Поэзия сегодня

Питерский Клуб
Дорогие друзья! Предлагаем Вам обсудить темы, затронутые в публикуемых статьях.
___________________________________

Леонид Криницин

ПОЭЗИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ МИРЕ

Два года назад экзаменационная комиссия моей второй дипломной работы пришла к выводу, что эта работа должна быть опубликована отдельной книжкой. С этого момента я стал осознавать себя АВТОРОМ. В силу совсем юного возраста в
этом новом деле, я не берусь рассуждать о тонких вкусах современной поэтической кухни. Я предлагаю вам взглянуть на поэзию как часть информационного потока современного мира. Десятилетний стаж маленькой видеостудии невольно заставил
вникнуть в вопросы оптимального представления информации. Весьма известные в Санкт-Петербурге литераторы и историки, преподававшие нам в университете, сетовали на массовое внедрение клипового сознания, рассматривая его как зло,
с которым необходимо бороться. Несмотря на свой уже не юный календарный возраст, я не могу с ними согласиться. Клиповое сознание - это ответ на информационный кризис, на переизбыток информации. Синтез информационных полей - это признак современного мира. Взгляните на эстраду, где любую
песню сопровождает цветомузыка и пластика шоубалета.
Посмотрим теперь с этих позиций на современную поэзию. Форма, рифма, смыслы, образы, мелодия, интонация, аура - вот вербальные и невербальные информационные поля, которые есть в арсенале поэзии. Это очень много. Пробивная способность поэзии позволяет ей свободно конкурировать с любыми
другими информационными потоками и побеждать их. НО! О чем рассуждают критики современной поэзии? Они говорят о все большей элитарности этого вида искусства. В чем дело? Дело здесь в том, что большая масса талантливых и популярных в своей среде поэтов идет в обратном направлении по отношению к другим информационным системам. Тогда как практически везде господствует синтез, в поэзии доминирует распад. Из оборота исключаются целые информационные поля или они дробятся в мелкий щебень разорванных форм, слов, смыслов, образов. Основной лозунг такого движения - "сказать что-то
новое". Я вас поздравляю: в конце этого пути "песок". Однако этот процесс будет продолжаться. Путь упрощения будет доведен до своего логического конца. И здесь будут новые элитарные достижения. Поэтический черный квадрат должен
быть создан. А потом идея синтеза должна стать "новой".
Но не все так грустно, как может показаться. Процесс взаимопроникновения идет и сегодня. Интуитивно многие чувствуют веяния времени. Отсюда авторская песня, поэтический рок, отсюда увлечение краткими клиповыми
восточными формами, отсюда поэтические книжки, странички которых опутаны паутинками графики.
Поэзия не умрет. Слухи о ее кончине - ну вы знаете что.
__________________________________________________

Алексей Лис

ДВИЖЕНИЕ СЛОВА

Когда ты читаешь стихотворение, что происходит с тобой, читатель?
Я попробую описать свои ощущения простыми словами, может быть, в чём-то мы совпадём.

Ритмика стихотворения вызывает "волну", воздействует таким образом, что очень часто дыхание, мысли, сам взгляд читательский стремится к авторской "волне" ритма (происходит синхронизация?.. моё техническое образование даёт о себе знать...). Иногда же наш взгляд сбивается "с ног", если ритм "неправильный", с так называемыми "ритмическими ошибками". Воздействие ритмики на сознание читателя можно назвать самым простым проявлением "движения слова".
Простое, потому что есть ещё более глубокое движение - мысли, образы, появляющиеся в нашем сознании при прочтении стихотворения. И это, конечно, важнее по значению для поэзии в частности, для творчества, для искусства в целом. Именно это и есть - "движение слова".
Можно, конечно, сказать, что и условно "плохое" стихотворение вызывает в нас мысли, некоторые отрицательные эмоции, но это скорее движение нашей души против слов, по-настоящему же движение слова возможно только в понимании, в совпадении и продолжении авторских мыслей в сознании читателя.

Леонид Криницин в своей статье «Поэзия в информационном мире» употребляет термины "клиповое сознание" и "информационные поля". И "синтез информационных полей" - как необходимость, обусловленную развитием мира и особенно внедрением информационных технологий в повседневную жизнь и сферу культуры (как я понял).
Да, наше (человеческое) сознание и восприятие меняется со временем, как меняются и возможности "подачи" информации. Мне вспоминается описанное фантастами искусство из мира нашего далёкого будущего - всё вместе и поэзия, и музыка, и танец, и художественное творчество, этакий глобальный синтез.
Вот только мне бы хотелось, чтобы никто из нас не забывал главного, чтобы движение слова, идеи, мысли не останавливалось, не становилось "побочным" продуктом прекрасного искусства, искусства (простите за банальные слова) взаимопонимания-взаимоощущения автора и читателя.

