Заложники системы дай!

Леонид Романовичев
Конец 2004-го и начало текущего года не назовешь удачным для российского руководства. Провал с украинскими выборами, резкое охлаждение Запада, едва ли не «развод» с Израилем. А тут еще старички взбунтовались – массово начали выступать против учрежденной Госдумой   «монетаризации» льгот. Начавшись в подмосковных Химках, под грозное обещание власти, что все зачинщики перекрытия улиц ответят  по закону, буза быстро распространилась по всей России. Что же это за беда такая обрушилась на страну – не видна ли там какая подлая рука американского национализма или, что еще страшней, "украинского буржуазного национализма"?

История вопроса
В те славные времена, когда партийно-комсомольская, промышленная и высшая силовая номенклатура Союза ССР только еще решали по-братски поделить между собой закрома любимой Родины, жил-был советский народ. Доверчивый до безобразия, наивный и во многом не приспособленный к жизни. Поголовно считавший тружеников прилавка  спекулянтами, но почитывавший Булгакова и мечтавший, что и мы при наших ресурсах можем жить не хуже Америки. Если, конечно, всего лишь немного подрихтуем систему.
Систему и подрихтовали. Но как-то, знаете, не так. У многолюдного Китая и даже безресурсной Кубы, у поделенной на черных и белых ЮАР почти все с коренной реформацией общества получилось, а у нас совсем наоборот. Может потому, что товарищи из ЦК (что партии, что комсомола) и контор рангом пониже получили доступ к закрытой информации о программе действий будущих «независимых» правительств? А еще к сказочным для простого люда суммам кредитов в советских рублях и возможности их отоварить?
У товарищей «красных директоров» появился свой маневр – полная свобода действий, и в отношении подчиненных тоже, а также ПРИВАТИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ пока еще вполне государственных (т.е.ничейных) заводов и фабрик. Что касается силовых дел мастеров, то представители и первой, и второй категории номенклатуры обязаны были им данью за обеспечение стабильности в обществе. Кто из упомянутых двух категорий не сразу понял намек на «стабильность», как-то очень быстро попадал под гуманный наш суд и мотал срок за финансовые злоупотребления. Это если повезло. Чаще же фамилии подобных непонятливых пополняли сводки погибших в странных автокатастрофах или от пуль ставших модными киллеров. Преступность, управы на нее нету, распоясалась на просторах СНГ вконец!
Но все остальное шло хорошо. Нищета основной массы населения распространялась прямо пропорционально строительству четырехэтажных загородных вилл и явлению на улицах городов все более шикарных иномарок. Нет, населению, конечно, платили какие-то гроши на харчи, резонно полагая, что а)запасов обуви и одежды, холодильников и телевизоров на лет пять-десять точно хватит; б)голодный желудок – неплохой стимул деловой активности масс или хотя бы огородно-дачной деятельности.
Неспешно катилось время, телевизор убаюкивал домохозяек сказками о Розе и Марии, но впереди маячили обещанные народу выборы. Демократичные, ни дна им, ни покрышки! Да, тут стоит заметить, что одной из целей Революции 1991 года, по замыслу «кремлевских мудрецов», намечалась прививка народу против антикоммунизма. Каждый советский гражданин обязан был на собственной шкуре прочувствовать весь ужас капитализма и полюбить безвременно ушедшую КПСС всей душой и телом.
Но народ наш оказался занят не любовью, а выживанием - кто начал крутиться, завел свое дело, кто просто занял место на базаре, а кто привычно ходил на старую работу. И все так увлеклись, что не то, что на митинг - на выборы  мало кого загонишь! Все отнекиваются, мол, мы политикой не интересуемся. Очень быстро она заинтересовалась всеми нами.
Дело было так. Часть населения, особенно старшего поколения, в то время просто бедствовала. Но у пенсионеров, переживших и Сталина, и Хрущева, был бесценный опыт стучания во властные двери. Вскоре пришлось властям и небедной общественности подумать о поддержке обездоленных. Правда, под рукой оказался лишь пока «ничей» городской транспорт и пока еще почти советские тарифы на жилищные услуги. А также социалистическая медицина. Которая еще кого-то лечила, а не только грудью отсаивала у "вышестоящих" ставки и койко-места.   А что, если подать все это пенсионерам? Но не всем, а тем, кто нужные справки поднесет. Хотя электротранспорт и без справок не жалко – он же без бензина ездит! 
