Блеск нищеты

Иван Чорный
Памятники истории и культуры должны жить в веках, но не живут. Люди жить не дают. Историю превращают в руины или замазывают свежими красками. Эти краски тускнеют на глазах, а всё что под ними уже не различить.   
«Буквально на днях я вернулся из командировки по историческим городам  области. От поездки остались противоречивые впечатления. С одной стороны, радость и гордость за красоту наших исторических городов -  Орска, Бузулука и Бугуруслана, с другой – чувство досады за то, что старинные здания разрушаются, «реставрируются» на современный  лад, унося с собой неповторимую красоту архитектуры прошлого» - высказался как-то один видный оренбургский  историк. Высказался очень мягко. Тут скорее не чувство досады, а чувство обречённости. Все мы обречены. Потому - что наша история, история города, запечатлённая в архитектуре, как Атлантида уходит под воду.  Орские научные сотрудники музея так и говорят: «Экскурсии проводить скоро негде будет, что показывать-то?».
Особенность нашего исторических городов состоит в том, что историко-культурное наследие дошло до нас  не только в виде отдельных памятников истории и культуры, но также и в виде исторических застроек, создающих целостные историко-архитектурные образ.
В 1990 году Орск получил статус исторического города. Здесь официально зафиксировали около 60 памятников архитектуры и 60 памятников градостроительства, плюс памятники истории. В их число включены - исторический центр города (постройки 1870 - 1917 гг.) и  градостроительный комплекс "Соцгород", разработанный в 1935 году под руководством немецкого архитектора Г. Шмидта.
В 1993 г. специалисты из Екатеринбурга предложили  важнейший документ — «Историко-архитектурный опорный план и проект охранных зон памятников Орска», где были учтены все исторически ценные объекты города. Это была инерция ещё советской поры, когда памятники охраняли без всяких постановлений свыше. В 1998 г. была разработана и утверждена программа «Орск-наследие». В нее вошли 7 программ, создающих условия для привлечения инвестиций в эту сферу. Планы были грандиозные: хотели зарабатывать памятниками на их же содержание, собирать пожертвования, штрафовать за нарушения законодательства об охране памятников. В общем, кинуть все ресурсы на преображение исторического центра города. Но… И оформление паспортов памятников с фотографиями и описанием, и заказ проекта реставрации библиотеки на ул. Советской, 80 ни к чему существенному не привели. По слухам паспорта, переданные в администрацию, вообще куда-то бесследно исчезли. Остались только копии в краеведческом музее. Исторический центр города, обозначенный в областном законе "Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) в Оренбургской области" как территория центра города, ограниченная ул.Советской, ул.Народовольцев, ул.Рабоче-крестьянской, ул.Новостроечной, по берегу реки Урал приходит в неописуемое захолустье и упадок. Некоторые дома фактически разрушены. На некоторых ещё остались мемориальные доски, их не утащили, но сами здания превратились в развалины. В аварийном состоянии дом купца Нигматулина, дом, где останавливался цесаревич, вообще растащили по кирпичам.
Бывший дом купца Маца, выполненный в стиле «модерн» на грани исчезновения. Здание  - памятник профессионального зодчества, один из лучших образцов "модерна" уральского региона..
Некоторые из ретивых чиновников утверждают, что исторической ценности оно не несёт. На сегодня здание находится в управлении здравоохранения. Но по слухам его вообще собираются продавать. Уверен, что будущий владелец, если таковой объявится, не будет особо утруждать себя сохранением  той же отделки цветными стёклами, включенной в фасадное убранство дома. Специалисты краеведческого музея даже написали письмо по этому поводу на имя главы города Ю. Черноусова, где, в том числе изложили проблему того, что город катастрофически теряет своей исторический облик. Ответа не последовало.   
Все памятники градостроительной архитектуры в Орске местного значения. То есть находятся в ведении города, в том числе и в вопросах их охраны. Хотя охрана имеет чисто номинальное значение. «Мы можем только констатировать или уведомлять факт разрушения», - говорит специалист по охране памятников А. Логинов, - в соответствии с законом деньги на сохранение выделяются из местного бюджета или этим занимается владелец, арендатор дома». Бюджетных денег вместе взятых не хватит на реставрацию хотя бы одного исторического объекта,  а владельцы-арендаторы переиначат здание, так что от исторического облика останутся только скупые воспоминания.
Существует важный нюанс, который играет не последнюю роль в буквальном исчезновении памятников с лица земли. Реставрацию градостроительных объектов могут проводить только специалисты, ближайшие из которых находятся в Оренбурге. На настоящие ремонтно-реконструкционные работы с сохранением архитектурных особенностей нужно, во-первых, получить разрешение на реставрацию, во-вторых выложить огромное количество денег на использование именно тех или близких по составу строительных материалов. Это избежать не трудно, поэтому делают проще – дома, если и «реставрируют», то, как Бог на душу положит. Так, дом купца Литвака построенный в стиле «модерн» с восточными элементами оброс решётками, евроокнами, вывесками, а в той части, где по сей день, находится библиотека – полуразрушенный фасад. По словам инспектора охраны памятников при отделе культуры нарушений со стороны владельцев зданий не было. Впрочем, если бы и были, тут же оговаривается он, то штрафы, налагаемые в судебном порядке смехотворные – несколько МРОТ. 
Взять тот же градостроительный комплекс по проспекту Мира - проезду Металлургов - переулку Музыкальному. Комплекс является реализованным фрагментом проекта планировки и застройки Нового Соцгорода Орска, разработанного в 1934 году голландским архитектором М. Стамом в соавторстве с Г. Шмидтом (творческая мастерская известного немецкого архитектора Эрнста Мая - представителя школы Баухаус"). Комплеск представляет собой микрорайон с элементами системы обслуживания, большинство зданий которого возведено на основе принципов архитектуры европейского "функционализма". Говорить много не нужно – всё это ежедневно мы видим сами. На гипсовую лепнину приделывают пластик, а оконные арки переделывают на свой вкус, чтобы вмонтировать рольставни. Архитекторы говорят по- своему: «В планировочном решении район является памятником архитектуры, а в объёмном решении нет». Вот и получается, что, к примеру, магазин  «Сантехника» худо-бедно гармонирует с домом, в котором располагается, а рядом разместившееся  заведение, территория общего пользования, которого, выложена камушками - нет. По другую сторону проспекта от сталинского неоклассицизма тоже оставили жалкие воспоминания, приправленные обильными порциями современного постмодернистского архитектурного мусора.  «Нужен специальный орган, - говорят в комитете по  культуры, - наделённый специальными полномочиями, не зависящий ни от кого, в том числе и от администрации, необходимо ужесточать штрафные санкции». Когда всё это будет? 
Поговаривают, скоро в Росси вступит в силу закон позволяющий приватизировать исторические объекты. Хочешь - бери.  В общем, будут покупать старые «дворянские гнёзда» для новых гнёзд. В Германии, скажем, такие объекты можно приобрести что называется «за пфенниг», но будь любезен, содержать его в соответствии с архитектурными требованиями, сохраняя исторический вид. А у нас новые хозяева даже мемориальные доски за ненадобностью снимают. Найдутся ли у нас в городе добрые души, радеющие за историю и не жалеющие  во имя этой памяти своих кровных? Ведь уже сейчас, несмотря на огромное количество федеральных, региональных, местных законов, распоряжений и указов, контролирующих органов и инспекций исторические памятники приходят в грандиозный упадок. Или превращаются в безобразный «ново-арх».