Честно говоря, не совсем понимаю понятие "элитарный" в отношении к искусству.
Да, многие пытаются, как говорит Леонид, писать с целью "сказать что-то новое".
И целью оправдывают средства. И возможно (не стану утверждать категорично) "элитарность" поэзии появляется, когда твои творения не вызывают движения слова, их просто не понимают, не чувствуют. Некоторые авторы становятся тогда, как говорится, "в позу" и начинают говорить "Вы не понимаете, потому что это не для простых умов, это элитарный вид искусства..." Но бывает так, что у них находятся читатели, то есть те, до которых "доходит" движение их слов, и тогда такие авторы ещё больше утверждаются в своей "элитарности". Только поймите меня правильно, я не за то, чтобы "было понятно и нравилось всем", это не возможно. Но я против специального "запутывания", передёргивания смыслов в своих творениях только для того, чтобы тебя называли "элитарным" автором. Это "неправильная", с моей точки зрения, конечно, цель.

Но поэзия не умрёт... Пока есть движение слова, пока есть желание прикоснуться к движению другого человека, к его миру...
_____________________________________

Солнечна женщина

Я бы хотела только добавить, что в современном мире,
благодаря глобальной сети поэты получили потрясающую возможность такого общения, которое и не снилось прежде никому. Это с одной стороны дало мощнейший скачок к развитию поэтического творчества очень большому числу людей, а с другой стороны усилило роль самой поэзии.
 



© Copyright: Питерский Клуб, 2005   Код: 1501270500


Предлагая своё мнение по вопросу "элитарности" современной поэзии, я позволю себе опять вернуться к больной для меня теме огульной критики. Ведь может быть прибегая к чрезмерному усложнению образа и структуры стихов, авторы стремятся к тому, чтобы их мысли прежде всего попытались понять, а не сразу охаивать ? Они создают нечто сложное, непонятное и первая реакция у читателей - а что собственно автор имел в виду ? И только может быть избранным сам автор в приватной обстановке даёт соответствующие пояснения. Тем самым возникает "элитарность" но теряется массовость. То есть автор боится несправедливой критики. А художника как известно обидеть легко...

<Смирнов О.Г.> - 2005/01/28 01:15   • 

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

Прошу простить меня за объем :-) Но тема, что называется, "попала" на благодатную почву. Теперь вот читайте пространную рецензию, у кого хватит терпения :-)

