Набросочки продолжение 3

Vikingnz
Последний раз иду на работу Первого Сентября в России и даже не догадываюсь об этом. Рядом со мной спешат дочки, поторапливая меня. Мы идем в школу, я – учить, они – учиться.
Помните наши Первые Сентября? Волнующееся море цветов, за которыми почти не видно наших ребятишек,... себя, переживающих первый или далеко не первый раз этот трогательный день. И не важно, какая в этот день бывала погода, улыбки сияли ярче в солнечный день или расцвечивали пасмурный.
День Знаний – так назывался и называется этот день.
Прошло восемь лет жизни в Новой Зеландии. Память хранит радостные и грустные воспоминания из учительской жизни ТАМ и ЗДЕСЬ. Я предлагаю Вашему вниманию некоторые из этих заметок. Может быть они напомнят Ваши школьные годы, может быть подскажут более оптимальный собственный подход к образованию Ваших детей здесь, в Новой Зеландии.
Номера школ заменены буквами (A, B, C, и.т.д.), так как не столь важны они, указаны только страны, в которых эти школы находятся.

Школа А (Москва, Россия)
Много лет назад моя старшая дочь, закончив 9-ый класс, сказала:
- Мама, я  не останусь в этой школе ни на один день!
Это была обычная московская школа, каких много.  Я сама работала в ней, знала её плюсы и минусы, и, честно говоря, никак не думала, что дочь не захочет в ней доучиться, оставалось всего два года. Причина была уважительной:
- Я не могу и не хочу больше слышать, как наша Тапочка (прозвище учительницы русского языка), зайдя в класс в своих шлепанцах домашних, завернувшись в пуховый платок, садится на край стола и начинает кричать на нас прокуренным голосом: «Вы – идиоты, тупицы и кретины!!!». Мам, я хочу уйти...она же должна учить нас русскому языку...

Школа В (Москва, Россия)
В эту школу было очень трудно попасть, как работать, так и учиться. До сих пор удивляюсь, как мне удалось это.
Разговор с директором этой школы перед началом моей работы, ...своего рода напутствие:
- Если дети Вас не полюбят, Вам придется через год уйти.
Проработала в этой замечательной школе 7 лет, до самого отъезда в Новую Зеландию...

Удивительным вещам пришлось заново учиться в этой школе. Всегда была уверена, что умею общаться с детьми, оказалось – нет.
В первые же дни работы стала свидетельницей такой удивительной сцены. Учительница останавливает во время перемены ученика одиннадцатого класса словами:
- Илюшенька, будь добр, видишь на полу бумажка валяется, подними, пожалуйста и брось ее в урну.
Со словами:
- Да, конечно, я сделаю это.
Илья поднял бумажку и отнес ее в урну.
И так же непривычно было слышать от учеников примерно такое обращение:
- Виктория Борисовна, извините пожалуйста, можно мне к Вам обратиться?
- Конечно, я слушаю тебя (ученику 11 лет)
- Если Вам не трудно, ответьте мне на вопрос...
И дальше следовал вопрос, а я думала: «За это время можно было уже и вопрос задать, и ответ получить».
Но я терпеливо выслушивала и училась говорить с этими детьми, и слушать их.


Школа С (Окленд, Новая Зеландия)
В конце беседы с директором одной из школ:
- Вы не сможете работать в нашей школе и вообще в школах Новой Зеландии. В отличие от России, где ученики сидят и смотрят в рот учителю, много работают на уроках и делают большое домашнее задание, наши дети учатся для удовольствия.
«Учатся ли?» - подумала я тогда, уже имея некоторый опыт и информацию о местном образовании.

Школа D (Москва, Россия)
- Вы не сможете работать в нашей школе...
Как странно, одни и те же слова, мне не раз приходилось слышать эту фразу, причем и в России, и в Новой Зеландии. Но в России в тот раз она звучала по-другому:
- В нашей школе учатся дети, как правило, из неполных семей, часто родители – алкоголики..такой микрорайон. Ваше сердце просто не выдержит...я не приму Вас на работу.
Вот такой был прозорливый директор школы. Он умер очень рано...его сердце не выдержало.
Восемь лет здесь, в Новой Зеландии. Встречи, вопросы, ответы...
- Билл, что у вас в стране происходит с образованием? Ничего не могу понять. Уже не первый год живу (на момент вопроса было прожито в стране 4 года) и не могу понять ни программы, ни системы.
- Ты понимаешь, с 1989 года наша страна, как и весь мир, встала на путь игры в образовании... (это для меня явилось новостью, мы если и развлекали на уроках учеников, то не заменяли им процесс обучения игрой).

Как много старых учителей здесь с недовольством вспоминают 1989 год.

Однажды на одном из интервью мне задали вопрос:
- Как Вы можете удерживать внимание учеников во время такого скучного урока, как математика?
- А кто Вам сказал, что математика скучный урок?

Школа Е (Окленд, Новая Зеландия)
Разговор с директором о программе: есть она или ее нет, если есть, то где бы ее посмотреть?
- Давайте сделаем так: я Вам дам государственную программу Новой Зеландии по математике, а через неделю встретимся и поговорим.
Через неделю...
- Прекрасная программа, так где ее реализация, я ничего не могу понять.
     ( Обнаглела, думаю про себя, с какой стати я лезу в эти дела и задаю такие        вопросы?)
- Загляните в окно, что Вы видите?
- Дети...
- Смотрите внимательнее...В нашей школе в основном учатся дети - маорята. И из этой программы школа выбирает тот материал, который они в состоянии усвоить ( кто сказал, что дети разных народов по-разному усваивают один и тот же материал? – думала я про себя)
- А в соседней школе в основном белые детки учатся, и из общей программы выбирается более сложный уровень.
.......Из этого разговора, как и из остальных, я сделала свой вывод, правильный он или нет, не знаю. Он лег пока в мою «копилочку»...

Еще одна школа в Окленде. Стоит ли их обозначать буквами, так много было встреч, вопросов, впечатлений.
Из разговора со старшим математиком школы:
- Знаешь, в чем главная проблема детей иммигрантов в изучении математики? В их плохой подготовке по английскому языку.
А вот здесь он абсолютно прав! Не поняв условие задачи,  решить ее не сможешь.
Сижу, задумавшись, перебираю, как четки,  свои воспоминания,...сколько их хранится в моей памяти: школы, директора, учителя, ученики, родители, ВУЗы, студенты. Не уместятся все в эту короткую заметку. Не ждите, не будет здесь никаких выводов. Я предложила Вам только маленький кусочек моей памяти...

2004 год