Об инструментах, в особенности музыкальных

Е.Щедрин
За изобретение музыкальных инструментов человечеству можно простить все его грехи.
Ни в одном другом орудии не проявляется столь же  красноречиво, как в музыкальных инструментах, добрый, веселый, бескорыстный и божественный гений человека.
Хитроумие огнестрельного оружия  источает  коварство  и  злобу;  бытовая утварь, тем более современная электрическая, – дух праздности, лени и ненасытности; станки, автомобили, самолеты, мосты – вечное недовольство алчущего неуемного духа; платья, обувь, шляпы, здания и макияжная косметика – эта наша каменная, стеклянно-металлическая и маскировочная одежда, – вопиют о самовлюбленности людей и страхе ничтожных перед силами природы, для которых мы – чужаки. Кинофильмы, эстрадные подмостки, полотна в рамах, книги, газеты, рекламные стенды и ролики – нет более надежных свидетелей наших непостоянства, ненадежности, вздорности, тщеславия.
Даже медицинские инструменты по одному виду своему, по изощренному разнообразию сродни орудиям пыток и вопиют о страхе перед болью, перед неизвестностью смерти.
Только музыкальные инструменты – от киргизского комуза до королевского рояля – и наружностью, и делом своим замолвливают за нас слово о нашей небезнадежности, о теплящейся в нас искре богоравности. А из всех музыкальных устройств орган – наш самый могучий и убедительный адвокат.