Летать на метле легко! Секретные технологии Голливуда

Поттер Гарри
Виолетта Баша, еженедельник "Моя семья"

«Все может быть.
Хотя того не может быть, чего вовсе не может быть.
Но и это возможно!».

  Пусть этот девиз разработчиков спецэффектов остается с нами при погружении в невероятный мир современного кино.

Фильм про юного волшебника Гарри Поттера заставляет поверить нас в то, что чудеса возможны. В то, что человек умеет летать. Понимаешь, что все это – компьютерные эффекты. Но каким образом удается сделать их такими правдоподобными?! Мы видим лица несущихся на метле учеников школы Хагвартс крупным планом. Видим их подробно - до капелек пота, до рисунка пор на лице, до едва заметного дрожания век. Трудно усомниться в реальности происходящего на экране. Но … как это возможно? Только в первом фильме - «Гарри Поттер и философский камень» были использованы более 500 спецэффектов. Мы расскажем о самых интересных из них.


Засекреченная школа Ховартс

Прокат фильма «Гарри Поттер» собрал свыше 926 миллионов долларов, заставив миллионы людей поверить в чудеса. Пока еще дизайнеры картины не могут раскрыть все тайны спецэффектов, поскольку предстоит еще не одна серия, и это требует повышенной секретности. Среди самых ярких сцен – полеты на метле, о которых мы поговорим позже. А сначала – место действия.
Стены старинного замка Элнвик XIV века стали фасадом школы Хавартс, а его газоны – полем для квиддича. Дом капитула норманнского собора в городе Дурхеме стал местом проведения уроков профессора Макгонагалл. Дизайнерам и художникам фильма предстояло создать необыкновенный, волшебный мир. А значит, никакого искусственного освещения! Продюсер фильма Крис Коламбус настаивал на приглушенном свете. И дизайнеры осветили съемочную площадку факелами и свечами. Чтобы создать впечатление сверхъестественности происходящего на экране, пришлось применять особую технику съемки в сочетании с изменением перспективы. Дизайнер Стюарт Крэг с детским энтузиазмом построил четыре разных площадки с видом Хогвартса. При этом сцены вне школы соединялись с интерьерными сценами посредством замысловатой системы дверей.
Передвигающиеся лестницы могли сделать механически, такой опыт в других фильмах уже был. Однако, использования в качестве места действия старинного замка заставляет думать, что вряд ли этот памятник культуры подвергали реконструкции. Достаточно было снять героев картины на обычной лестнице и заставить компьютер менять направление лестниц. Сотни тысячи точек изображения на компьютере позволят так сделать все стыковки, что вы не заметите никакого подвоха даже в тот момент, когда персонажи сходят с подвижной лестницы на неподвижные этажи.
Такие кадры стали возможны с появлением цифровых камер. Точно также были оцифрованы (сняты на цифровую камеру) и многие персонажи картины, например, «почти безголовый Ник». На съемке он только наклоняет голову, а уже компьютер эту голову «снимает с плеч». Призраки, как и сами герои, снимались отдельно друг от друга, а потом персонажи вставлялись в кадры фильма как в рамку.
Технические детали съемок разных сцен принципиально различались. Так, чтобы создать ощутимую разницу между миром маглов и магическим миром Хогвартса, было решено использовать более теплые тона и широкоугольные объективы для волшебного мира, и холодные тона и длинные объективы для реального мира.
Несложно было «подвесить» свечи в зале Хагвартса под потолком или мгновенно «перекрасить» флаги в зале в день выпуска учеников школы. Это мог сделать компьютер. Впрочем, свечи можно было подвесить и на тросах, а потом тросы на экране стереть при помощи компьютера.
В Лондоне продюсер фильма Крис Коламбус арендовал помещения Австралийской Высшей Комиссии, которые превратил в пыльный, покрытый паутиной банк Гринготтс - хранилище состояния семьи Поттеров. Гоблины в сценах в волшебном банке, оказывается, вовсе не мультипликационные картинки, как это чаще всего бывает при съемках всяких гуманоидов, а загримированные артисты. Грима на них было так много, что артисты не могли даже в перерыве … перекусить, чтобы не испортить его. Один из служащих Высшей Комиссии вспоминает: «Каждое утро к нам приходили двадцать гномов (служащий оговорился, речь идет о гоблинах, - прим. Ред.). Их гримировали целую вечность, и, загримированные, они уже не могли ничего есть. Когда съемки заканчивались, они заказывали, кажется по 100 пицц для каждого». Конечно, доводку образов гоблинов до того сказочного облика, который мы видим на экране, осуществлял компьютер.

Полет на метле

Предмет особой гордости создателей фильма - компьютерные эффекты в сценах игры в квиддич. Фон здесь полностью виртуальный, существующий только на компьютере, и лишь на переднем плане разворачивается настоящее, живое действие. Правда, в отличие от обычных съемок актеры должны двигаться на большой скорости и иногда… менять форму. Это достигается тоже с помощью компьютера. Часами Гарри Поттер и его друзья просидели на метле, покоящейся на земле (или повешенной на небольшой высоте в воздухе). Их снимали цифровые камеры. Такое длительное время было необходимо, чтобы получить большой объем информации об изображении и ввести эту информацию в память компьютера. Как снимались, например, сложные кадры? Например, гарри, стоя на метле, и не держась руками, ловит крылатый, стремительно ускользающий золотистый шарик. Гарри на земле становился в нужную позу. Его снимали. Потом компьютер «поместит» Гарри на метлу и запустит его на большой скорости в полет. Аналогично снимались сцены полета волшебной машины и ее приземления. Но учтите, мы очень упрощенно рассказали вам, как снимаются подобные сцены. Сложность при съемке таких сцен объясняет, почему для фильма «Гарри Поттер» воспользовались несколькими компаниями по спецэффектам. Так, “Industrial Light & Magic” (“Искусственный разум”) создала Лорда Волдеморта, “Rhythm & Hues” (“Кошки против собак”) – незаконно выращенного Хагридом дракона, заслугой “Sony Pictures Imageworks” (“Стюарт Литтл”) стали наиболее сложные сцены игры в квиддич. Итого: три знаменитых фирмы 500 спецэффектов. Во второй серии фильма про юного волшебника с помощью компьютера были изменены и перенесены на экран и полеты на метле, которые уже были в первой серии, и знакомые Гарри.
 Большинство эффектов в таких картин, как "Терминатор-2". Судный день", "Газонокосильщик" - это чудеса компьютерной анимации. Анимация для фильма «Терминатор-2» были сделана той же самой фирмой «Industrial Light & Magic», которая произвела на свет «Лорда Воландоморта» в фильме «Гарри Поттер» с использованием своих оригинальных программ. Эту работу осуществляли 30 специалистов на восьми машинах фирмы Silicon Graphics. В современных фильмах часто используются роботы. Ожившие куклы, нашпигованные проводами и микрочипами, играют гуманоидов и чудищ, совсем не похожих на человека. Роботы и раньше использовались в фильмах о терминаторе. Разработчик спецэффектов последнего фильма о терминаторе Стэн Уинстон рассказал, что в фильме впервые будет задействован настоящий движущийся робот.
 

После завтрака – полет на метле!
Знаете ли вы, что…

Предприимчивые люди выпустили в продажу точную копию метлы, на которой летал Гарри Поттер в одноименном фильме. По замыслу создателей, «эффект полета» на метле создается с помощью вибрации ручки метлы. Вот отзывы родителей, купивших своим дочкам эту игрушку. «Я просто удивляюсь тому как долго (дочь и ее подруги) могут сидеть в спальне и играть этой волшебной метлой», пишет мама из Техаса. Другая мама пишет, что она поражена тем, что ее дочь дерется с братом из-за этой метлы, да к тому же еще и жалуется, что батарейки садятся слишком быстро. Мама из Hью-Джерси, почуяв неладное, заявила, что разрешает дочери играть «моделью», но при условии, что батарейки вынуты. Одна 32-х летняя мама заявила, что получает удовольствие от метлы не в меньшей степени, чем ее дочка.

Анекдот:

Гарри Поттер:
- Колдовство, замки, полеты на метлах, совы...Все! Рву с травкой.

перепечатка только с письменного разрешения автора