7. Чехов. Семья

Tumanchik
Итак, пойдем с Чеховым по третьему кругу. Кстати, одна из книг о Чехове называется «Вокруг Чехова». Написана братом Михаилом. Была у нас, но куда-то пропала.
Дед Чехова по отцу Егор Михайлович был крепостным в Воронежской губернии у некоего графа. По-видимому, хваткий и волевой был мужик, потому что после писарей хозяин назначил его управляющим над крестьянами. Из многочисленного рода Чеховых Егор Михайлович первым откупился на волю со всей семьей. Однако, купцом он не стал, так как привык управлять чужой, а не своей собственностью. Не бизнесмен, словом, а менеджер.
Отец же А.П.Чехова Павел Егорович стал купцом второй гильдии в Таганроге. Правда, у меня создалось впечатление, что капитал у него возник не по наследству, а в результате женитьбы на купеческой дочке.
Евгения Яковлевна ни характером, ни внешним видом не походила на дочь и жену купца. Сухая, нервная женщина. «Глава жене – муж, а мужу глава – Христос. Жена да убоится мужа своего». По отзывам детей, она всегда чего-то боялась.
Порядки в семье, действительно, не способствовали свободомыслию и свободонравию. Но если дети, так или иначе, освободились от пресса главы семейства, то Евгения Яковлевна приняла его и всю жизнь следовала заветам священного писания.
Павел Егорович тоже жил по православной «инструкции» - Евангелию. Только жил он не в монастыре, где основная работа – молиться Богу, а в стране нарождающегося капитализма. Он был купцом. О том, как вести торгово-закупочную деятельность в Библии ничего не говорится. Надо иметь к этому способности и хороших наставников. Ни с тем, ни с другим ему не повезло.
Однажды он написал сыну Антону: «Убеждений своих можно держаться, но других должно слушать, соглашаться всегда должно с опытными старыми людьми». Отец (т.е. дед Чехова) ему в бизнесе помочь не мог, поскольку сам купеческих наклонностей не имел. Так что прогорел Павел Егорович. И в 1875 году позорно бежал из Таганрога в Москву. Иначе сидеть бы ему в долговой яме. Впрочем, вразумительного ответа на вопрос, почему разорился Чехов-старший, я так и не нашел. Может быть, это удастся выяснить только в таганрогском музее. В пользу моей версии (купеческая бестолковость) говорит то, что нигде не приводятся никакие «объективные» причины банкротства Павла Егоровича – стихийные бедствия, локальный деловой кризис в Таганроге, мошенничество партнеров по бизнесу и т.п. Показательно, что биографы ничего не сообщают и об источниках существования семьи Чеховых в Москве с 76-го до начала 80-х годов, когда Антон Павлович начал зарабатывать писательским трудом.
А семья великого писателя была по нынешним меркам велика. У Павла Егоровича и Евгении Яковлевны было шестеро детей: Александр (1856), Николай (1858), Антон (1860), Иван (1861), Мария (1863) и Михаил (1865).
Александр был первенцем и подавал очень большие надежды. По настоянию деда он окончил гимназию, что давало право поступления в ВУЗ. Окончил Московский университет. Мечтал открыть какой-то математический закон. Блестяще владел пером, писал статьи и, кажется, был автором нескольких рассказов. В одном из журналов, где вещи братьев были напечатаны одна за другой, Антон Павлович подписался «Брат предыдущего». Александр сотрудничал в журналах, долгое время вел хронику московских пожаров.
Александр был, действительно, талантлив. Может  быть, слишком талантлив. Как на первенца, родители возлагали на него большие надежды, но строго спрашивали. В интерпретации Павла Егоровича строгость превращалась в суровость. В сочетании с домашним деспотизмом это губило, ломало возвышенную молодую душу. И сломало. Все силы Александра ушли на борьбу с отцом, которую сын проиграл. Он так и не смог убедить Павла Егоровича в пагубности для близких людей его деспотизма. Александр писал множество писем, горячо обсуждал это с братьями, искал сочувствия у матери, ругался с отцом, выражал протест разрывом с семьей (когда семья приехала в Москву, он переехал и прожил оставшуюся часть жизни в Петербурге), пил, скандалил. Но так ничего и не добился от отца. Павел Егорович смирил свой крутой нрав только в 90-х годах, когда перешел на полное иждивение к сыну Антону. Конечно, он никогда не признавал, что его жизненные установки потерпели крах, но фактическое смирение означало именно это. Против лома нет приема: против лома - только лом. Умер Александр в 1915 году.
У Александра было двое детей. Сын Михаил стал выдающимся актером. Блистал в предреволюционные годы на сцене Художественного театра, а потом в Америке. В конце 50-х годов до Советского Союза докатился фильм «Рапсодия» с Элизабет Тейлор. Там в эпизодической роли единственный раз я видел этого артиста, да и то обратил внимание только потому, что родители его помнили и сказали об этом. Первой женой Михаила Александровича Чехова была племянница Ольги Леонардовны Книппер – тоже Ольга. Поэтому, если в Интренете искать по словам «Ольга Чехова», то выдается информация о них обеих. Ну, чтобы уж закончить, скажу, что Ольга Чехова тоже эмигрировала, но не в Америку, а в Германию. Была любимой артисткой Гитлера, но, тем не менее, после войны вела довольно успешно бизнес (кажется, косметический). А по некоторым сведениям она была тайным агентом НКВД, так сказать Штирлицем в юбке.
