Зазеркальная правда Леонарда ван Мюнстера

Новопашин Сергей
       Ты уникален.
       Всякий раз, когда пересекаешь Главный проспект по улице Либкнехта, зеркальный блик со стены «Колизея» как-то не косвенно пытается убедить нас верить в провозглашаемое качество: «ты уникален». И убеждает. С сентября 2002 года, с той поры, когда медиахудожник Леонард ван Мюнстер незатейливо выложил её на стене некогда советского кинотеатра «Октябрь», вернувшего свое первородное имя  - «Колизей».
      Заботятся о нас художники из далеких Нидерландов, что и сказать…Заботятся, искренне пытаясь, во-первых, привить некие необходимые для «цивилизованного человека» нормы, и, во-вторых, как написано в концепции проекта – «внедрить в публичные пространства позитивные послания». Поэтому-то вся эта «фигурная резьба лобзиком» и называется – «Позитивные зеркала». Кроме того, проект афишировался и как направленный «на борьбу с навязчивой коммерческой рекламой», олицетворяя, видимо, тем самым навязчивую некоммерческую рекламу.
      Ясен день, что тезис об уникальности читающего его - это вам не «х.й - п…а играли в поезда» - подзабытое граффити, негативно сказавшееся на неокрепшей психике советских детей начала 70-х. Новая эпоха, решившая половой вопрос, сместила центр тяжести в сферу жизненно насущных разборок, сменив вектор с негативного «Сдох твой панк!»  на позитивный «Punk Not Dead!».
    Что ж, скажем и мы негативу: «нет»! (Водку выльем, а стакан съедим…).
    Проект, заявленный как «Позитивные зеркала», надо полагать – абсолютная альтернатива зеркалам кривым, которые не могут отражать «твоей уникальности» по определению. «Позитивное зеркало» же чудесным образом не только не травмирует психику екатеринбуржцев, но наоборот – потворствует исподволь в правильности «тебя», что особо ценно для гормонально и психически неустойчивого актуального поколения.
   Смущает только, что заявляемая зеркалами уникальность какая-то ущербная (по факту самого заявления), и заключается, похоже, лишь в следовании тем или иным стандартам одежды, музыки, напитков и пр. Т.е. выбор уникальности задан теми же, кто об этом громче всех вопит. Наверное, по этой причине, выкладывание зеркальной мозаики – всего лишь часть обширного проекта под корявым для русского уха названием «Дебаты и Кредиты»  (типа: по****ели и бабки поделили).
    Хотя, название неплохо бы звучало для панк-группы: Дебилы и Кради ты, ****ы и Сердиты (ну а как вы хотели?).
     Наверное, перегибаю я все-таки, наезжая на голландца - было бы несправедливо так глумиться над продуктом медиатворчества. Сама идея такого подхода к неперсонифицированному способу передачи информации интересна и в потенциале - продуктивна. Согласитесь, если бы тезис звучал вопрошающе «Ты уникален?», то в контексте нашего культурного кода он сразу зачисляется в ряд «Ты записался в добровольцы?», «Ты заплатил налоги?» и т.п., т.е. в который раз провоцирует бесконечные рефлексии в мятущейся русской душе. А так все корректно – ты уникален точка (виртуальная). Так вот этот-то принцип и надо взять. «Ты заплатил налоги», «Ты записался добровольцем в Чечню» - как «Выпил, закусил». Все спокойны и совесть тоже.
   По сути же, мое брюзжание направлено против того дискурса, который изначально базируется на условии «как бы» и навязывается его трансляторами всевозможными способами. В данном случае, идея тезиса сводится примерно к следующему: «Хоть ты и пьешь «пепси» («колу» etc), как миллионы других двуногих, но в остальном-то ты уникален. Крест на пузе». Вроде и игра-то понятна, да хреново от такой игры. Вот и приходится глумиться: «Ты уникакален / унифи(е)кален». Детский сад, скажите? А кто нынче хорош?
    Есть не менее позитивные образцы, правда их позитивизм тщательно закамуфлирован. Тем и ценнее результат! Один из таких слоганов украшал некогда (году в 1997-м) фасад департамента культуры Каталонии непосредственно у парадного входа: «Nazis Morts!». Естественно, удержаться я не мог, видя такое откровение – отснял на фотопленку. В чем прикол? Да пока такое пишут на стенах активисты из конкурирующей фирмы, нацисты будут жить и процветать. Позитивно?
   Второй же тезис явился не в Барселоне, а в 1994-м в Е-бурге - на стене одного из гаражей в городке Декабристов 16/18: «Гуссерль дурак!». Яркое свидетельство того, что уникальность как качество не появляется в результате навязываемой промывки мозгов, порождающей самоуверенных идиотов, но присутствует в человеке изначально, не требуя доказательств, и, тем более – заверений. 
    Esse Homo! Рэп – отстой! Черная икра - да!


Екатеринбург. 2004