Не секрет – в первый период эти крохи со стола новых-старых хозяев жизни были во благо и спасение. Затем оказалось, что справки лучше всего умеют собирать те, кто и раньше во всех очередях был первым. Вот, к примеру,  в российском городе трех революций Санкт-Петербурге, где наиболее активно проходит и четвертая, названная Ситцевой революцией зимы 2005 года, как дела обстоят? Сегодня там, говорят, проживает от 200 до 500 тысяч (даже статистика путается!) «блокадников». Накануне войны в Ленинграде было 1,5 миллиона населения, из них сотни тысяч людей эвакуированы с предприятиями в тыл.  Не забудем, что свыше шестисот тысяч погибших от голода и холода ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище (а всего около 900 тысяч!). Сколько же осталось реальных «блокадников» в городе спустя 60 лет после войны?
Да что тут оперировать тысячами и миллионами! Вот пример из практики – написал автор этих строк о прекрасной запорожанке, известной везде как героиня-подпольщица еще с осени 1943 года. Задал вопрос о пенсии. Сумма оказалась смешная… Посетовал в материале, что  кто же тогда получает бОльшие пенсии, если не такие люди? Спустя несколько дней звонит мне моя героиня (не буду ее называть, чтобы лишний раз не расстраивать), чуть не плачет. Оказывается, позвонил ей «жених» из числа наших читателей, тех самых, которые во всех очередях первые, и заверил, что одной левой может ей сделать и инвалидность, и все причитающиеся льготы. Вот так вот…

Что за диво такое – «монетаризация»?
Впрочем, для продолжения разговора допустим, что все, кто при льготах - герои, и у всех справки честные. Ибо раньше надо думать было, когда всю эту льготную эпопею затевали. Зная наши славные традиции, можно не сомневаться – в случае какой-нибудь ревизии и пересмотра списков льготников, таких как моя героиня-подпольщица, там точно не окажется. А вот ее неожиданный «жених» – гарантированно получит все. Поэтому пусть уже у кого льготы есть, они и остаются.   
А пока продолжим тему. Что-то не так пошло после октября 1993 года, когда Ельцин узурпировал власть. Не по начерченному еще в горбачевские времена в недрах ЦК плану! Но за это Ельцину (и Кучме тоже) пришлось платить системой управляемой демократии и ублажением ее авангардной силы – компартии. Что в России, что в Украине. Вспомните  – битых десять лет коммунисты (или т.н. «левые») полностью контролировали парламенты - вам фамилии спикеров той поры о чем-то говорят? Разумеется, среди коммунистов множество умных людей, которые быстро сообразили: а вдруг все в стране наладится, т.е. построят капитализм свободный или капитализм государственный (последний, к примеру, в СССР называли социализмом)? Найдется ли тогда, при более-менее благополучной жизни народа, теплое местечко записным борцам за его светлую жизнь? И пришли к разумному выводу: ни в жизнь! Ведь по кабакам и дачам разъедутся все 1 мая, а не будут митинговать на площади. Значит нужно всеми силами делать так, чтобы недовольных было побольше. Т.е. экономика благодаря диким налогам и порядкам, должна хромать на обе ноги. А если нет, где возьмутся обиженные?
Кроме таких вот размышлений, в помощь принимающим решения людям пришли социологические исследования. Они с точностью до миллиметра установили: наиболее внушительная часть электората – суперэнергичные бабушки. Это ведь только в новом тысячелетии слегка проснулось среднее поколение и молодежь...
А раз пошла такая пьянка - что бабушке требуется? Уважение! Выборы 1998-1999 годов, к примеру, в Украине были первой пробой сил в массовой раздаче предвыборных взяток во всевозможных формах. Если ты «не дал» или хотя бы не пообещал «дать», шансы твои на успех были нулевые. Вы Витренко Наталью Михайловну ("украинский Жириновский в юбке") знаете? Так вот одной своей харизмой она трижды проиграла дополнительные выборы по мажоритарным округам. Проиграла не гигантам мысли (если не считать Шуфрича), и не красавцам, а тем, кто (как жаловались потом на партийных хуралах) «постелил избирательный округ гривнами в два слоя».   