Второй старший брат, Николай, был художником. В некотором роде этот талант он унаследовал от отца, который еще будучи в Таганроге, написал для одной церкви икону. Однако, в отличие от родителя, богобоязненностью Николай не отличался. Вырвавшись вместе с Александром из-под отцовской опеки, он в Москве нырнул в самую гущу богемной жизни. В конце 70-х  они с братом шлялись по кабакам и разным веселым домам. Будучи сокурсником Левитана, Коровина, учеником Шехтеля, Николай больше времени проводил в пьянстве и блуде, чем в мастерской. По воспоминаниям близких,  это был крест семьи. Его все время приходилось искать, вытаскивать из передряг, расплачиваться по его долгам, извиняться за то, что он обещал и не сделал. После переезда в Москву Антон Павлович, как фактический глава семейства, и нес этот крест.
Любой организм не выдержал бы такой жизни, и в 89 году Николай умер от скоротечной чахотки. Семейное предание гласит, что у Евгении Яковлевны во время беременности Николаем и Антоном шла горлом кровь. Первый разорвал свой талант и сгорел за 30 лет, а второй успел стать великим писателем, но тоже прожил до обидного мало – 44 года. Антон Павлович в 1899 году писал сестре, что хорошо бы собрать все рисунки Николая и издать их альбомом. Но эту мечту не осуществил.
К созданию одной знаменитой картины Николай, все-таки, приложил свою руку. «Осень в Сокольниках» Левитана. Женская фигурка нарисована Н.Чеховым. Сестра Мария посещала Строгановские курсы, брала уроки у знаменитых художников того времени. Художественная жилка передалась в роду Чеховых к племяннику Сергею, сыну Михаила Павловича, тоже художнику. Художником стал и внучатый племянник писателя Сергей Сергеевич.
Брат Иван был младше Антона на год. Его рождение в семье было связано с переездом в дом Евтушевского, о чем свидетельствует запись в дневнике Павла Егоровича. С детства Иван был очень нервным, мнительным, чувствовал неприязнь родителей. А может быть, эта неприязнь была ответом на его строптивость? Или суровость отца он воспринимал только на свой счет?
Когда в 1876 году отец, спасаясь от банкротства, бежал в Москву, в Таганроге остался не только Антон, но и Иван. Правда, всего на одну зиму. И на всю жизнь старший брат стал для Ивана самым близким и любимым членом семьи.
По всей видимости, Иван не закончил гимназии, как Александр и Антон, и потому не учился в  Университете. Наверное (точных данных я не нашел), он закончил какие-то курсы, дававшие ему право преподавать в школе. Нечто вроде нынешнего педучилища (колледжа). И он всю жизнь был учителем. Иван учил детей простых людей в Воскресенске, на окраинах Москвы. Он был Учителем от Бога. Многие его ученики говорили: «Если в будущем земной шар населится такими людьми, как Вы, то сама по себе жизнь станет лучше».
Несмотря на его нервность и мнительность, в общении он проявлял максимум терпения. Это он «подменял» Антона (в случаях его отлучек) в деле розыска и вытаскивания брата Николая из различных передряг. Иван был на общественных началах, т.е. бесплатно попечителем нескольких библиотек.
Он женился в 32 года по большой любви. Жена его Софья тоже была учительницей. Кстати, их венчание прошло в мелиховской церкви. У них родился сын Володя, тихий, послушный мальчик. Родители-педагоги воспитывали его каждый по-своему, но постепенно отчуждение  в семье нарастало и это влияло  на подростка. Уже взрослым Володя признался тетке Марии Павловне: «С отцом мы друг друга не понимали».
Получается, что брат Иван тоже не был счастлив. С таким мощным зарядом нелюбви, с такими комплексами неполноценности, которые были с детства заложены в него отцом, да что там в него, - во всех детей! Нужно было обладать талантом Антона Павловича, чтобы разогнать весь этот мрак. У Ивана был талант педагога, но, все-таки, не такой большой. Под старость он сам стал походить на Павла Егоровича: требовал от домочадцев строгого соблюдения норм и правил общежития. Он умер в 1921 году в Ялте.
Следующим ребенком в семье Павла Егоровича была дочь Маша. На три года младше Антона, она всю жизнь прожила в семье Чеховых. Евгения Яковлевна, последовав за мужем в Москву, в 1876 году увезла младших детей, Машу и Мишу. Весной 77 года приехал Иван, а в 79-м  - Антон, поступивший в Университет.
Взрослея, Маша постепенно становилась хозяйкой в доме. Это происходило одновременно с тем, как главой семейства становился Антон. В течение 80-х годов родители как бы ушли на покой, и их место заняли брат и сестра. Я бы сказал, что в социальном отношении Антон и Маша всю жизнь были мужем и женой. Он – хозяин, она – хозяйка. Если для Антона «женщиной» была литература, то почему замуж не вышла Маша, трудно сказать. К ней сватался Левитан, у нее были романы с артистами и художниками, но своей семьи она не создала. Может быть, потому, что она у нее всегда была – семья Чеховых.
