Из дневника и переписки с друзьями, 64

Виталий Иванов
Вы привели достаточно удачную формулировку оптимального случая совокупности знания, понимания и умения. Но разве эти качества невозможны в раздельности? Случай умения без знания мы уже разбирали на примере беременной женщины - здесь же, несколько раньше.
А вот, скажем, мы знаем, что лампочка горит от электричества. Много ли мы понимаем здесь на самом деле? Особенно, если мы не инженеры электрики или ученые. Понимают ли лучшие специалисты в сей области полностью суть процесса? Это ведь, по существу, знание относительное, умение на базе опыта.
Тем более – синхрофазотрон! Да, может быть вам и дадут покрутить рукоятки… Допустим. Может быть, вы что-то почитаете в книжках… Но понимают ли суть всех происходящих процессов даже и академики?
Процесс происходит. Есть причина (крутите рукоятку) и следствие – какой-то эффект. Но что посредине? Как ЭТО произошло?
Умение – есть. Знание, понимание, как вы сами же, по-моему, полагаете ограничивается человеческими понятиями, общим опытом. А как же внеопытная материя, внеопытные свойства ее, недоступные нашим органам чувств, усиленным и дополненным всяческими приборами, - в синхрофазотроне конкретно, а также везде?
Таким образом, все-таки, на мой взгляд, умение – абсолютно. Знание и понимание – относительно. Т.е. мы можем уметь на сто процентов, понимать лишь на один.
Абсолютное знание и понимание, позволяющее разложить любой объект до элементарной субстанции и собрать его заново, – недоступно для человека, который есть – часть от Целого (мира, Вселенной). Но умение что-то сделать, потенциально – все что угодно, теоретически нам доступно. Потому что в бесконечной вселенной процесс познания и развития может быть бесконечным.

Вы все время отделяете себя от всего прочего мира, практически противопоставляете. Здесь надо определиться. В принципе, возможны три «игрока». Человек, Мир и Бог. Так? Не знаю, верите ли вы в Бога, в общем, здесь это не важно. В любом случае, вы считаете, что все трое друг от друга как бы и независимы. Человек – одно, мир – другое. Так же, как человек и Бог. Почти точно так же! Как будто в основе «троицы» - три различных субстанции.
А я считаю, что все трое – одно единое Целое. Люди в последние времена (возможно, в отличии от древних) почему-то упорно не хотят понять, что через них материя сама себя осознает. И сама же, упорно, пока еще, отрицает сие! Осознавшая себя малая часть дистанцируется от всего остального, Целого.
Это не правильно.
Посудите сами, стоит лишь изменить здесь точку зрения и сразу станет очевидным, что человечество как наиболее продвинутая, однако же органичная составляющая единого Целого должно заботиться о всех частях мира - окружающей среде и всей Вселенной - так же, как о себе; любить других – так же, как и себя. Вам ничего это не напоминает?
Может быть, здесь – «научное» объяснение известного «тезиса»?
Такой подход сразу же решит массу конкретных проблем – экологических, угрозы войн и прочее. Нацелит вместо разрушительных междоусобиц и бессмысленных споров на бесконечное познание и развитие мира – комплексное, естественное, взаимосвязанное, разумное… Почему вы этого не хотите?
Нужны «доказательства»? – Какие? Зачем? Впрочем, их не трудно найти, и, можно сказать, что они уже есть.
Может быть, вас греет мысль, что вы лично высоко развиты, несколько собеседников ваших, возможно, находящихся тоже в вашем сознании, достаточно высоко развиты, а человечество и весь мир – да хоть бы… и пропали совсем? Вам-то – что? Но с такой позицией я, ваш собеседник, не могу согласиться. Категорически возражаю! Думаю, все же, вы не дошли до этой степени солипсизма. Однако и иной причины отрицать предлагаемую мной концепцию я не вижу
Может быть, Христос ходил по воде, потому что считал себя - Сыном Отца, т.е. не отделял себя от единого мира? А мы, пока еще, себя от него отрываем…

Может быть, вы правы, надо различать врожденное умение, способность и приобретенное.
Иногда (в обыденной жизни, может, и часто) мы знаем «ЧТО» должно произойти. Но очень редко осознаем – «КАК». Между известными нам ПРИЧИНОЙ и СЛЕДСТВИЕМ лежит неизвестное, возможно, бесчисленное количество следствий-причин.
«Знание-что» и «знание-как» - разные вещи! Согласны?

Дополнение к сказанному мной выше.
Насколько я понимаю, вы говорите об априори существующем сознании абсолютном, в которое проникает человеческий разум, становясь еще одной из его активных инстанций. Но откуда тогда появляется и что такое «человеческий разум»? Не является ли он изначально присущим данному разуму абсолютному, единому мировому идеальному миру?
Наше «я» - одно из мировых «я». У Бога и мира нет одного единого «Я», но все сущие «я» - активная ипостась Единого.
И что это за априори существующий идеальный мир? Неизменный? Или он развивается вместе с миром материальным, являясь все-таки вторичным к нему, образуясь определенным образом и, может быть, отчасти – объясняемым образом?..
Не логично ли предположить, что материальное, идеальное и активное развиваются взаимосвязано и являются тремя аргументами различных, разноуровневых информационных систем - начиная от элементарных частиц и заканчивая человеческой цивилизацией и в целом Вселенной?

