Из дневника и переписки с друзьями, 60

Виталий Иванов
Страдают все, каждый по-своему. И все радуются, опять же – по-своему. Но не все осознают счастье свое и страдание. Такие радуются чужим горестям и завидуют счастью других…

Я полагаю, если существует понятие, например, понятие «информации», значит, оно людям понятно. Оно было создано не на пустом месте, выстраивалось постепенно и дорабатывается непрерывно, используется повсеместно многими. Оно «понятно» - в той мере, насколько «понятие» разработано.
Нет четкого определения? Да, в этом трудность. Обыкновенная и решаемая.
Не всякую работу сознания удается удовлетворительно объяснить и описать, формализовать сразу. Здесь как раз такой случай. Понимать - понимаем, а сказать «что» - не можем. Пока.
Понятийная сфера разума замкнута. И что-то одно можно описать только через другое. Я предлагаю один из возможных вариантов системы категорий сознания. В рамках данной системы описывается и категория «информации».

«Остается неясным, что же представляет собою какое-либо отношение между объектами материального мира вне этих самых субъектов, которые в силу определения актуализируют информацию как реальность
Проще говоря, при наличии субъекта в комнате с видом во двор, где растет дерево - дерево существует, в случае если такового субъекта нет - дерево отсутствует - известный схоластический прием.»

Дерево существует, как материальный объект. Его воздействие на другие объекты, взаимодействие с другими объектами – суть взаимосвязи этих объектов. А их (взаимосвязи) я и называю «информацией» в мире материальном, без относительно субъекта.
Если субъект присутствует, он различает, классифицирует данные связи и присваивает некоторым из сущих связей данного «дерева» (связей с другими выделяемыми им же, субъектом, объектами) – «коды понятий». Эти «коды» понятий – так же являются информацией, но уже в идеальном.
Сами связи – объекты информации в мире материальном, а понятия и коды понятий – объекты информации в идеальном. Соответствие иерархически организованных структур идеального мира (понятий) структурам мира материального – определяет степень знания нами истины.
Так как весь материальный мир структурно организован из различных взаимосвязей, идеальный – аналогично, можно сказать, что материальное и идеальное – два вместилища информации. Только материальность имеет плоть, а идеальность ее не имеет.

«непонятно, отчего информацией становятся связи между "материальными" объектами, но самое существование объектов отчего-то не является информацией? Если, например, предположить, что мир состоит из двух изолированных объектов, друг с другом не связанных, то из этого следует - что в этом мире отсутствует информация?»

Если прямой материальной связи между двумя объектами материальными нет, значит, нет и соответствующей прямой информации для одного объекта о другом. Естественно, это не означает, что одного из этих объектов не существует. Между ними всегда можно найти такую цепочку «объектов», которая мир связывает в единое. В этом смысле, действительно,

«Можно, конечно, усомниться и выдвинуть тезис "все связано со всем", тем самым установив повсеместно n-арные информационные связи, устремляя n к бесконечности. Однако и тут есть проблема: как быть с самими объектами?»

Материальный мир – един, непрерывен. Идеальный – может быть, как дискретным, так и непрерывным. Дискретные «объекты» назначает субъект.
Безусловно, свою точку зрения на заданные Вами вопросы в нескольких абзацах обосновано изложить невозможно. Отдаю себе отчет в сложности темы, но именно этим она интересна.

Определить что-то строго можно только в рамках взаимосвязанной системы категорий, каркасно охватывающих весь идеальный мир человечества. И, если некоторое понятие не поддается ясному, однозначному определению в рамках существующих категорий, значит, недостаточно хороша вся существующая система.
Любое понятие, объект идеального мира, должно быть увязано с миром материальным. Все сущие связи, взаимодействия мира материального – гравитационные, электромагнитные, химические, биологические, социальные и прочие – материальные первопричины идеальных объектов. И материальные, и идеальные связи объединяются одним понятием «информация». Поэтому и возникает некоторая путаница.

В живой природе существует мир идеальный «понятий», вне жизни – не существует. Именно наличием идеального мира понятий, объекты которого - «понятия» - могут передаваться в пространстве и времени, живая природа отличается от неживой.
Передача «понятий» осуществляется – «кодами», их названиями, что и является, по сути, передачею «информации» в том понимании, которое наиболее общепринято.
Информация - это связь между элементами материального или идеального мира. Она может быть действующей, активной, т.е. выражать наличествующие отношения. Или быть следом, памятью, результатом действия. Тогда это пассивная информация.
Информацию может получать один субъект или объект от другого субъекта или объекта (о другом субъекте или объекте). В таких случаях это внешняя информация. В то же время, любой объект или субъект заключает в себе некую внутреннюю, структурную информацию о собственном строении, связях между объектами его составляющими и характеристики этих, более мелких объектов.
Через субъекта связь (т.е. передача информации) может осуществляться и от объектов материальных к объектам идеальным, и наоборот. Субъект является единственным совершенным активным преобразователем, передатчиком информации между материальным и идеальным. Несовершенные активные преобразователи - всяческие механизмы и устройства, не располагающие "я", разумной воле изъявляющей инстанцией.
Пассивные носители идеального мира - книги, магнитные ленты, диски и проч. На них хранятся информационные коды, которые в полной мере оживить может только субъект - совершенный активный носитель идеального мира, достаточно развитый и подготовленный.

«Если мы биологические машины, созданные матерью-природой, то в чем состоял замысел природы, наделившей эти машины таким мощным арсеналом не только абсолютно избыточных, но и откровенно опасных для самой природы функций?»

Мне кажется, странно называть человека «машиной»… При такой концепции мир разорван на части, человек отделен от природы, жизнь от мира неорганического, нет никакой общей идеи. Дело даже не в том, что не присутствует Бог, без него в мировоззрении можно и обойтись. Но… должен же быть смысл, цель появления человека. Мир един, его содержание
не возникло абсолютно случайно, а определено внутренними необходимостями. Которые, конечно же, без конца спорят со случаем.
Попробую ответить на поставленный выше вопрос без использования терминов религиозных, но, конечно же, и не «механических».
Начну с самого человека и постепенно перейду к миру в целом.
На мой взгляд смысл и цель жизни человека - в исполнении всех, в том числе, самых сокровенных желаний. Но что же является таковыми «желаниями»?
Прежде всего, - удовлетворение первичных потребностей жизнеобеспечения. Но разве, удовлетворив их, кто-нибудь останавливается? Тут же оказывается очевидным, что только потребности удовлетворять недостаточно. Надо реализовать данные человеку от природы возможности, и не только данные, но и приобретенные.
Так вот… удовлетворение всех творческих возможностей человека и является его смыслом жизни и целью. Потребности мы удовлетворяем – только для реализации наших возможностей. Полностью реализуя себя, мы ощущаем остроту жизни и счастье, ни с чем не сравнимые, и перестаем искать смысл своего бытия, потому что он уже найден.
Куда лучше всего приложить каждому собственные возможности?
Очевидно, что ни в чем ином человек не будет лучше стараться, как над воплощением своей личной Мечты. Значит, надо найти эту Мечту. Каждому. Самому! И всей жизнью своей ее добиваться.
В чем же, в самом общем плане, заключается такая Мечта? Это – Любовь и Творчество. Конкретное воплощение, естественно, - индивидуально, неповторимо, потому что мир создает нас всех разными, каждого – для особых задач.
Осуществление личной Мечты, с одной стороны, - смысл жизни и цель для самого человека; с другой, - его предназначение во Вселенной. Осуществляя свою Мечту, мы в наибольшей степени счастливы, приносим максимально возможную от нас пользу другим людям, своему государству и целому миру.
Совершенно очевидно, что отдельное государство и в целом мир должны быть организованы и нацелены на воплощение в жизнь мечты каждого человека. Оптимально возможным образом. Тогда таковое государство, а через него все человечество получат максимально возможные темпы развития. И развитие это будет всесторонним и комплексным, т.к. все нужды общества будут находить полное собственное удовлетворение, при равных правах всех и каждого, в среде саморегулирующейся системы и творческой конкуренции.
Не является ли таковое общественное устройство, которое можно назвать Обществом Реализуемых Возможностей, - очевидным исполнением мировой Миссии всего человечества и каждого отдельного человека? Ведь в нем будут реализовываться все потенции мира.
Человек появился, чтобы продолжить Творение. И именно - в тот момент, когда природа в основном исчерпала другие пути собственного развития – без участия Разума. И Разум, в лице человечества, должен осознать Цели свои и Смысл собственный во Вселенной. Таковыми являются – познание и развитие мира. В бесконечной вселенной процесс познания и развития может быть - бесконечным!
Каждый человек запечатлевает себя в творении собственном. Уже даже сегодня творение это в идеальном мире можно сохранять теоретически вечно. А в материальном – все лучшее, ценное будет передаваться и развиваться в структурах - через череду их изменений.
Реализуя все собственные возможности, каждое «я» обретает бессмертие в результатах собственных дел. Не исключено, что по этим результатам, однажды, когда-нибудь в будущем, станет возможным восстановить и само «я» каждого человека…
Резюмирую. Да, человек сегодня для живой природы смертельно опасен. Но он же является и главной надеждою мира в плане его дальнейшего саморазвития. Наши возможности могут быть обращены на разрушение или же созидание. Надо просто определиться…
Прошу извинить за пространный ответ, но вряд ли на такие вопросы серьезно можно отвечать коротко. Впрочем, длинные ответы бывают не менее непонятными, чем короткие.