Потоп до сотворения

Владимир Морж
1. В «Ветхом завете» достаточно неясных мест, но еще больше толкований текстов. Одним больше или меньше – ничего уже поменять невозможно. Кроме того, не исключаю, что ТАК уже кто-то толковал.
2. Достаточно непонятностей в первых главах «Бытия» пятикнижия Моисея; да-да, в главах о сотворении мира. Текстуальные нестыковки хорошо объясняются не совсем гладким использованием, по крайней мере, двух источников, на основании которых и была скомпилирована книга «Бытие». На основной источник – «Жреческий кодекс» – я и опираюсь.
3. Общая схема творения Богом мира в редакции этого источника Библии следующая:
• сотворены небо, земля (при этом земля была полностью покрыта водой, полная темень и ураганные ветра – «Дух Божий») и свет, который был отделен от тьмы. Это был первый день (после того, как «дню» дано определение) творения;
• на второй день Бог отделил воду от воды (т.е. вновь создал небесный свод, идентифицированный Им словом «небо», над которым – источники атмосферных вод. Источники земных поверхностных вод остались под небом);
• на третий день Бог собрал поверхностные воды «в одно место», назвав их «морями» после чего появилась суша, названная «землею». На суше появилась зелень;
• на четвертый день Бог создал светила: солнце, луну и звезды;
• на пятый день Бог заставил воду произвести пресмыкающихся (на самом деле – «движущихся») и птиц, рыб – «всякую душу» (тех, кто дышит);
• на шестой день земля произвела зверей земных, скотов (домашние животные) и гадов (все – тоже «души живые»), а Сам Бог – человека, мужчину и женщину (одновременно), которым предстояло плодиться и размножаться и «владычествовать» над животными.
4. Порядок творения выглядит нелогично:
• судя по всему, Бог создал некую взвесь из воды и земли, жидкую грязь, которая заполняла часть Вселенной. Над этим безбрежным океаном было пространство для ветров. Местоположение неба и его назначение здесь вообще непонятно (если не считать, что первые слова книги «в начале» не относятся к первым четырем дням творения). И что за чисто русская блажь: создать себе трудности, чтобы потом их успешно преодолеть?
• темень очень не нравилась Богу, и он создал свет. Трудно себе представить свет без его источников. Любое электро-магнитное излучение предполагает источник. Даже реликтовое радиоизлучение – суть излучение Большого взрыва. И речь идет не о понятиях, не теоретическом определении света, поскольку появился день!
• первоначальная функция неба – разделить воды. Т.е. после вторичного создания неба осадки стали осадками, а поверхностные воды стало возможным собрать в моря, чем выделить за одно и сушу (небесные воды протекали на землю через специальные отверстия – «окна небесные»);
• тогда-то появилась и флора. Составители текста не считали растения живыми (по крайней мере, в полном смысле этого слова), они считались просто продуктом, предназначенным в пищу;
• светила появились достаточно поздно. Их прямое назначение – быть именно светильниками и для отделения дня от ночи (как будто ранее день никак не отличался от ночи). Кроме этого светила предназначались для календарных расчетов и для «знамений» (чудодейственных деяний Божих);
• как только земля была приготовлена для обитания, Бог создал одушевленных зверей и человека.
5. Между прочим замечу, что второй источник «Бытия» («Яхвист») говорит о совсем ином алгоритме создания вселенной: «Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождь на землю..., но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» [2,4-6] (т.е. ни о какой воде, заполняющей вселенную, и речи нет, земля суха, из нее выделяется в лучшем случае пар!). И только после этого Бог насадил райские кущи. Но оставим «Яхвист» в покое.
6. Какие бы теории не выдумывались, назойливо мучит мысль: здесь все не так, «не мог» Бог творить так, «не мог» в таком виде «изложить» историю творения Моисею. Составители «Жреческого кодекса» явно опирались на факты, которые «подсказали» именно такой ход сотворения мира.
7. Здесь я перепрыгну к истории Ноя. Известно, что за некие прегрешения (о подробностях которых из приличия в Ветхом Завете не говорится [6,5; 6,11-13]) Бог решил уничтожить перволюдей и создать человечество заново. Перволюди были не только потомками Адама и Евы, но и потомками каких-то других народов и даже детьми-исполинами «сынов Божиих» и обычных женщин [6,1-2]. Как бы то ни было, только один Ной с отпрысками и снохами был заведомо предупрежден и спасся (замечательно, что в живых практически год после начала потопа оставался еще и дед Ноя – Мафусал; в каком месте спасался этот допотопный праотец, Библия умалчивает).
8. Потоп был примечательным: он покрыл самые высокие горы на 15 локтей [7,29] (7 метров), утонули все люди, кроме Ноя и его семьи, вся живность, кроме взятой Ноем в ковчег (как спаслась растительность, не указано). Потоп от начала дождей и до полного высыхания земли продолжался (по «Жреческому кодексу») 365 дней. После потопа люди и звери снова смогли начать «плодиться и размножаться».
9. Интересна хронология потопа:
• «разверзлись источники великой бездны, и окна небесные отворились». Т.е. вода поднялась не только и не столько от дождей, сколько (в начале) от земных вод;
• вода «усиливалась» 150 дней;
• затем Бог «вспомнил» о Ное с семейством, подул ветер, воды остановились, закрылись «источники бездны и окна небесные» (куда же вода ушла?);
• вода убывала 150 дней;
• вода иссякла 1 дня первого месяца 601-го года жизни Ноя (начался потоп 27 числа второго месяца 600-го года жизни Ноя);
• земля высохла 27 числа второго месяца 601-го года жизни Ноя.
10. Совершенно очевидна вселенская катастрофа: гибель людей и животных, страшное наводнение в течение 300 дней, все людские постройки были смыты водой и носились по океану. Вместе с ними была смыта и почва, деревья… Ветры вздымают огромные волны, гонят их неизвестно куда… Катаклизм сопровождался сплошными дождями, облачностью...
11. Итак, налицо… первый день творения: взвесь из воды и земли, ветры, темень. Продолжу хронологическую последовательность прекращения этой катастрофы с точки зрения человека, плывущего на лодке (плоту, корабле, ковчеге – не суть важно):
• начало катастрофы: земля полностью покрыта загрязненной водой, полная темень и ураганные ветры;
• как только дожди перестали быть такими интенсивными, стали различаться день и ночь, однако даже солнца из-за сплошной облачности и туманов видно не было;
• дожди прекратились – небесная вода и земная разделились, стало видно облачное небо, хотя солнца еще не видно;
• вода убывает, появляются участки суши. На суше – зелень, те же водоросли. Или: лодку прибило к берегу, мало затронутому наводнением, и на берегу – сохранившиеся земные растения;
• в просветах облаков стали видны солнце, луна и звезды!
• к суше приплывали рыбы, морские звери. Известно, что морские обитатели чувствуют приближение катастрофы и стараются держаться подальше от берега. Теперь все неприятности кончились, можно вернуться к шельфу;
• к воде возвратились земные животные и уцелевшие люди.
12. Разве такое прочтение первых глав Бытия не логично?
13. Замечу, что меня не интересует причина катастрофы.
14. Замечу, что по большому счету это действительно могло начаться и закончиться за 6 дней.