В середине 80-х годов Маша училась на Высших женских курсах, потом учительствовала. Это она привела в дом Лику Мизинову. Вообще, за редким исключением  все женщины, которые любили Чехова и которым он симпатизировал, прошли «кастинг» Маши прежде, чем сблизились с писателем. Интересно, что официальная жена Ольга Леонардовна Книппер больше времени проводила в обществе Маши, чем Антона Павловича. Он жил в Ялте, а они – в Москве, наезжая в Крым в театральное межсезонье.
В каноническом жизнеописании великого русского писателя Чехова сестра Мария Павловна занимает место человека, пожертвовавшего личным счастьем ради творчества брата. Видимо, этот образ создала сама Маша, которая, по свидетельству близких и знакомых, любила представляться некоей мученицей, страдалицей. Ей было приятней услышать от собеседника сочувствие своей усталости, чем похвалу бодрости. Ей нужнее было, чтобы ее жалели, чем восхищались ее энергией и свежестью. В образе дяди Вани она видела себя, и всем казалось, что Чехов имел в виду именно ее, когда писал пьесу.
Но ведь по сути дела она жила так, как хотела. Вела светский образ жизни, ее квартира была своего рода салоном. Много путешествовала. Если в первые годы после смерти брата она подумывала о продаже ялтинского дома, то после юбилейных торжеств 1910 года она поняла, что этот дом можно сделать мемориалом. И сохраняя образ сестры, отдавшей жизнь для великого брата, всю оставшуюся жизнь пожинать плоды его гения. Права на все произведения и имущество, и, соответственно, дивиденды по завещанию Чехова  отходили к ней. И даже когда революция смела все эти «пережитки капитализма», то Мария Павловна осталась директором и фактически владелицей Дома-музея в Ялте.
Справедливости ради, следует сказать, что именно благодаря ее усилиям, дипломатичности и Бог знает еще каким качествам, эта женщина уже в очень преклонном возрасте сумела сохранить Дом-музей во время фашистской оккупации Крыма. Ее даже наградили за это после войны. Кстати, как это диссонирует с бытующим в СМИ штампом, что всех переживших оккупацию ссылали в лагеря.
Так что, на самом деле, мученики – это люди с трагически сложившейся судьбой. Они просто жили так, как сложилось, и, если после их смерти оказалось, что вся их жизнь была служением какой-то высшей цели, то это уж заслуга не их, а хороших посмертных промоутеров. Почитайте «Жития святых» - там много интересного.
Младший и последний ребенок родился 1865 году. Миша был всеобщим любимцем. «Сладкий Миша» - так его прозвали. С юных лет и всю жизнь он стремился быть хорошим для всех и быть любимым всеми. И этого он постоянно добивался. Это не было лицемерием. Это было внутренней потребностью сопереживать окружающим. Зачем стремиться переделать человека? Надо постараться его понять, рассказать ему о своем сочувствии, дать возможность этому человеку излить душу. Пожалуй, только самый закоренелый негодяй не почувствует симпатии к такому собеседнику.
Михаил Чехов окончил Университет, долгое время был на государственной службе. В 1898 году его наградили серебряной медалью в память царствования Александра III, орденом Станислава. Он получал в год 1800 рублей жалованья. Из всех Чеховых он добился по службе наибольших успехов. Жена Ольга умело вела хозяйство. Михаил считал себя счастливым человеком: «Пришли поэзия семейной жизни, прекрасное общественное положение».
Он писал рассказы, был переводчиком. Но все-таки, главное дело его жизни – быть биографом семьи. После смерти брата Маша и Миша подготовили к изданию кроме собственно сочинений, еще и множество его писем. Из 30 томов полного собрания сочинений 18 составляют письма. Эпистолярное наследие многих классиков также очень велико. Но большинство писем теряется, а письма Чехова уцелели благодаря младшим брату и сестре. Маша тщательно подбирала переписку, а Миша писал биографические справки, статьи, книги-воспоминания. «Вокруг Чехова» - главный труд Михаила.
Еще в молодые годы он задавался вопросом: «Я не знаю, кто собственно я такой? На службе считали меня литератором, в редакции считают меня чиновником, сам я считаю себя беллетристом, а редакторы говорят, что я – публицист». Братья всегда сравнивают себя друг с другом. Всю жизнь Михаил Чехов сравнивал себя только с одним человеком. Надеялся стать с ним вровень в литературном творчестве. Старался быть полезным Антону в жизненных ситуациях. Но между ними так и не возникло близости, как с Иваном (душевной), как с Александром (творческой) и с Марией (деловой).
Но все-таки, мы благодарны судьбе, что в семье Чеховых был младший брат Михаил, который стал первым и лучшим биографом Антона Павловича Чехова. После революции Михаил жил в основном в Ялте с сестрой. Умер в 1937 году.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru