Москвич из города Большого яблока

Владимир Попков
 
 Александр Журбин – известный советский, российский, а с некоторых пор – и американский композитор, живущий с начала 90-х в Нью-Йорке. Автор «Орфея и Эвридики», первой отечественной рок-оперы, трех симфоний, трех балетов, музыки более чем к 50 кинофильмам, почти 3-х десятков мюзиклов, десять из которых впервые поставлены в Нью-Йорке в его театре «Блуждающие звезды». Да и песен, исполненных несколькими поколениями наших эстрадных звезд в творческом багаже – более двухсот…
 И вот - совсем недавно прошедшая по ТВ «Московская сага» по культовому роману В. Аксенова, с удивительно органичной и добротной по нынешним временам «живой» музыкой. А песня из фильма «Тучи в голубом» сегодня – на верхних строчках хит-парадов… Во время очередного приезда в Москву, Журбина по нашей просьбе «поймал» его старый знакомец и даже соавтор по песням – журналист Владимир Попков.

 - Саша, тебя уже, наверное «изамортизировали» коллеги-журналисты с расспросами о нашумевшей телепремьере, об этом писано-переписано… А я – не удивляйся, хотел бы поговорить с тобой, несколько, о другом. Нашему изданию интересны твои наблюдения, как человека, живущего «на два дома» - в США и России, по поводу явления, которое можно обозначить, как «синдром иногороднего» (кажется, ни в одном языке мира нет синонима этому рашен-неологизму).
 Как американский провинциал позиционирует себя по отношению к «вашингтонцу», или «нью-йоркцу» (которым, кстати, и ты являешься). Есть ли у него ощущение ущербности из-за отсутствия столичной прописки, как у нас? И вообще – существует ли какой- либо ментальный антагонизм провинции с центром, столь характерный для России?


 Провинция – понятие интернациональное. Она существует в любой стране – в Америке, Германии, Индии, Аргентине. В Китае именно так называются области страны – кухня провинции Сы-чуань, например. А во Франции знаменитый Прованс – в переводе ни что иное, как «провинция».
 Быть провинциалом – особая мета. Знаменитый комплекс Жюльена Сореля, описанный Стендалем в «Красном и Черном» - известен в каждой стране. И знаменитый вопль «Трех Сестер» - В Москву! В Москву! – в любой стране вопринимается адекватно. Провинциалы завоевывают столицу – это одно из самых захватывающих приключений, об этом все вариации сказок о Золушках, как мужского, так и женского пола.
 Но в Америке «комплекса иногороднего», насколько я понимаю, нет. Американец вряд ли будет хвастаться, что вот я нью-йоркец в 4-м поколении. Наоборот, он с гордостью скажет, что родом я из Омахи, штат Небраска или из арканазасского Литл-Рока. Никаких смущений по этому поводу, наоборот, городость: смотрите, какой я «селф-мэйд мэн». Да и вообще – учиться в провинции, а на определенном уровне и жить в провинции – довольно престижно. Наши знакомые американцы, очень состоятельные люди, с огромным имением в Лонг-Айленде, домом во Флориде и шикарной квартирой в Манхеттене, отправили свою дочь учиться в штат Мичиган, в небольшой университетский городок. Там прекрасная law school – то есть юридическая школа, и там учатся дети из соответственно класса семей США. Ни в Нью-Йорке ни в Лос-Анжелесе, ни в Чикаго таких школ нет. Стало быть, ребенок 4 года проведет в исконно сельской местности, абсолютно без какого-либо ущерба для себя.
 А очень богатые люди (кинозвезды, президенты банков, нефтяные олигархи) вообще покупают ранчо где-нибудь в Айдахо или в Монтане, и живут там половину своего времени, наслаждаясь тишиной и природой. Бизнес делается по телефону, по видеосвязи и по Интернету. Присутствие совершенно необязательно. Если вдруг надо срочно приехать – серебристый private jet (частный реактивный самолет) домчит вас за пару часов куда хотите.
 Но в некоторых областях деятельности есть необходимость жить в Нью-Йорке или Лос-Анжелесе. Если ты занимаешься театром – тебе никуда не деться от города Большого Яблока. А если ты в кинобизнесе – ты должен жить в Городе Ангелов. Это просто необходимо. Но – опять же, в отличии от России – если ты живешь в провинции, а тебе надо жить в столице – пожалуйста, живи. Снимай квартиру, и живи, если в этом есть профессиональная необходимость, и тебе позволяют средства. Никаких проблем с пропиской и работой у тебя не будет. Так что и здесь грань между провинцией и столицей очень размыта. Сегодня ты в Канзас-Сити, а завтра в Нью-Йорке. Как говорится - ноу проблем…


- В России в 19 веке Лесков мог жить и работать в Орле, Чехов в Мели-хове, или Ялте т.д. и быть при этом – светочами нашей культуры, ее лидерами. Сейчас, если не считать исключений – Распутин, Вампилов, Астафьев и еще нескольких примеров, скорее-подтверждающих правило, а не наоборот - если не хочешь выпасть из медийного пространства – всеми правдами и неправдами – в Москву или Питер! Подвержены ли американцы комплексу провинциала?
 В Америке очень многие крупные люди живут постоянно в маленьких городах, в сельской или дачной местности. При этом у них может быть квартира в Нью-Йорке, но чаще всего она существует, чтобы провести в ней пару ночей, если вдруг какие-то дела в городе.
 Но в определенных ситуациях надо жить вблизи от Большого Города. И Барышников и Тони Беннет, и Вуди Аллен, и многие другие люди их класса, имея шикарную манхеттенскую «жилплощадь» - в основном живут в Коннектикуте, в Лонг Айленде, в Нью-Джерси, в Вестчестере (это ближайшие пригороды Нью-Йорка.) Вообще иметь два-три места жительства для американца весьма среднего класса вполне нормально. Поэтому их трудно разделить на провинциалов и столичных жителей.
 Хотя, конечно, популярный телевизионный ведущий должен жить в центре большого города. Потому что он должен быть в любой момент готов быть на экране, в эфире, чтобы не было проблем с пробками – это там тоже имеет место. Все телевизионные персоны живут в Манхеттене (а политические – в Вашингтоне, а голливудские – в Беверли Хиллс). При этом у них тоже могут быть вторые и третьи резиденции, но главная – все же в городе, недалеко от студии.
 Это касается всех людей, связанных с ежедневным медийным бизнесом. Репортер крупной газеты, радиоведущий, светский хроникер в провинции жить не может. Это аксиома.
Но, наверное, стоит пояснить, что американская провинция по уровню жизни ничем не отличается от центра. Это не так как у нас, за сто километров от Москвы уже плохие магазины, и не купишь авокадо или анчусов, нет супермаркетов и хороших дорог.
 Жить в провинции в США значительно удобнее и дешевле, чем в мегалополисе. Поэтому многие и живут в одноэтажной Америке. Но если положение обязывает, если ты занимаешь какое-то видное положение, то «тресни, но держи фасон» - то есть имей хороший адрес. В Америке тебя прежде всего судят по адресу.
 И тут масса тонкостей, которые можно понять, только живя там. В Манхэттене по адресу вы сразу понимаете про человека все. Его положение в обществе, его имущественное состояние, его «вес». Причем иногда разница в один квартал вносит существенную коррективу. Если вы живете на 83 улице между Центральным Парком и Коламбус Авеню – вы скорее всего, очень богатый и влиятельный белый человек. А если на той же улице, но между Коламбус авеню и Амстердам Авеню – то вы скорее всего бедный пуэрто-риканец. Растояние между этими двумя адресами – не более 500 метров. Но это – два разных мира.

- Зная тебя, как композитора, очень плодотворно работающего в очень широком диапазоне музыкальных жанров, хочется спросить:
Как тебе - тотальная российская «попсизация» культуры и музыки, в частности?
 Знаешь, я не против попсы, как таковой… Я ее не люблю, но я совершенно не склонен ее запрещать, и принимать какие-то административные меры. Прекрасно понимаю, что есть сегмент общества (довольно большой, наверное - процентов 70-75) который питается только попсой, и никакой другой «музыкальной пищи» не принимает. Они полноправные граждане, с ними тоже надо считаться, переделать их вот так сразу невозможно. Но вот чтобы я запретил – это оглушительно «играние» попсы в общественных местах – в ресторанах, на пляжах, в лифтах, просто на улице. Если уж мы теперь демократы, то надо считаться и с меньшинствами (а мы, которые попсу не любят, в явном меньшинстве) и не заставлять их слушать то, что им не нравятся. Это вполне сравнимо с курением. Я же не возражаю, что кто-то где-то курит, пусть, как говорится, на здоровье… Но я возражаю, когда кто-то выдыхает мне дым прямо в лицо! Это уже посягательство на мою «прайвеси», и этого я, извините - не допущу…
 Я не хочу быть неправильно понят. Мол, приехал из-за бугра и учит… Есть, конечно, красивые песни, есть и прикольные, и заводные-танцевальные, которые мне нравятся и в сегодняшней «попсе». Но их, к сожалению – единицы. А основной поток, вал который на нас несется – это чудовищные, примитивные поделки каких-то компьтерных «умельцев», перепевающих в тысячный раз одни и те же псевдолюбовные страсти и настырно «ратируемых» во всех медиа-средствах. От этого - действительно тошнит любого здорового человека.. Пусть этот «музкич» звучит на дискотеках для тинэйджеров, «фенов» подобной продукции. Это их выбор, это невозможно остановить. Есть надежда на то, что повзрослеют – поумнеют, потянутся к чему-то нормальному. Но - увольте всех остальных людей от этого насилия!
 Будь моя воля, я бы принял закон о «музыкальной экологии». Чтобы музыка, звучащая в общественных местах была предельно лишена вредных примесей, музыкального «никотина»…
 Между прочим, на Западе (той же Америке) дешевой попсы не меньше чем в России, а может и больше. И группы тинейджеров из бедных слоев населения ее жуют с большим удовольствием. И никто с этим не борется.
 Но в супермаркетах, в лифтах, в кафе ресторанах и на улицах звучит почти всегда легкая классика, легкий джаз, традиционные песни в мягкой обработки – то есть музыка не агрессивная, не раздражающая, создающая хорошее настроение.
Хорошо, если бы и у нас в России было так. Или хотя бы стало когда-нибудь, в конце концов…

(c) Владимир Попков 2005 г.
"НОВЫЙ ВЗГЛЯД"