О поэзии сегодня

А я предлагаю поговорить не о том, выживет поэзия или нет (наверное, все-таки выживет), а о том, насколько она востребована.
В конце концов, куча людей занимается ее выживаемостью. Детишкам с раннего детства вдалбливают рифмованные строчки и выставляют на табуретку: хошь не хошь, а декламируй. В школе - заставляют учить стихи. И с ранних лет, неосознанно, мы считаем, что поэзия - необходимый и неизменный вид искусства. Так что, пока детишки повторяют "Ехали медведи на велосипеде", для поэзии всегда найдется место в общественном сознании, и она не умрет.
А вот с востребованностью давайте разберемся. Ну, первую нишу мы уже обнаружили - стихи для детей. Они нужны сейчас и будут нужны если и не всегда, то достаточно долго. Другое дело, что родители, по-моему, больше доверяют проверенным классикам: тому же Чуковскому, Маршаку, Барто... Но, наверное, если появляются новые хорошие детские стихи, то и они оказываются востребованными.
А еще? Еще зачем нужны стихи? Ну, для песен. Но песни - это вполне самодостаточный вид искусства, там слова неотделимы от музыки. Что хорошо для песни, необязательно хорошо для стихотворения и наоборот.
Еще - процветает юмористический жанр. Но для юмора все средства хороши, и стихи здесь - лишь инструмент.
А еще?
А ведь, пожалуй, и всё. Мужчины, вас спрашиваю: вы не попадали в ситуацию, когда вы пытались декламировать понравившейся девушке стихи (необязательно свои), а она морщилась и смотрела на вас, как на полного идиота? Девушки, а приятели-ребята ни разу не смеялись над вашей тетрадкой, в которую вы много лет выписывали трогательные стихи, которыми никогда впоследствии не пришлось воспользоваться?
А вообще, в кругу друзей - давно вы читали или слушали стихи? Боюсь, что давно. А если и читали, то среди таких же маргиналов, как и мы с вами.
Вот. Слово сказано. Поэзия нынче - маргинальна. Ее принято стыдиться. Да, где-то, конечно, существуют какие-то поэты и что-то такое сочиняют, но если знакомые узнают, что вы пишете стихи... В лучшем случае вас посчитают чудаком, в худшем - помешанным.
Итак, занятие поэзией - это стыдно. Странно: музыкой не стыдно, рисованием - тоже, скульптурой - вообще круто. А вот стихами... Не знаю, с чем это связано. Может, с информационной загруженностью, может, с культом потребления, а может, вообще с глобальным потеплением. Объективен процесс затухания поэзии? Необратим ли он? А черт его знает. Но поэзия уже не владеет умами, как она успешно это делала 100 или 50 лет назад.
Так. Это я просто описывал положение дел с поэзией, как мне это видится. Констатировал.
Так получилось, что даже мои друзья не знали, да и не знают, что я что-то там пытался сочинять. И стихи свои я не запоминал, не записывал и вообще считал побочным продуктом жизнедеятельности, ну... типа соплей или еще чего похуже. И вдруг открыл для себе Стихиру. Мама дорогая! 60 тыщ народу - и все сочиняют!! Ну хорошо, пусть половина зарегистрированных появляются от случая к случаю, пусть треть оставшихся - это клоны. Все равно остается 20 тысяч тех, кто пишет. И тех, кто читает.
Это что же получается? Стихи пишутся для поэтов? Ведь никто больше особо и не лазит по этому сайту. К чему я? А к тому, что, на мой взгляд, что Стихи.ру - совершенно новое явление в нашей жизни. ЗДЕСЬ - ЧИТАЮТ - СТИХИ. Больше нигде.
Таки вот, о чем я и собирался сказать с самого начала. Поэзия не умирает. Она просто нашла другую нишу. Здесь. Ну и еще на подобных сайтах, их не так уж и много. Да, пока она не востребована обществом. Но в этом обществе оказалась серьезная масса людей, которым поэзия нужна. И которые нужны поэзии. А общество... Сегодня оно одно, завтра - другое. Может быть, оно так и не затребует себе стихов, тогда мы так и останемся в сети. А может быть, завтра окажется, что стихи - это то самое, без чего общество не может процветать, и поэзию извлекут из укромных уголков за ушко да на солнышко.
А нам что делать в этой ситуации? Не знаю. Писать стихи, наверное. Мы же их сочиняем, потому что не можем не сочинять. Сколько раз зарекался сочинять. Бесполезно.

<Артур Альпин> - 2005/01/28 17:57 
Блин, промахнулся!
Хотел рецензией... Хотя какая разница :-)

<Артур Альпин> - 2005/01/28 17:58 
Олег: "Волков бояться - в лес не ходить" - учит нас известная русская поговорка!
Как правильно, по моему мнению, было замечено в обсуждении предыдущей статьи - "огульные критиканы" возникли как бы в противовес появлению массового графоманства - не имеющего ни цели, ни авторской идеи или мысли, только желание потратить избыток времени на составление рифмованных строк...
Кстати, такие авторы частенько и сами выступают в роли критиканов, приставая к другим (часто без всякой почвы) по поводу нечётких рифм, ритма, размеров... как будто уже были отменены такие понятия, как Девиация ритма, Ассонанс, Пиррихий или Спондей... Полное и бездумное следование правилам нашло своё противопоставление в столь же бездумном "охаивании" но уже безо всяких правил!

<Максим Кочетков> - 2005/01/29 03:43 
Спасибо, Павел! Очень проникновенно написано и даже согласиться можно со многим! Жаль, ночь - не помощник вдумчивого анализа ;)))
Но то, что по большей части поэзия нужна самим поэтам - это так, и прав ты, что поэтов-то этих - море бескрайнее, пусть кто-то и считает это постыдным занятием :))

<Максим Кочетков> - 2005/01/29 04:08 
Максим : Я прошу Вас прочитать эту поговорку в таком написании : " Волков - бояться ! В лес - не ходить ! " :-)))

<Смирнов О.Г.> - 2005/01/30 00:05 
:)))))
Не обижайте художников! От обиды у них выпадает кисть/карандаш из рук и они не могут заработать на кусок чего-то там с чем-то тут ;))))))