 И пошло-поехало. Казалось, не было такого месяца (речь и о России, и об Украине), чтобы не появлялись новые и новые льготы. В тех отраслях, которые были оставлены потихоньку умирать при социализме (перечень см. выше). Казалось бы, дайте людям деньги (и большие!) пусть они сами платят за ВСЕ – ведь не может нормально работать  экономика, где все держится на еще Сталиным придуманной «пайке». Которую - кто раздает, тот и имеет… 
Вскоре с улиц исчезли автобусы «Икарус», а затем начали пропадать и троллейбусы. Даже доведенные до фантастических размеров жилищные тарифы (для тех, кто платит сполна) не покрывали самых насущных расходов эксплуатационных служб. Невыплата зарплат в ЖКХ стала нормой. Хотелось бы сказать что-то и о медицине, которая бесплатна только для льготников (якобы), но без горьких слез говорить что-то никак не получается.
Первыми очнулись в России. Нет, не так - Украина свой шанс упустила в 2002 году, сразу после парламентских выборов. Спровоцированная новым кассетным скандалом (о т.н."Кольчуге") спикериада, взаимные обиды… Осенью 2002 года и коммунисты для приличия провели несколько акций протеста против «монетаризации». В такой ситуации портить отношения с избирателями, да еще накануне 2004 года уже никто не мог. В России же попытались свой послевыборный шанс не упустить. Выборы в Думу состоялись в декабре-2003, Путина переизбрали в марте 2004 года, а уже летом появился упомянутый 122-й закон о «монетаризации». Прибавка вместо «проездных и аптечных» льгот составляла от 500 до 2000 рублей (т.е. грубо от 100 до 400 гривен) в зависимости от категории льготника. Некоторым льготы полагаются и нынче, и лишь сам пенсионер может от них отказаться, получив причитающееся  деньгами.
 Словом, к введению «монетаризации» готовились несколько месяцев, но вот наступило 1 января 2005 года, и… началось! Движение набрало такой размах, что в Нижнем Новгороде чучело любимого руководителя Путина В.В. повесили на дереве. В Санкт-Петербурге акции пенсионеров вынудили Владимира Владимировича на трое суток затеряться подальше от журналистов и любимого народа в одном из дворцов. Все чиновники клянутся, что делали все хорошо и отлично, это просто народ не понял своего счастья…
Неправда. Специалисты подсчитали, что в масштабах России всякого рода дотации составляли минимум 6 миллиардов долларов в год. Затерять из них где-то сотни миллионов, раздавая «пайки» пенсионерам, было лишь делом техники, особенно в условиях, когда трамвая в деревнях Вологодщины, к примеру, никто отродясь не видывал.А льгота существует! Значит, саботаж просто обязан был случиться. И он случился. Не только на уровне областей и городов, но и Москвы министерской. Кто же просто так выпустит из-под контроля подобные деньги?! Ясное дело, что стойкие борцы за народ, где  приказным порядком были привлечены к процессу (ибо за борьбу в нужное время и в нужном месте им проплачено), а где и сами подсуетились. Чтобы их не забыли.
             * * *
Пока новости из России такие: акции продолжаются, но правительство под болтовню, что разберется, реформу упрямо двигает дальше. Не в последнюю очередь потому, что у Путина, как никак, авторитет достаточно высок. Да и телевизору с газетами в любой момент могут прикрыть рот. А что делать в Украине? Ведь без “монетаризации” тех же уже доведенных до абсурда льгот все обещания Президента Ющенко останутся лишь благими намерениями. Перекосы в экономике, особенно в ее наиболее социальных отраслях, будут только усугублятся. Но куда рыпаться! Ведь всего год до парламентских выборов, и трогать кого-то и что-то просто опасно! Так же опасно, как все оставлять по-старому. Да еще в ситуации, когда у Ющенко (особенно на Юго-Востоке Украины) нет и доли того авторитета, который наблюдался у Путина.
Что же делать? Чтобы и наладить жизнь по уму, и хотя бы даже кратковременно не обидеть льготников и пенсионеров, которые, в свою очередь, тоже стали заложниками системы “Дай”. В принципе, тут многое будет зависеть от периода создания работоспособной системы власти в стране и квалификации команды нового Президента. А главное -  ухода навсегда от порочной практики подкупа всех и вся. Ведь в  мышеловку с бесплатным сыром не только мышки попадаются…
Леонид Романовичев