Почему мир «не скажет»? С моей точки зрения, он говорит – нашими с вами устами. Он противоречив и разнообразен. Вряд ли когда-нибудь сможет прийти к единому мнению.
Наши желания – желания мира. Наша воля – воля его. Наши страдания, счастье – страдания, счастье Мира.

Речь не о том, чтобы множество «я» исполняло волю лишь одного. Утопия Оруэлла здесь ни причем совершенно. Наоборот, суть в том, чтобы каждый реализовывал собственную мечту, исполняя тем самым свою миссию во Вселенной.
Самоорганизующаяся система свободных личностей естественно заполнит своею деятельностью все пространство нужд и потребностей не только собственных, но и целого мира.
«Что делать?» - следовать велениям своего сердца и разума. Думаю, собственно, мы это и делаем.

Все объекты вселенной, начиная от элементарных частиц до представителей жизни, цивилизации и в целом Вселенной - информационные системы, располагающие тремя аргументами: материальным миром (ММ), идеальным миром (ИМ) и активной инстанцией (АИ).
Материальный мир – материальность как таковая, плоть.
Идеальный мир в неживой природе – суть внутренняя структурная информация, а также простейшие следы от взаимодействий. На базе таковых простейших следов постепенно накапливается даже и в неживом объекте все больше информации о внешнем мире. Только он ее, естественно не осознает.
В живой природе идеальный мир – понятийные структуры, сознание индивидуальное и общественное совокупности всех сущих «я».
Активная инстанция в простейшей форме - всеобщий принцип движения и взаимодействия. На верхнем уровне иерархии развития структур, человеке – это «я», осуществляющее непрерывное взаимодействие между материальным миром и идеальным, в обоих направлениях.

Талантливые люди всегда одиноки, а серость друг к другу тянется, желая заполнить собою все пространство и время. Талант вносит возмущения в аморфное пространство обыденности, в устоявшиеся системы. Он нацелен на изменения, структуризацию более высокого, оптимального уровня, на развитие, созидание мира.
Толпа, имеющая как бы одно коллективное «Я» вносит изменения беспорядочные. Она, наоборот, оказывается в среде, которая уже выше ее по уровню. Беспорядочно направленные вектора волеизъявления многих «я» в толпе суммируются в один главный вектор коллективного «Я», по уровню развития своего существенно ниже даже среднего «я».
Коллективным «Я» может управлять диктатор, царь, президент, наделенный особенными полномочиями… Тогда результаты усилия данного управляемого коллективного «Я» могут быть позитивными. Но только в одном каком-нибудь направлении, максимум нескольких. Например, в случае войны – на победу. Или, скажем индустриализацию, коллективизацию и т.д.
В неуправляемом состоянии толпы такое «Я» действует беспорядочно и безрассудно. Главный вектор волеизъявления «Я» может быстро и произвольно менять свое направление. Никаких созидательных действий такое огромное, однако же по уровню своего развития очень невысокое «Я» произвести не может. Наоборот, оно беснуется как огромный примитивный циклоп, оказавшийся в цивилизованном городе.
На самом деле, конечно же, наиболее эффективна саморегулирующаяся система свободных «я», самостоятельные, разумные усилия, волеизъявления которых естественным образом заполняют собою все пространство нужд и потребностей общества и всего мира.

Очень удобно излагать свою точку зрения при помощи постулатов. Ничего не нужно доказывать…

Надо ли убеждать всех? Зачем это философу? Общение с толпой, по сути, ничего не дает. Если только блага материальные… Но они не заменят жизни ума.

Народ состоит из личностей, коллективов и толп.
Инициатива, свободная воля каждого «я» - драгоценна. Использовать людей, как живые орудия, - преступление перед миром. Любой человек обязательно в чем-то неповторим, и именно эти способности надо найти, конечно же, - самому человеку. А общество должно помогать, давая такую возможность – проявить себя - всем!
Каждый способен быть в чем-то Первым. Помогать людям развивать и реализовывать собственные возможности – должно быть первой задачею государства. На таких основаниях может быть построено ОБЩЕСТВО РЕАЛИЗУЕМЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, целью и смыслом которого являлось бы осуществление личной Мечты каждого человека. Это было бы общество счастливых людей… которое дало бы максимально возможное развитие миру. Совершенно очевидно, что ни рабы, ни толпа не могут всесторонне развивать мир. В лучшем случае, если они управляемы, – поддерживать одно или несколько направлений развития. Такое развитие сродни флюсу.
Оптимальность организации общества прямо пропорциональна отношению количества в нем людей, обладающих свободою воли, к общей численности населения. Даже и небольшой народ, если он правильно организован – максимально задействованы творческие возможности всех его членов – может показать уникальные примеры развития по всем направлениям – в экономике, культуре, науке…