение национальности!
И эта космичность народного сознания ярко и оригинально отражается прежде всего в орнаментах и узорах, которые нанайские мастерицы передают из поколения в поколение. Может быть, вам приходилось видеть в наших музеях красочные свадебные халаты. Но внимательно ли вы их рассматривали? Оказывается, наряд нанайской невесты с головы до пят - воплощение внешнего облика и внутренней сущности могучего по силе и космического по масштабу мифологического существа - Дракона. К тому же в одежде отражаются представления древних о Вселенной.
Об этом рассказывается в книге Антонины Киле «Искусство нанайцев: вышивка, орнамент, традиции и новации», изданной в Хабаровске при финансовой поддержке краевого министерства природных ресурсов.
Пожалуй, это первое издание, столь богато и красочно иллюстрированное лучшими образцами нанайской вышивки и орнаментов. Рассматривая те же женские свадебные халаты, вы непременно обратите внимание на сказочное дерево, вышитое на спинке. Оно буквально зачаровывает, в нём чувствуется какой-то тайный смысл. И, действительно, каждая деталь вышивки - это древние символы, из которых, как из мозаики, складывается сложная, целостная система представлений о мироздании.
Верхняя часть сказочного дерева изображает небесную сферу. Птички, сидящие на его ветвях, - это души будущих детей невесты. Ствол и ветви соответствуют земному пространству и символизируют прочность и древность рода, а корни - подземный мир «буни», мир предков. У основания Древа жизни обычно изображаются олени или лоси - представители Среднего, земного, мира.
Исследователи творчества нанайцев считают, что символичными в орнаменте являются не только «картинки», но и их числовые соотношения. Ключевые в этом смысле числа «три» и «девять». Мироздание осмысливается как трехчастевая структура, объединяющая в себе Верхний - Средний - Нижний миры, прошлое - настоящее - будущее. А число «девять», получаемое троекратным повторением триады, вообще магическое.
По представлениям нанайцев, небо, например, состоит из трёх сфер: медной, серебряной и золотой. Каждая из них в свою очередь делится на три уровня, каждым из девяти «этажей» небосвода владеет свой божественный хозяин. Нанайцы также считают, что каждый человек в своём развитии проходит девять циклов. А ещё интересно, что у этого народа существует три священных цвета: зелёный, красный и голубой. Они символизируют гармонию жизни. И без них нанайской вышивки не бывает.
Случилось так, что совсем недавно я читал книгу великого английского писателя Дэвида Лоуренса «Фантазия на тему о бессознательном». Он считал, что первичное сознание человека не рационально и не имеет ничего общего с пониманием. Оно совершенно такое же, как у животных. И это до-рациональное, до-разумное сознание якобы остаётся в нас на всю жизнь, являясь могучим стержнем сознания. Именно на нем расцветает великолепный и причудливый цветок разума. Но в основе-то всё равно лежит бессознательное. Лоуренс называет его словом «ом», обозначающим «неизвестную первопричину».
Вряд ли ему было известно, что в мифологии нанайцев оми - это душа человеческого зародыша, обитающая в виде птицы на «свадебном» дереве невесты. И ещё более интересные мысли приходят на ум, когда вспоминаешь поэзию дадаизма, в основе которой лежит «дада» - «детский лепет» тех самых «оми». Но слово «дада» есть и в нанайском языке! Не удивительно ли?
Впрочем, в книге Антонины Киле о лоуренсовском «оме» и дадаизме не упоминается. Философия нанайской вышивки гораздо древнее. К сожалению, многие нынешние молодые нанайцы не всегда об этом знают. Потому Антонина Сергеевна дала в своей книге подробное описание технологии традиционной нанайской вышивки, рассказала о самых знаменитых мастерицах, творивших в период с двадцатых годов прошлого века по настоящее время.
Этот альбом по орнаментальному искусству написан на двух языках - русском и нанайском. Причем на его страницы не удалось поместить весь материал, собранный автором. Но тут нашелся такой выход: рассказы старых мастеров, видеосъёмки, репродукции вышивок и орнаментов записали на компакт-диск. На нём же присутствует и электронный вариант самой книги. Древнее искусство в электронной форме наверняка станет доступнее молодым, которые привыкли пользоваться компьютером.
Антонина Сергеевна Киле - доцент Хабаровского педагогического университета, преподаёт нанайский язык, мифологию и фольклор по своим авторским программам. Незадолго до альбома «Искусство нанайцев» в издательстве «Просвещение» у неё вышла хрестоматия по нанайскому языку для 7-9-х классов. А вообще, она автор многих других учебников и методических пособий. На альбоме стоит значок «Искусство коренных народов Хабаровского края». Предполагается, что вслед за этой книгой будут изданы и другие, рассказывающие о творчестве аборигенов Амура. Краевое правительство уделяет им большое внимание. В течение четырех лет действует краевая программа социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, на которую из бюджета края выделено более сорока миллионов рублей. Также разрабатывается и уже в этом году будет принята новая программа - на 2006-2008 годы. Кроме всего прочего, это значит, что и книг местных авторов станет больше.