<Ясная Поляна> - 2005/01/30 01:45 

СССР по праву считался самой читающей страной в мире. 90-е годы нарушили эту неоспоримую истину, появление видеомагнитофонов, а потом и DVD-проигрывателей сделало необязательным процесс чтения. Современные продюсеры, чутко улавливающие конъюнктуру рынка, авторам литературных бестселлеров тут же предлагают написать сценарий и снять фильм. Много есть фильмов и по классическим произведениям. Можно потратить те же деньги и намного меньше времени для ознакомления с произведением с помощью кино. Но… очень часто сценарий фильма существенно расходится с сюжетной линией книги, непрофессионализм режиссёра и актёров тоже нередко губит картину. Выбор, конечно же остаётся за человеком, но мне кажется, что он явно сейчас не в пользу книги .
Книга теряет свои позиции, а вот Интернет, наоборот, с каждым годом упрочняет своё лидирующее положение в вопросе влияния на людей. Всё чаще при необходимости найти нужную информацию мы обращаемся не к энциклопедиям и словарям, а к Рамблеру или Яндексу.
И, чтобы почитать стихи, сегодня проще и дешевле сделать это с помощью Интернета. Кроме литературных сайтов, существуют интернет-библиотеки, предлагающие просто огромный выбор произведений.
Вывод напрашивается сам по себе. Своего читателя нужно искать и завоёвывать именно здесь – в Интернете.
Это сегодняшняя реальность.
Я, кстати, об этом же говорил на заседании лит.клуба у нас в Ставрополе в эту среду.

<Игорь Солнцев> - 2005/01/28 18:00   • 

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

Ну на самом-то деле - массовое сознание легко поддаётся манипулированию и кто завтра на коне - зависит от продвижения! Если Интернет эффективнее - значит упор на него, если книга для многих и многих - основа бытия, почему бы не переубедить их?
Всели способы "завоевания" читателя мы знаем? Может и найдётся ещё один... А может творчество и продукты культуры следует иначе позиционировать, иначе создавать...
Вопросов много... информации Реальной - мало
Остаётся лишь с надеждой смотреть в будущее и делать, что-то делать во имя своей идеи! Ибо "дорогу осилит идущий"!

<Максим Кочетков> - 2005/01/29 04:17 

Отвечая Солнечной Женщине:
Толчок к развитию поэзии - Да!
Но каким образом Интернет усилил роль поэзии?
Поэзия играет заметную роль лишь когда она несёт в себе актуальный смысл бытия, как его понимают современники...
Видимо сейчас эта роль: дешёвый И-нет=дешёвое поэтическое развлечение...

Максим Кочетков

<Питерский Клуб> - 2005/01/29 04:39   • 

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)


Ритмика - истинный язык жизни.
Мы все состоим из мембран, каждая из которых в ожидании собственных резонансов.
Поэзия, в равной степени, как и музыка, танец, ритмика колорита, линии, даже смысловых символов изобразительного искусства - только часть внешнего воздействия на эти самые мембранки, способные "возмутить" энергию - импульс к сотворчеству, сопереживанию, сорадости и т.д.
Мы давно стали использовать катализаторы усиления такого воздействия, различные...
Это от с одной стороны от накапливаемой агрессии\давления, с другой почти необходимость "увеличения" дозы\силы нашего внешнего, чтобы стать более способным приемником-инструментом нашему внутреннему.
Вопрос не в том, что происходит в частности в поэзии, а КАК?

Это ничего, что я, вродь, никому, что, впрочем, пока... :)

<Сенилга> - 2005/01/30 00:55   • 

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

В принципе, замена смыслополагающих вопросов на функциональные никогда не вела к истинному процветанию культуры и творческому развитию индивидуумов ни в отдельно взятой стране, ни в рамках локальных цивилизаций (мы не говорим о глобальном "изобразительном искусстве" в силу отсутствия оного в реальном прошлом и настоящем, так же как и не дифференцируем его по прочим "внешним" признакам).
Говоря о "мембранах" и "резонансах" не стоит забывать, что апликация смысловых символов требует, прежде попадания на мембрану (т.е. в сознание), формирования адекватного наполнения идеи и соответствующего воплощения её... что, следовательно, создаёт (в силу необходимости), среду для использования "катализаторов" и появления вопроса "КАК?", чтобы преодолеть тройной барьер понимания (и это простая модель, действующая только в рамках однородных социальных групп!).
Однако даже самое чёткое исполнение скурпулёзно найденных ответов на вопрос "КАК?", не ведёт к максимизации удовлетворения личности (и "приёмника", и "инструмента") без надлежащего обстоятельствам и общественно необходимому уровню общественного развития(!) правильно поставленного вопроса "ЧТО?"...
--------------

P.S. "Это ничего, что я, вродь, никому, что, впрочем, пока... "
P.P.S. Просто собираю "перлы" подобного рода :)))))

<Максим Кочетков> - 2005/01/30 02:10 
:))))
Чтобы не страдать от выявленной тавтологии второе слово "общественного" в последнем предложении заменяйте на "социального"

<Максим Кочетков> - 2005/01/30 02:24